Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Электронная торговля в рунете показывает рост

30 июля 2010

Популярность интернет-торговли активно растет: если в 2009-м некоторые делали покупки онлайн из соображений экономии средств, то сегодня пользователи оценили и другие преимущества онлайн-шопинга: экономию времени, сил, удобство выбора, оплаты и получения товара.

Расширяется и диапазон приобретаемых товаров – среди лидеров продаж появляется одежда и обувь, пользователи перестают опасаться покупать в сети авто, ювелирные украшения, мебель и т.п. крупные и дорогие товары. Чаще пользователи стали оплачивать покупки в сети пластиковыми картами и электронными деньгами.

RUметрика на основе данных Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler, результатов собственного онлайн-опроса и данных сторонних исследователей приводит сведения о развитии сектора товаров и услуг в рунете. Предметом исследования стали аудитория сайтов, тематика ресурсов и их посещаемость, наиболее востребованные пользователями товары, частота покупок и суммы приобретений, а также объёмы рынка и перспективы развития. Исследование охватывает период с 2008 по июль 2010 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕКТОРА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

  • В июне 2010 года суточная аудитория сектора «Товары и услуги» в рунете выросла на +38%
  • Пик посещений сектора «Товары и услуги» в рунете был достигнут в марте 2010 года (3,3 млн. посетителей в сутки)
  • Почти половину Топ-20 самых посещаемых сайтов составляют каталоги товаров
  • Самые популярные товары, покупаемые россиянами онлайн: книги (13%), одежда и обувь (11,9%), цифровая техника (11,8%), бытовая техника (11,6%) и компьютерное оборудование (11,2%)
  • 44% покупателей расплачиваются за интернет-покупки наличными, 17% - пластиковыми картами, 13% - электронными деньгами.
  • За полгода совершили хотя бы 1 покупку онлайн 64,8% пользователей.
  • 22% пользователей в I полугодии 2010-го совершили 2-3 покупки онлайн, 18,5% - более 5 покупок, 18% - 1 покупку
  • Больше всего покупки в сети пользователи ценят за экономию времени (48%), низкие цены (46%), удобство выбора (41%), доставки (31%) и оплаты (23%)
  • 20% пользователей считает, что некоторые вещи можно купить только в интернете
  • В 2009 году российский рынок интернет-торговли вырос на 40% и составил около 150 миллиардов рублей
  • В 2010 году в России ожидается прирост рынка онлайн продаж до $6 млрд
  • В РФ интернет-покупки совершают 45 млн человек
  • 52% пользователей рунета совершают онлайн-покупки раз в месяц.
  • В среднем россиянин тратит на интернет-покупки от 2070 до 3750 рублей в месяц

АУДИТОРИЯ СЕКТОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Согласно данным Рамблер ТОП100, суточная аудитория сектора «Товары и услуги» в рунете в июне 2010 года составила 2,92 млн человек. Июньский показатель на 11% ниже пиковой отметки суточной посещаемости сектора в марте (3,28 млн человек) и на 38% больше, чем год назад.


Рисунок 1. Динамика посещаемости сектора «товары и услуги» в рунете, июнь 2009-2010 гг.

Годовая динамика суточной посещаемости сектора товаров и услуг демонстрирует возвращение покупательской способности граждан с окончанием кризиса и, как следствие, повышение интереса аудитории к покупкам в интернете. Первый скачок сектор продемонстрировал уже в сентябре 2009-го (+25%), положительная динамика сохранялась до января 2010-го, после чего февральский скачок на 12% вывел сектор в пиковые по посещаемости в рунете. В мае в секторе был отмечен спад посещений сектора товаров и услуг на 13%, после которого июньские показатели оказались выше на 6%.

Сейчас в секторе отмечается закономерный летний спад активности пользователей рунета, в том числе это выражается в сокращении продаж онлайн.

АУДИТОРИЯ СЕКТОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ

Согласно данным Рамблер ТОП100, за полгода структура двадцатки наиболее посещаемых ресурсов тематики «Товары и услуги» изменилась почти наполовину. В Топ-20 вернулись многие каталоги товаров, выбывшие из предыдущего рейтинга, сменился состав раздела интернет-магазинов. Кроме того, вместо онлайновых аукционов в Топ-20 вошёл сайт рекомендаций потребителей http://www.rambler.ru/click?from=rumetrica&_URL=http://irecommend.ru/ – социальная сеть покупателей всевозможных товаров и пользователей различных услуг.

Среднесуточная аудитория ресурсов-лидеров сектора по сравнению с ноябрём 2009-го практически утроилась. Так, по данным Рамблер ТОП100 суточная аудитория доски объявлений и каталога AVITO.ru – лидера двадцатки – превышает 355 тыс. пользователей. По сравнению с прежним рейтингом, у М.Видео в июле оказалось свыше 100 тыс. ежедневных посетителей, у Эльдорадо – более 70 тысяч.

ИНТЕРЕСЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СЕКТОРЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РУНЕТА

Согласно данным опроса RUметрики, пользователи сети по-прежнему предпочитают покупать онлайн книги (в том числе электронные) – 13% приобретений. На второе место неожиданно вышла одежда и обувь, обойдя цифровую технику (11,9% и 11,8% соответственно). Бытовая техника (11,6% приобретений онлайн) и компьютерное оборудование (11,2% покупок) завершают пятёрку товаров, чаще всего покупаемых пользователями в сети.

