Rambler's Top100
Все новости Что посетить

За последние пять лет проникновение платного ТВ увеличилось в три раза и сегодня составляет порядка 40% от общей абонентской базы.

30 сентября 2008

Такие данные прозвучали на Четвертом Международном Форуме «Инвестиции в цифру. Контент», который состоялся 25 сентября 2008 г

Участниками Форума стали представители Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и  Российского Авторского Общества (РАО), а также крупнейшие игроки телевизионного и телекоммуникационного рынка: Акадо, Система Масс-медиа, НТВ-Плюс, Норильск-Телеком, Национальные кабельные сети, Космос-ТВ, Ред Медиа, Эр-Телеком, Мультирегион, Газпром-Медиа, NBC Universal, телеканал «Культура», Телко Медиа, Bridge TV, Медиа Бродкастинг Груп, АртМедиа Групп.

В рамках Форума рассматривалась одна из самых актуальных тем платного ТВ – Контент.

Тенденции, которые мы наблюдаем в массовых коммуникациях  сегодня –  это стремительное развитие технологий, конвергенция и повышение значимости контента. Развитие отрасли идет такими темпами, что сейчас нельзя сказать  наверняка, как она будет выглядеть через 5 – 10 лет, какие будут новые услуги и среды распространения информации. И одна из основных задач на сегодня – обеспечение нормативной базы, которая бы соответствовала таким активным изменениям и успевала реагировать на вызовы времени. Кроме того, сейчас происходит объединение разных способов доставки сигнала, разных услуг в пределах каналов связи, создаются единые бизнес-структуры. Это все способствует росту доступности информации. На первый план выходят вопросы содержания, так как доступность информации еще не гарантирует ее качество. «Крайне  важно сотрудничество с участниками рынка в развитии механизмов саморегулирования в области решения задач обеспечения качества контента. Это поможет достичь оптимального результата для бизнеса, для общества и для государства, тем более еще одной тенденцией сегодня является перспектива расширения конкурентного пространства и перспектива выхода на международные площадки», - отметила Ларина Екатерина, директор департамента государственной политики  в области средств массовой информации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Что касается развития рынка кабельного ТВ, то по данным Президента Ассоциации кабельного ТВ России Юрия Припачкина, в настоящее  время  в нашей  стране с населением в более 140 млн. чел (т.е. более 42 млн. домохозяйств) построены сети кабельного ТВ для подключения около 36 млн. домохозяйств, при этом около 15 млн. из них уже пользуются кабельным ТВ. Абонентам  в одном пакете предлагается как все российские федеральные  каналы, так и зарубежные платные каналы. Общее количество каналов в сетях у оператора составляет от 30 до 60 в аналоговом пакете и  в цифровом доходит до 120-150.

Основными трендами рынка  Юрий Припачкин назвал консолидационные процессы, активную региональную экспансию, диверсификацию бизнеса операторов, существенные инвестиции в модернизацию сетей (по оценкам АКТР, за последние 3 года они составили около 2 млрд. долларов), что существенно поможет повсеместному переходу на цифровое ТВ. Следующим этапом развития ТВ станет переход к интерактивному вещанию. Докладчик также отметил главную проблему отрасли - проблему государственного регулирования, включая авторские и смежные права. «Это следствие того факта, что законодательная   база не успевает за той промышленной революцией, которая происходит на рынке кабельного ТВ», - подчеркнул  г-н Припачкин.

Большинство участников рынка не согласны с некоторыми положениями нынешней законодательной базы – это и постановление правительства о получении только двух лицензий на одно юридическое  лицо, а также все еще существующая дискуссия о том, кто такой кабельный оператор –  оператор связи или вещатель.

К осуществлению сообщения по кабелю имеют отношения два вида организаций – операторы связи  и телевизионные каналы. Кто же из них осуществляет сообщение? Кто есть вещатель? Кто должен заниматься очисткой прав? Как отметил Михаил Силин, Вице-президент Ассоциации кабельного ТВ России, дискуссия на эту тему ведется уже долгое время и пока так и не найден однозначный ответ, что осложняет деятельность кабельных операторов.

