Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Рунет убавил звук

15 сентября 2009

За три года продажи цифровой музыки через российские интернет-магазины упали втрое, а с учетом известного в прошлом пиратского сайта allofmp3.com — на порядок. Виноваты в этом изменения в законодательстве и непрозрачные правила работы.

Еще в 2006 г. интернет-магазины рунета продали музыки на $9 млн, - пишут «Ведомости» со ссылкой на данные аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой. Если учитывать продажи allofmp3.com — магазина, обвиненного в пиратстве и закрытого по требованию звукозаписывающих компаний, — то объем этого рынка составил $30 млн. Но в течение двух следующих лет продажи легальной музыки только падали. В 2007 г. они составили уже $7,5 млн, по данным iKS-Consulting, а в 2008 г. — всего $3 млн. То есть за три года доходы интернет-магазинов упали втрое. А пиратские продажи музыки, напротив, выросли практически в те же 3 раза — с $21 млн в 2006 г. до $60 млн в 2008 г. В чем причина?Пираты в законеВ 2000 г. по адресу allofmp3.com появился новый сервис. Сначала он предлагал всем желающим скачать музыку бесплатно, но спустя год начал взимать плату. Цена на мелодии была невысока — всего $0,1, тогда как аналогичные западные сервисы продавали музыку не меньше чем по $1 за трек. На allofmp3.com обратили внимание крупные звукозаписывающие лейблы и ассоциации. Они начали последовательную кампанию по отключению ресурса и преуспели: в конце 2006 г. allofmp3.com был окончательно закрыт. Причем произошло это вопреки решению московского суда, оправдавшего Дениса Квасова — гендиректора компании «Медиасервисез», владевшей сайтом.Дело оказалось в нестыковке российского законодательства с нормами большинства западных стран. Российские интернет-магазины, позиционировавшие себя как продавцов легальной музыки, до 2008 г. отчисляли авторские и смежные роялти с проданных треков через так называемые общества по коллективному управлению правами. Таких обществ по действовавшему тогда закону «Об авторском праве» могло быть несколько, и они могли осуществлять «коллективное управление правами» без согласия правообладателей. Вслед за тем законодатели решили присмотреться и к самим управляющим правами обществам, результатом чего стали поправки в часть 4 Гражданского кодекса (ГК), вступившие в силу с января 2008 г. Тогда же аккредитацию Россвязьохранкультуры на коллективное управление авторскими правами получило Российское авторское общество (РАО), а смежными — учрежденное РАО местное отделение Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).Дорогие каталогиПо сути, продажи через общества, подобные РОМС, всегда были пиратскими, говорит совладелец и гендиректор магазина Fidel Борис Голиков. Эти организации взимали в свою пользу 5-10%, но средства владельцам прав не перечисляли — считалось, что те должны обратиться за ними сами.Вступление в силу новой части 4 ГК, по сути, отменило коллективное управление смежными правами при распространении музыки в интернете, и магазины должны были либо закрыться, либо подписать прямые соглашения с правообладателями.Но мейджоры просят большие деньги за свои каталоги, при этом далеко не всегда они готовы предоставить полный набор альбомов, сетует Голиков.Взимание минимальных платежей за музыкальные каталоги — политика правообладателей, гарантирующая прибыльную работу на неустойчивых и непонятных для западных правообладателей рынках, объясняет гендиректор российского офиса Universal Music Дмитрий Коннов. В России традиционно высокий уровень пиратства и, соответственно, низкие продажи легальной музыки, особенно через интернет. Оценку российского уровня пиратства при скачивании музыки в интернете приводил гендиректор интернет-магазина Muz.ru Сергей Сичкар — 95%. А контент остается самой дорогой нишей с точки зрения инвестиций, ведь крупные лейблы вкладывают деньги в музыкантов, чей успех невозможно гарантировать. Поэтому в развивающихся странах мейджоры предпочитают работать по модели минимальных гарантированных платежей, помимо которых магазин отчисляет им процент от продажи каждого трека, объясняет Коннов.По словам Коннова, проблема гарантированных платежей обострилась с кризисом. Прежде магазины оплачивали эти суммы из коротких кредитов, теперь же он предлагает тем, кто не в состоянии заплатить, отказаться от каталогов западных мейджоров и сосредоточиться на продажах российской музыки.Музыка в потокеПродажи музыки по модели iTunes — возможность скачать песню или альбом за плату — пока не очень перспективны в российском интернете, считает Агронов. Его мысль во многом подтверждается тем простым фактом, что крупнейший в мире интернет-магазин музыки Apple iTunes Store в России до сих пор не работает. Слухи о его возможном открытии ходили весь прошлый год, особенно накануне ввоза в Россию телефонов Apple iPhone. Но ситуация не изменилась, а близкие к участникам переговоров об открытии iTunes источники утверждают, что в ближайшее время этого не произойдет — Apple не видит в России музыкального рынка.

В мире же, по данным NPD Group, 69% всего рынка цифровой музыки принадлежит Apple iTunes Store. Доля следующей за ней Amazon почти на порядок меньше — 8%. Агронов считает, что в рунете пока более перспективна модель потокового онлайн-вещания музыки (streaming). Крупная площадка или провайдер берет на себя выплату гарантированных сумм мейджорам, а деньги зарабатывает на размещении рекламы. В рунете уже работают два подобных сервиса — у WiMax-провайдера «Скартел» и интернет-компании «Яндекс». Обе компании дают своим пользователям послушать музыку бесплатно. «Скартел» осенью начнет взимать плату за скачивание треков, «Яндекс» же выбрал рекламную модель.

Источник: Ведомости

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.