Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Рейман-Щеголев: два лучше, чем один

13 июля 2009

Спустя год государственный холдинг «Связьинвест» вновь обрел постоянного председателя совета директоров – уже привычного Леонида Реймана. Разница лишь только в том, что Рейман уже не является министром связи.

Назначение советника президента на этот пост при абсолютно новой команде Министерства связи и массовых коммуникаций, при новом генеральном директоре «Связьинвеста» очень заметно и весьма показательно. Это ничто иное как официальное возвращение Реймана в отрасль. Влияние экс-министра, о котором после его отставки шли многочисленные дискуссии, теперь не просто очевидно, но формализовано. Поэтому в телекоммуникационной отрасли наблюдается явное изменение конфигурации групп влияния. Учитывая авторитет и опыт Реймана, а также статус и полномочия действующего министра связи Игоря Щеголева, в телеком-секторе образовалось два управляющих центра. Наиболее важными задачами перспективной повестки дня для системы «Рейман-Щеголев» представляются реорганизация «Связьинвеста», развитие в России «электронного правительства» и переход страны на цифровое телерадиовещание.

 

Многолетние ожидания приватизации «Связьинвеста» обернулись масштабной трансформацией холдинга. Вернее, пока должны обернуться. Сегодня утверждена концепция преобразования «Связьинвеста» - холдинг станет единой компанией с весьма грандиозными планами на телекоммуникационном рынке. И можно было бы вновь говорить о том, что это всё только планы, если бы не происходящие события.

 

Вслед за утвержденным решением по реорганизации «Связьинвеста»  и предварительному плану сделать это на базе «Ростелекома» уже сменился генеральный директор оператора дальней связи. Им стал бывший топ-менеджер дальневосточной МРК Антон Колпаков. Представители регулятора активно делятся планами по превращению «Связьинвеста» в лидирующего игрока на рынке сотовой и фиксированной связи (в том числе и в Москве), рынке широкополосного доступа в Интернет. Эти задачи предусмотрены реорганизацией холдинга. И вновь это не только планы. Для развития сотовых активов «Связьинвеста» советником генерального директора холдинга назначен Алексей Ничипоренко, проработавший около 15 лет на ключевых должностях в «МегаФоне».

 

«Связьинвест» имеет неплохие перспективы стать владельцем 50% акций «Скай Линка», принадлежащих сейчас АФК «Система». Это одно из условий выхода АФК из капитала «Связьинвеста». Все условия по передаче государству блокпакета «Связьинвеста», находящегося у «Системы», переданы на рассмотрение премьер-министра Владимира Путина. Налицо сразу два позитивных момента. Государству будет гораздо проще утвердить ход реорганизации «Связьинвеста», владея им единолично. А холдинг за счет активов «Скай Линка»  - выигранных в прошлом году GSM-лицензий в пяти федеральных округах РФ – получит значительное содействие в реализации поставленных им целей на рынке сотовой связи.

 

Но наиболее знаковым событием в ходе разворачивающейся реорганизации «Связьинвеста» стало назначение председателем совета директоров Леонида Реймана. В этой должности он работал будучи министром связи. И в течение целого года после его отставки на это место никто не избирался. При этом работу по разработке стратегии реформирования «Связьинвеста» лично курирует министр Игорь Щеголев. Однако множество решений обсуждаются именно на совете директоров. Полномочия председателя совета директоров согласно действующему уставу холдинга позволяют  созывать собрания и формировать повестку дня совета директоров. За председателем совета -- решающий голос при вынесении решений в случае равного распределения голосов. При этом именно сегодня проходит согласование нового варианта устава «Связьинвеста». Не стоит исключать (и даже напротив – можно предположить), что полномочия совета директоров и его председателя, могут быть расширены. Изменения устава сейчас проработаны комитетом по корпоративному управлению «Связьинвеста», однако перед одобрением со стороны акционеров их предстоит рассмотреть все тем же составом совета директоров и его председателем.