«Анализируя данные нормы закона, совершенно правильно поставлен вопрос о том, что термины у нас в законодательстве множественные, к сожалению, единые глоссарии на законодательном уровне отсутствуют. Вместе с тем анализ норм гражданского кодекса 4-ой части и других законов РФ позволяет придти к выводу о том, что данные функции  осуществляются вещателем», -  отметила Марина Дозорцева, директор юридического департамента, ОАО «Национальные кабельные сети». Но это касается операторской деятельности, когда  оператор заключает договор с вещателем на оказание услуг связи и в этом случае, с точки зрения закона, не должен платить вознаграждение авторам за использование их произведений. В случае, если какая-либо кабельная компания осуществляет кроме услуг  связи в отношении каких-то каналов вещательную деятельность, тогда она должна заключать договор с правообладателями в лице РАО.

Наталья Ромашова,  заместитель директора правового департамента, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, также подчеркнула, что сообщение по кабелю является одним из видов использования произведений, поэтому, естественно, за использование произведений необходимо платить. Вопрос стоит только в том, кто должен платить. «С нашей точки зрения платить за авторские права должен тот, кто использует произведение – т.е. вещатель, так как он осуществляет формирование и распространение радио и телеканала. Оператор связи оказывает услуги связи  и осуществляет доставку сигнала радио или телеканала до потребителя. Таким образом, использование произведения путем кабеля осуществляет вещатель. И здесь нужно правильно различать, что осуществляет оператор кабельного вещания – только услуги связи или еще и вещание».

В свою очередь Игорь Базилевский, заместитель Генерального директора РАО призвал как можно скорее начать совместную работу по урегулированию сложившихся проблем.  «В данном вопросе мы сталкиваемся  с тем, что различные термины понимаются по-разному. Было бы вполне логично создать рабочую группу, которая занялась бы разработкой концептуальных документов и построением взаимоотношений. Сейчас ситуация сложилась совсем внеправовая, поскольку вроде бы существуют нормы закона, однако никаких отношений, которые должны строится на данной норме, не наблюдается», - отметил г-н Базилевский.

Еще одной темой Форума стала реклама на платном ТВ. Участники дискуссии отметили, что в настоящий момент этот рынок пока не созрел, хотя в прошлом году реклама на неэфирном телевидении собрала от 25 до 30 млн долларов. В этом году ожидается, что соберет 50-60 млн. долларов. Однако участники рынка пока не рассматривают рекламу  как существенную статью дохода, основную прибыль приносит и будет приносить абонентская плата. А для расширения и удержания клиентской базы особенно важно наращивать лояльность абонентов, внедрять новые сервисы, предлагать интересный контент.

Роль контента в телевидении следующего поколения трудно переоценить. Именно на него делают ставку участники рынка. Какой же тип контента будет преобладать? «Контент телевидения следующего поколения – универсальный контент, существующий одновременно во всех форматах и разрешениях, контент,  мигрирующий из сети в сеть и сопровождающий абонента везде», - заявляет Виталий Шуб, Заместитель генерального директора ОАО «Система Масс-медиа».

Себастьян Моритц, Президент MPEG Industry Forum отмечает, что один из важных моментов в этом вопросе – это персонализация контента, которая характеризуется в том числе и on-demand video. По его мнению, доля персональных услуг будет существенно расти.

«В настоящий момент контент – это именно то, что отличает одного оператора от многих других, это совсем даже не способ подачи, - подчеркивает Олег Колесников, технический директор компании «НТВ-Плюс». - Это тот самый контент, который интересен зрителю, и за который зритель готов платить. В ближайшем будущем в связи с развитием IP–телевидения, спутникового телевидения, гибридных средств распространения контента  возникнут сервисы, которые будут позволять формировать некий образец, портал контента, из которого зритель может сам выбирать то, что ему нравится, или наоборот формироваться в соответствии со вкусами зрителя».
В контент, безусловно, нужно инвестировать и его нужно производить. Чем больше контента, тем более интересна та или иная платформа, чем больше локального контента для конкретных зрителей, тем более интересно это будет в данном регионе, тем более успешен провайдер, компания, платформа на данной конкретной территории.
Итак, будущее -  за способами представления контента, персонификацией и локализацией контента для конечного потребителя.

Телевидение следующего поколения будет активно подстраиваться под формат восприятия, формат телесмотрения и среду обитания абонента.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.