Rambler's Top100
Все новости Новости компаний
Лилия ПАВЛОВА 09 июня 2010

"Соцрозетка" пойдет в регионы?

Опыт МГРС в реализации "Социальной розетки", возможно, будет распространен на 39 городов России. Суммарные инвестиции такого масштабного проекта составят около 50 млрд. рублей, из которых лишь 14% потребуется от федерального бюджета.

С момента своего "выхода в свет" выставке "Связь-Экспокомм 2007" проект "Социальная розетка" получил развитие и поддержку не только в столице, где с 2009 г. действует его пилотная зона. На заседании рабочей группы "Космос и телекоммуникации" Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ генеральный директор ФГУП МГРС Вячеслав Иванюк сообщил, что проектом заинтересовались руководители ряда субъектов федерации – Ивановской, Тверской областей, Республики Татарстан, а также профильные ведомства стран СНГ (Молдовы, Украины, Белоруссии).

"После завершения работ в опытной зоне проекта предполагается охват "Социальной розеткой" жилого фонда в Москве и Санкт-Петербурге, - отметил В. Иванюк. -  Также проект предлагается к развертыванию еще в 37 городах России, в число которых входят города с высокой плотностью населения, стратегически важные для экономики России, на территории которых находятся социальнозначимые и потенциально опасные с точки зрения техногенных катастроф объекты. Дополнительным критерием при отборе городов мы рассматривали также сохранность и живучесть сети проводного вещания. К сожалению, не во всех городах она сохранилась. До 1991 г. радиоточки в обязательном порядке устанавливались в каждом жилом доме и общественном здании на всей территории Советского Союза, действовали соответствующие законодательные акты. Общее число радиоточек только в России составляло более 47 млн. В настоящее время, по данным ВЦИОМ, слушателями проводного радио являются 37%  россиян (от 33 до 42% в крупных городах в зависимости от федерального округа). Опрос населения, проведенный по заказу МГРС в крупных городах буквально в мае этого года, показал высокую степень востребованности услуг, предоставляемых в рамках проекта "Соцрозетка": 85-98% опрошенных горожан готовы и с радостью ждут эту розетку. В Москве уже образовалась многотысячная очередь на установку подобных устройств, и в первую очередь это пенсионеры и представители социально незащищенных слоев населения. Таким образом, инфокоммуникационными услугами будет охвачен самый малообеспеченный сегмент потребителей, которые не готовы платить за доступ в интернет даже 100 рублей в месяц."


 
           Сегодня, по данным Минкомсвязи России, в большинстве крупных городов инфраструктура проводного радиовещания сохранилась, а это почти 10 млн абонентов, 67 тыс. км линий, 1700 станционных объектов и почти 4,5 тыс. специалистов. Эффективное использование этих ресурсов призван обеспечить проект "Социальная розетка", который реализуется на базе модернизированной  инфраструктуры проводного вещания. При этом опцию услуг, которые предоставляются посредством многофункционального устройства "соцрозетка", можно условно разделить на две части: услуги безопасности и социальный пакет инфокоммуникационных услуг. К услугам безопасности относится гарантированное адресное оповещение и мгновенная связь с экстренными службами – "тревожная кнопка" (ответственность МГРС). В состав социального пакета инфокоммуникационных услуг входит доступ к интернет, 8 ТВ-каналов первого мультиплекса и три радиоканала (ответственность оператора связи – партнера МГРС в проекте). Изначально предполагалось, что доступ в интернет будет осуществляться на скорости 128 кбит/с, однако, как сообщил Вячеслав Иванюк, в настоящее время решено, что абонентам будут даваться те скорости, которые может позволить себе оператор – но по принципу "белого листа": если абонент получил даже 100 Мбит/с, абонплата открывает ему доступ только к социальнозначимым сайтам, к муниципальным сайтам, к услугам "Электронного правительства". Если он хочет получить доступ к коммерческим сайтам, оператор связи обеспечит эту возможность за дополнительную плату. "Традиционно МГРС отвечает за динамик оповещения и "тревожную кнопку", а за интернет мы готовы отвечать солидарно вместе с оператором связи под его лицензией – мы не нарушаем поляну коммерческих операторов, - подчеркнул Вячеслав Иванюк. – Здесь идет синергия, открытие новых рынков. Чем сидеть с ARPU в 600 рублей, лучше идти вместе с нами в сегмент с ARPU в 40-50 рублей – выращивать новых абонентов." 


