Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Абоненты клюнули на модемы

15 сентября 2009

За год продажи мобильных USB-модемов превратились в самостоятельный рынок с ростом в 2,5-3 млн устройств в год. Пересадив абонентов на модемы, операторы рассчитывают в десятки раз увеличить объем потребления услуг мобильного интернет-доступа.

«Ведомости» сообщают, что с лета 2008 г., когда сотовые операторы «большой тройки» начали активно продвигать мобильные USB-модемы, в России их было продано около 2 млн. Такова оценка представителя Huawei Юлии Кольдичевой. Еще выше оценки директора по маркетингу массового рынка продуктов интернет-доступа и услуг фиксированной связи «Вымпелкома» Дианы Самошкиной и директора департамента МТС по развитию продуктов и услуг Павла Ройтберга — 2,5 млн и 2,5-3 млн соответственно. Правда, они учитывают еще и модемы CDMA-оператора «Скай линк», а также WiMax-провайдера «Скартел» (бренд Yota).Год назад заместитель гендиректора «Мегафона» по коммерции Лариса Ткачук оценивала годовой объем продаж USB-модемов в российских GSM-сетях примерно в 100 000 штук. А сейчас один «Мегафон» и только в Северо-Западном федеральном округе ежемесячно продает по 30 000 этих устройств, заявил недавно «Ведомостям» гендиректор компании Сергей Солдатенков. Правда, на Северо-Запад приходится, по его словам, почти 1/2 всех продаж модемов.Как все начиналосьОсновной драйвер развития в сетях 3G — передача данных, убеждена Ткачук. И в подавляющем большинстве случаев использование мобильного интернет-доступа происходит с помощью модемов, добавляет Самошкина: через них объемы потребления услуги в 20 раз выше, чем на стандартных устройствах доступа — мобильных телефонах.МТС первой начала активно продвигать модемы — еще в феврале 2008 г. Сколько их продано с тех пор, Ройтберг не раскрывает. Не делится такими данными и Ткачук. Ранее сотрудник МТС рассказывал «Ведомостям», что за год с июля 2008 г. компания продала более 600 000 модемов.«Вымпелком», по словам Самошкиной, продал их почти в 2 раза больше — 1 млн. Из них около 20% пребывает в «спящем» режиме (их используют время от времени), поэтому в отчетности «Вымпелкома» за II квартал 2009 г. говорится лишь о 763 000 активных пользователей модемов — это те, кто использует их как минимум один раз в 90 дней.«Скай линк», взявшийся продвигать модемы еще три года назад, за это время реализовал 800 000 устройств, в том числе за последний год — около 300 000, говорит его представитель Ольга Пестерева. А «Скартел» за 2,5 месяца коммерческой эксплуатации сети набрал более 100 000 активных пользователей модемов.Мобильные фиксируются на рынкеПродажи USB-модемов уже сопоставимы с подключениями абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД), отмечает аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков. По данным AC&M-Consulting, за 12 месяцев (с июня 2008 г.) провайдеры фиксированного доступа увеличили число клиентов на 2,9 млн до 9,5 млн человек.Прямой конкуренции еще нет: пока никто из «большой тройки» не продвигает массированно безлимитные тарифные планы, соглашается Самошкина из «Вымпелкома». Но, например, в регионах, где уже запущены сети 3G, пользователи модемов пересекаются с пользователями фиксированного интернет-доступа по технологиям семейства xDSL, продолжает она. Конкурировать с операторами фиксированного доступа, использующими технологию FTTB (до 100 Мб/с), сотовые операторы пока вряд ли смогут, добавляет Самошкина.Мобильная связь всегда была дополнением к фиксированной, подавляющее большинство людей продолжает пользоваться обычным телефоном, хотя у них есть мобильный, подытоживает Захаров. Тем не менее оператор фиксированной связи «Комстар-ОТС» не случайно расширяет портфель услуг, в том числе запуская WiMax-сеть в Москве: это делается, чтобы не упустить клиентов, хотя WiMax — не основной бизнес компании, а дополнительный сервис для клиентов, говорит вице-президент по экономике и финансам «Комстар-ОТС» Ирина Матвеева.Выбор абонентаВ июле 2009 г. провайдеры фиксированного доступа в интернет подключили, по оценке AC&M-Consulting, лишь 160 000 российских домохозяйств, причем в Петербурге прибавилось всего 4000 пользователей, а московский рынок и вовсе показал чистый отток в 2000 абонентов. А сотовые и WiMax-операторы ежемесячно продают, по оценке представителя МТС, по 200 000 модемов. Сейчас рынок увеличивается на 250 000-260 000 модемных подключений в месяц, считает Самошкина, и на 3 млн в год (речь идет о 2009-2010 гг.). С этой оценкой согласна Кольдичева, а Ройтберг ожидает от следующего года даже чуть больших цифр — 3-3,5 млн.Долю МТС в ежемесячных продажах модемов ее представитель оценивает примерно в 30% (т. е. около 65 000 модемов в месяц). «Мегафон», по словам его пресс-секретаря Татьяны Зверевой, продает более 60 000 этих устройств в месяц, представители «Скартела» и «Скай линка» оценивают ежемесячный объем продаж своих компаний в 40 000 и 25 000 соответственно. Представитель «Вымпелкома» цифру по своей компании не раскрывает.Операторы намеренно подстегивают рост продаж, планомерно снижая стоимость USB-модемов. Что дальшеПродажа модемов приносит операторам не только радости в виде новых пользователей мобильного интернет-доступа. Продажа оборудования — низкорентабельный бизнес и чем продажи выше, тем сильнее размывается маржа оператора, напоминает Ткачук. Поэтому она не исключает, что в будущем «Мегафон» откажется от самостоятельной продажи модемов. Самошкина не согласна: продажа модемов, по сути, выход на рынок, к конечному абоненту, а «Вымпелком» «ведет бизнес так, чтобы не быть в убытке».

Снижение рентабельности не смущает и МТС: оператор продолжит стимулировать потребление услуг мобильного интернета, делая новые интересные ценовые предложения, обещает директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская.

Источник: Ведомости

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.