 

На фоне обнародованных государством приоритетов работы «Связьинвеста» роль председателя совета директоров заведомо является стратегически важной. Решение о назначении на этот пост Леонида Реймана демонстрирует высокую степень доверия к нему. И в дальнейшем авторитет советника президента будет только нарастать.

 

Однако если вокруг реформирования государственного игрока  на рынке телекоммуникаций происходят реальные события, то создание в России «электронного правительства» и системы цифрового телерадиовещания – программы федерального уровня и высокой степени важности – пока лишь «на низком старте». В этом отношении показательны заявления президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.

 

Так, одним из последних стало поручение Владимира Путина разработать проект новой государственной программы «Информационное общество 2011-2018 гг». Новый документ продлит сроки реализации «электронного правительства», создание которого предусмотрено еще предыдущей – не менее долгосрочной программой «Электронная Россия» (2002-2010 гг).

 

Пока же «электронного правительства» в России нет, «это все химеры». Такую характеристику дал деятельности Минкомсвязи лично президент Медведев на заседании Совета по развитию информационного общества. На том же заседании президентом была одобрена инициатива Леонида Реймана, который, как и Игорь Щеголев, входит в состав президиума Совета, по созданию девяти рабочих групп, отвечающих за определенные направления «Стратегии развития информационного общества в РФ». Разработать проект новой программы «Информационное общество» глава Минкомсвязи пообещал к ноябрю 2009 года, провести его согласование -- до февраля 2010-го и представить на утверждение правительства в мае 2010 года. Тогда же Леонид Рейман уже сообщил объемы инвестиций на ближайшие три года. На создание «электронного правительства», в частности, планируется потратить 17,9 млрд рублей. И на этом направлении деятельность бывшего и действующего министров неразрывно связаны с друг другом.

 

С учетом данных о том, что в 40% российских регионов уже существует электронный документооборот, а также имеется успешный опыт работы отдельных ведомств и регионов, создание «электронного правительства» в перспективе вполне реально. Но главным в этом деле должна стать не борьба за контроль над процессом, а скоординированная работа ради общей цели, поставленной Президентом РФ, - создания условия для интеграции России в мировое информационное общество.

 

Ситуация с развитием в России цифрового телевещания складывается схожим образом. Существует Федеральная целевая программа «Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 гг». В конце прошлого года в Минкомсвязи была разработана концепция программы, сейчас она находится на рассмотрении в правительстве и еще не утверждена. А впереди еще согласование и утверждение проекта ФЦП, который сейчас находится в Минэкономразвития. Ожидается, что проект внесут в правительство  до начала рассмотрения проекта федерального бюджета.  В ожидании утверждения концепции и проекта ФЦП можно наблюдать лишь минимальные движения в направлении поставленной цели. К ним можно отнести недавний Указ Президента РФ о включении теле- и радиоканалов в состав первого мультиплекса, в котором они будут распространяться бесплатно для телезрителей. Вполне ожидаемо ими стали по преимуществу центральные каналы, которые и так доступны населению в аналоговом формате. Государственной комиссией по радиочастотам утвержден частотно-территориальный план, и также только по первому мультиплексу. Всего предполагается к 2015 году на всей территории страны построить цифровые сети распространения трех мультиплексов. Однако в отсутствие кардинальных действий в развитии цифрового телевещания никого не удивит, если, как и в случае с «электронным правительством», появится новая ФЦП по этом направлению. Во избежание такой ситуации надо уже сегодня действовать, а не распределять ответственность между ведомствами.

 

При наличии ряда острых проблем в телекоммуникационной отрасли появление двух центров влияния – вокруг Минкомсвязи и экс-министра Реймана – может оказать позитивное влияние на развитие ИКТ-сектора. Нельзя заранее говорить о конфликте интересов бывшего и действующего министров связи. Напротив, бинарная система управления телекомом может дать позитивные результаты: у президента и премьера появится возможность выбора – выбора наиболее оптимального решения для отрасли.  

 

Анна Маракушина,
директор по исследованиям и медиа-проектам Агентства политических и экономических коммуникаций,
заместитель главного редактора-ответственный секретарь портала «Телеком-эксперт»

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.