Rambler's Top100
Все новости Что посетить
Александра КРЫЛОВА 30 июня 2008

Cognitive Technologeis обучает студентов МФТИ

Кафедра когнитивных технологий, открытая компанией Cognitive Technologies на факультете инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института осенью 2007 г., выпустила первых студентов.

Факультет инноваций и высоких технологий был создан в МФТИ два с половиной года назад. «Сверхзадача факультета, - рассказывает его декан В.Е. Кривцов, - повернуть головы наших студентов в направлении внедрения результатов их научных работ. Исследователи в области прикладных математики и физики (а это основные направления подготовки студентов в физтехе), должны четко понимать, на какой коммерческий результат  ориентированы их разработки».


 
Сегодня на факультете инноваций и высоких технологий «растят» две категории специалистов. К перовой относятся те, кто владеет технологиями обеспечения инновационной деятельности  в экономике, в бизнес-планировании, в вопросах интеллектуальной собственности. А ко второй, поскольку инновации без IT сегодня немыслимы, - специалисты в области информационных технологий.


Для подготовки последних на факультете создаются мощные кафедры на базе компаний, обладающих высокой компетенцией в области IT: в их числе уже сегодня ABBY,  Cognitive Technologies, Яндекс. По словам В.Е. Кривцова, переговоры об открытии базовых кафедр сейчас ведутся и с другими столь же яркими именами.


Обучение на факультете инноваций и высоких технологий в целом и на каждой базовой кафедре в отдельности строится на проектной работе студентов. «Мы на факультете прилагаем очень много усилий к тому, чтобы поощрять и развивать инициативу студентов при выборе проектов, воплощения ими собственных инновационных идей, - говорит В.Е. Кривцов, - потому что результаты обучения в этом случае на порядок выше. И если человек уже знает, что он хочет делать, то мы ему не только не препятствуем, а стараемся найти куратора, который бы смог ему в этом помочь».


Базовая кафедра компании Coginitive Technologies действует на факультете инноваций и высоких технологий с осени прошлого года, хотя ее заведующий – президент компании Cognitive Technologies, член- корр. РАН В. Л. Арлазаров преподает в МФТИ с 70-х годов. К углублению участия компании в подготовке студентов его привело понимание, что вырабатывать навыки программирования сложных интеллектуальных задач у студентов сегодня нужно начинать как можно раньше.


Для этого Cognitive Technologies прикладывает массу усилий – по формированию учебных курсов, привлечению из числа сотрудников компании самых способных к преподавательской работе людей. Из 12 преподавателей кафедры когнитивных технологий МФТИ 10-11 высококлассные специалисты Cognitive.


Специализация кафедры
  когнитивных технологий - решение задач, связанных с анализом внешней среды, с извлечением значимой внешней информации, выделением каких-то объектов и последующей логической их обработкой. Этой теме посвящена примерно половина - 6-7 курсов. Цель второй половины курсов – помочь студентам овладеть необходимыми для этого программными средствами, методами, приемами.


Цикл обучения на базовых кафедрах начинается для студентов МФТИ с 3-го курса, однако планируется, что преподаватели из компании Cognitive Technologies начнут взаимодействовать с ними и на младших курсах в рамках занятий по «Теории программирования».


 
В открытом проекте по распознаванию на фотографии марки автомобиля, реализация которого ведется на кафедре, наряду со студентами 3-го, 4-го и 6 курсов участвуют и первокурсники. В первый год их было шестеро. Для физтеха, который с момента своего создания был ориентирован на индивидуальную подготовку студентов, это нормально. 


«Целей у проекта несколько, - рассказывает В.В. Постников, зам. заведующего кафедрой когнитивных технологий и руководитель департамента массового ввода документов компании Cognitive Technologies. – Учебная цель состоит в том, чтобы дать студентам возможность решать поставленную локальную задачу, используя уже имеющийся инструментарий на некоторой площадке. Научная цель заключается в том, чтобы использовать наиболее подходящие для этого алгоритмы и методы, а при их недостаточности разрабатывать новые. Ну и, конечно же, прикладная цель – сделать систему, аналогов у которой в мире еще нет. Распознавание номеров – задача решенная, а вот распознавание марок – нет».
 


Задача интересна своей сложностью. Объект изучения – автомобиль располагается на каком-либо фоне, его изображение может быть видно частично, содержать большое количество бликов и теней. Все это затрудняет компьютерное распознавание его марки. Движение к созданию системы распознавания идет по шагам – от одной подзадачи к другой.


Из исходного графического образа формируются вспомогательные изображения: кластеризуются цвета,
  выделяются участки однородной окраски, определяются границы, контуры. На основе этих данных выделяются характерные элементы  - колеса, фары, расположения части кузова. На основе этих элементов можно производить оценку 3D-ракурса – т.е. положение камеры относительно объекта.


Именно к такому результату -
  решению подзадачи  определения 3D-ракурса удалось прийти автору дипломной работы, недавно защищенной на кафедре когнитивных технологий и признанной очень успешной. Теперь его эстафету принимают другие студенты, которые продолжат работу над созданием системы распознавания марки автомобиля или предложат свою тему для новых проектов.


«Я думаю, что мы увидим первые результаты работы кафедры через считанные годы, - говорит В.Л, Арлазаров, - наши студенты уже на 3-4 курсе будут иметь необходимые профессиональные навыки, отработанные в ходе решения сложных интеллектуальных задач».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.