Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Кризис заблокировал телефоны

20 января 2010

Продажи мобильных телефонов в России рухнули в кризисный 2009 год на 27% по сравнению с 2008 годом — до 26,2 млн шт.

«КоммерсантЪ» приводит оценку "Евросети", согласно которой всего в 2009 году в Россию было поставлено 27,4 млн сотовых телефонов, из них продано 26,2 млн аппаратов. Это на 27% меньше, чем в 2008 году. Основное падение было зафиксировано в начале прошлого года в связи с экономическими факторами — снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений, говорится в отчете ритейлера. При этом дна рынок достиг в мае—июне прошлого года, тогда падение относительно аналогичных показателей 2008 года составляло вовсе 40%.

Еще больше пострадали продажи в долларовом выражении. Падение составило 45% по сравнению с 2008 годом — до $4,1 млрд, а в рублях — на 30%, до 131 млрд руб. Но в расчете на один салон падение было меньшим — 12%. Его нивелировало снижение общего количества салонов ритейлеров, объясняют эксперты "Евросети". Вместо 20 тыс. на начало года общее количество салонов сотовых ритейлеров к концу года оценивалось примерно в 15 тыс. Причинами сокращения числа магазинов стали, с одной стороны, оптимизация сетей крупных игроков, с другой — банкротство и уход с рынка средних и мелких компаний.

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона в 2009 году также снизилась: в долларах на 24% (до $157), а в рублях — на 4% (до 4,99 тыс. руб.). При этом продажи телефонов с розничной стоимостью менее 2 тыс. руб. в течение 2009 года выросла с 24% — до 41-42%, а продажи моделей стоимостью от 10 тыс. руб., наоборот, снизились в два раза и к концу года составляли 5%, отмечают эксперты "Евросети".

Лидерами в продажах телефонов по итогам прошлого года были Nokia и Samsung, они занимали по 37-38% рынка за счет ставки на более бюджетные модели. Доля SonyEriccson в 2009 году снизилась с 15,4 до 4,8%, а LG, наоборот, выросла с 3,9 до 11,6%. Таким образом, последний вытеснил SonyEricsson из Топ-3 производителей на российском рынке. Остальные вендоры по итогам года в сумме занимали 9% рынка.

Собственную долю рынка по итогам 2009 года в "Евросети" оценили в 33,4%, долю "Связного" — в 23,2%, а РТК (управляет розничной сетью МТС) — в 9,3%, остальные участники рынка сотового ритейла — 34,1%. В 2010 году благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок "Евросеть" прогнозирует рост рынка на 10-11% — до 29 млн телефонов.

В "Связном" собственную долю рынка оценивают в 22% в штучном выражении и в 23-25% — в денежном, а в РТК — в 13% на конец года (в шт.). Но в целом конкуренты "Евросети" и эксперты рынка согласны с оценками ритейлера. Преподаватель Академии народного хозяйства и бывший вице-президент по маркетингу "Евросети" Владимир Богданов напоминает, что в начале года настроение потребителей было паническим, спрос на телефоны, которые не являются товаром первой необходимости, снизился. "Во второй половине года экономическая ситуация улучшилась, и спрос на телефоны стал расти, но покупатели стали более бережливыми. При этом за этот год сформировался отложенный спрос на сотовые телефоны, так как крайний срок реплейсмента — три года",— рассуждает господин Богданов.

Как и представители "Евросети", ритейлеры ожидают, что восстановление рынка до докризисного уровня произойдет не в 2010-м, а в 2011 году. "Это обусловлено ростом цен, понижением курса рубля к основным валютам, снижением актуальных доходов населения и психологическим фактором страха перед кризисом, все еще актуальным для общественного поведения, правда, уже остаточным",— объясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.