Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Электронные госуслуги достучались до масс

28 июля 2010

Согласно результатам исследования, проведенного Фондом Общественное Мнение (ФОМ), четверо из десяти жителей России знают, что услугами государственных служб можно пользоваться через интернет, и еще трое – что-то слышали об этом. И хотя на практике электронными госуслугами пользуются всего 11% россиян, перспективы у этого направления вполне положительные.

При этом пользовался услугами государственных учреждений или служб через интернет каждый девятый (11%), хотели бы воспользоваться – еще около четверти россиян. Таким образом, уже сейчас реальная и потенциальная аудитория проектов, связанных с развитием электронного правительства, составляет более трети населения.

Среди людей до 45 лет о возможности воспользоваться услугами госслужб через интернет знает каждый второй, тогда как среди людей старше 60 лет – лишь пятая часть. Среди интернет-пользователей – людей, действительно обладающих такой возможностью, – знают о ней 61%, что-либо слышали – 28%.

График 1. Осведомленность о возможности пользования услугами многих государственных учреждений и служб через интернет

Высокие показатели осведомленности об услугах электронного правительства зафиксированы среди жителей столицы (84%, при этом 55% – знающих об этом) и городов с населением свыше миллиона человек (74%).

Несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности, людей, пользовавшихся услугами госслужб через интернет, не так много: всего около 11%, еще 26% наших сограждан хотели бы пользоваться госуслугами в Сети. Стоит отметить, что 29% опрошенных затрудняются сказать, привлекает ли их подобная возможность.

Среди 18–30-летних госуслугами через интернет пользовался каждый пятый (20%), а среди всей интернет-аудитории – каждый четвертый (24%). Еще около 37% интернет-аудитории хотели бы воспользоваться такими услугами.

Особо стоит отметить, что даже среди людей, не умеющих пользоваться компьютером (около 44% в целом среди населения), 15% выражают желание получать услуги государственных учреждений и служб через интернет. При этом пользовался услугами государственных учреждений или служб через интернет каждый девятый (11%), хотели бы воспользоваться – еще около четверти россиян. Таким образом, уже сейчас реальная и потенциальная аудитория проектов, связанных с развитием электронного правительства, составляет более трети населения.

Среди людей до 45 лет о возможности воспользоваться услугами госслужб через интернет знает каждый второй, тогда как среди людей старше 60 лет – лишь пятая часть. Среди интернет-пользователей – людей, действительно обладающих такой возможностью, – знают о ней 61%, что-либо слышали – 28%.


График 2. «А Вам приходилось или не приходилось пользоваться услугами государственных учреждений или служб через интернет? Если нет, то Вы бы хотели или не хотели пользоваться через интернет услугами государственных учреждений или служб?»

Основной мотив респондентов, изъявивших желание пользоваться госуслугами в интернете, – удобство, возможность решать многие проблемы, не выходя из дома (47% в группе). Второй по распространенности мотив – экономия времени (28%), третий – отсутствие необходимости стоять в очередях (15%).


График 3. Возможные мотивы пользования услугами электронного правительства1, в % от тех, кто хотел бы воспользоваться услугами государственных учреждений или служб через интернет

Треть людей (33%)., не имеющих желания воспользоваться услугами электронного правительства, в качестве причины называют неумение пользоваться компьютером, интернетом. Каждый четвертый в этой группе ссылается на отсутствие интереса к такой услуге, необходимости в ней (26%).

Интересно, что только 8% опрошенных в этой группе не хотят пользоваться госуслугами через интернет потому, что это рискованно, и только 2 % говорят, что система получения услуг через интернет не отлажена и будет работать неэффективно.

По словам руководителя проекта «Мир Интернета» Павла Лебедева, полученные результаты отражают общую тенденцию развития интернета в стране: «С одной стороны, есть небольшая, но активная группа населения, осваивающая различные новшества. Представители этой группы уже успели воспользоваться услугами электронного правительства. Весьма важно, что при небольшой доле вовлеченных в эти практики большая часть населения в принципе имеет представление о подобной возможности, в том числе довольно многие заявляют о своем желании ею воспользоваться. Это дает возможность говорить о востребованности подобных услуг и хорошем потенциале их развития. В то же время существует значительная часть населения (преимущественно пожилые люди, проживающие в небольших городах и селах), для которой подобного рода активности недоступны, прежде всего – из-за отсутствия навыков пользования новыми технологиями (компьютером, интернетом). Еще один важный сдерживающий фактор – отсуствие материальной и технической возможности для пользования компьютерными технологиями. Именно из этих трех барьеров возникает проблема мотивации. Отсутствие желания к освоению подобных услуг – обратная сторона медали финансового, образовательного и технологического барьеров».

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.