Таким образом, основой для реализации проекта является государственно-частное партнерство, посредством которого госорганы, МЧС, Минкомсвязи, субъекты федерации решают задачи обеспечения безопасности и равного доступа граждан к социальнозначимым ресурсам, а коммерческие операторы связи получают возможность расширить клиентскую базу, оптимизировать затраты на строительство и эксплуатацию сети, решить проблему "домового дюйма" и "последней мили". "Эффективная технико-экономическая модель модернизации сети проводного оповещения и радиовещания на основе государственно-частного партнерства представляет собой одно из ключевых новшеств данного проекта наряду с уникальным техническим решением, обеспечивающим гарантированное оповещение граждан, которые получат в том числе социальный пакет инфокоммуникационных услуг по минимальной цене, - считает В. Иванюк. - Важная особенность проекта – преимущественное использование технических решений и оборудования российских производителей, а также высокий уровень межрегиональной производственной кооперации вовлеченных предприятий радиопромышленности. Создание сетей оповещения "с нуля" потребует инвестиций, в несколько раз больших, чем использование существующей инфраструктуры. Мы имеем возможность построить и эффективно использовать существующую базу сетей проводного вещания при условии покрытия почти 30% городов. Суммарные затраты составят около 50 млрд. рублей, из которых лишь 14% - затраты федерального бюджета. В Москве уже сделан первый шаг и подготовлены соответствующие распорядительные документы, меняющие строительные нормы и правила, и содержащие рекомендации по строительству слаботочных систем в новостройках и реконструируемых домах."


Региональное продвижение "Соцрозетки" предлагается осуществить в три этапа, с развертыванием проекта сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем, до 2015 г., еще в 37 городах  России, где проживает в совокупности 30% населения страны. Инвестиционный план предусматривает разделение финансовой ответственности между участниками проекта: оператор сети проводного оповещения и вещания отвечает за эксплуатацию системы за счет абонплаты (она не должна превышать существующую абонплату за радиоточку); застройщик финансирует создание инфраструктуры в домах-новостройках; субъект федерации переоборудует системой "Соцрозетка" существующий квартирный жилой фонд; средства федерального бюджета направляются на модернизацию сетевой инфраструктуры сетей проводного вещания. По данным МГРС, общие инвестиции участников проекта при такой схеме по Москве и Санкт-Петербургу составят 16,52 млрд. рублей. Для городов второй и третьей очереди совокупные инвестиции составят соответственно 15 и 18 млрд. рублей. "При оценке социально-экономической эффективности проекта следует учитывать целый ряд факторов и дополнительных эффектов, которые возникают в результате его реализации, - заметил В. Иванюк. - Создаваемая в рамках проекта "Соцрозетка" инфраструктура расширит возможности государства и общества в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, оказания жилищно-коммунальных услуг. Вовлечение в интернет-пространство большого числа новых пользователей многократно увеличит обороты электронной коммерции и даст основы для интенсивного развития сетевых СМИ, интернет-радио, Web-телевидения, заказа услуг через интернет и т.д."


           
И все же, прежде чем быть растиражированной в 37 городах России, благая идея "Соцрозетки" должна быть проверена, по мнению Наума Мардера, заместителя Министра связи и массовых коммуникаций РФ, на одном конкретном регионе, отличном в социально-экономическом отношени от Москвы и Санкт-Петербурга. По его предложению, такой пилотный регион должен быть выбран инициаторами проекта в ближайшее время, чтобы в отдельно взятом субъекте федерации "Соцрозетку"  протестировать во всех аспектах: организационном, нормативно-правовом, технологическом, инвестиционном, маркетинговом.
  

Лилия Павлова
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.