Кроме того, к популярным у российских пользователей приобретениям онлайн можно отнести билеты на различные виды транспорта, заказ туров и отелей (9,1%), мобильную технику (7,5%), косметику и парфюмерию (6,2%), товары для дома (включая мебель – 5,7%).

Что любопытно, доля приобретавших медикаменты и товары для здоровья (5,5%) равна доле покупателей цифрового контента (ПО, различные документы). А билеты в театры, кино, на концерты и другие культурные мероприятия покупают в сети чаще, чем различные услуги онлайн-сервисов (доступы, поднятие в рейтингах и т.п.): 5,3% покупок против 4,5%. Одинаково часто с доступами на онлайновые сервисы в сети покупают товары для детей и CD/DVD диски.


Рисунок 2. Товары, приобретаемые пользователями онлайн (опрос RUметрики, июль 2010г.)

Готовые блюда с доставкой покупают так же часто как спорттовары (4,3%), автомобили и запчасти – даже чаще, чем продукты питания и алкоголь – 3,9% против 3,4%. А чисто «сетевой» товар – хостинги, домены, онлайн-рекламу оплачивали в последние несколько месяцев лишь 3% опрошенных пользователей – реже они покупали лишь ювелирные украшения, цветы, mp3-файлы (!), заказывали различные услуги онлайн (консультации, перевозки и пр.) и товары для строительства, ремонта. Менее 1% покупок в сети составил мобильный контент, страховые полисы, 1,1% - платёжные карты. Прочие товары и услуги в общей сложности покупали 9,4% пользователей.

Иными словами, интерес пользователей к покупкам в сети постепенно растёт, причём это относится не только к цифровым товарам, приобретение которых максимально удобно и оправдано онлайн, но и вполне ощутимым, офлайновым категориям – одежде, обуви, технике, даже медикаментам и товарам для дома, автомобиля и т.п. Это подтверждает как увеличение числа категорий, которые пользователи покупают онлайн, так и рост покупательской активности за минувшие год и полгода. Более того, многие категории товаров, покупаемых пользователями онлайн, свидетельствуют, что покупками в сети заинтересовались не только активные компьютерщики и те, чья работа или сфера интересов связаны с сетью, но и «простые граждане», не настолько увлечённые техникой и интернетом.

Вторая закономерность данного опроса – пользователи перестали бояться тратить онлайн существенные суммы денег. Аудитория рунета всё чаще делает не только дешёвые заказы книг, музыки, статусов в соцсетях и прочие цифровых товаров, но также приобретает более дорогостоящие товары – мебель, автомобили, ювелирные украшения и т.п.

Для сравнения, если в 2008-м более 40% приобретений онлайн совершались на сумму от 500 рублей до трёх тысяч, то сегодня их число составляет 26,8%. Намного чаще в 2010-м в сети покупают на 10-30 тысяч рублей – 29,8% пользователей потратили за последние полгода именно такие суммы онлайн. От 3 до 10 тысяч ушли на сетевые покупки у 24,8% респондентов и примерно каждый десятый составил в сети от 30 до 100 тысяч рублей.


Рисунок 3. Сумма онлайновых покупок пользователей за последние полгода (2008-2010гг., опрос RUметрики)

Получается, что суммы от 500 рублей до 30 тысяч за последние полгода потратили в интернете 81,4% пользователей. Причём есть и такие, кто заплатил за онлайновые покупки более 100 тысяч рублей – 2,3% и менее 500 рублей – 4,5%.

Что любопытно, в 2009-м тратящих большие суммы в сети было несколько больше – 14,6% - от 30 до 100 тысяч и 4,8% более 100 тысяч рублей, зато суммы от 3 до 30 тысяч в сети в прошлом году пользователи оставляли меньше.


Рисунок 4. Способы оплаты покупок онлайн (2008-2010гг., опрос RUметрики)

По-прежнему за онлайновые покупки пользователи предпочитают расплачиваться наличными курьеру или непосредственно продавцу– так совершается 44% транзакций (в 2009-м их было столько же, а в 2008-м – 56%). Наложенным платежом осуществляется 12% оплат (вместо 15-16% в прошлые годы). Зато заметно выросла доля тех, кто предпочитает олачивать сетевые покупки пластиковой картой: 17% в 2010-м, 14% в 2009-м и всего 9% в 2008-м.

13% респондентов используют электронные деньги – по сравнению с 2008-м их доля выросла вдвое, год назад таковых уже было 12%. Каждый десятый совершает для оплаты банковский перевод. 2% для оплаты покупок в сети достаточно SMS-платежей, ещё 2% опрошенных используют другие способы оплаты.

В целом доля транзакций наличными деньгами постепенно снижается, растёт популярность пластиковых карт и электронных денег – это свидетельствует как о большем распространении электронной торговли, так и о расширении её границ: например, заграничные покупки (где превалируют пластиковые карты), а также покупки онлайн из регионов (где оплата наличностью невозможна).


Рисунок 5. Количество покупок онлайн в первом полугодии 2010 года (опрос RUметрики)

В целом, как выяснилось в ходе онлайн-опроса RUметрики в июле 2010 года, за первое полугодие совершили хотя бы одну покупку онлайн 64,8% пользователей рунета. При этом ещё 3,6% не покупали ничего, но собираются это сделать. Тех, кто совершил всего одну покупку и более пяти – оказалось примерно одинаковое количество: 18,1% и 18,5% соответственно. А 21,9% совершили 2-3 покупки онлайн в последние полгода.


Рисунок 6. Причины покупок в интернете (июль 2010г., опрос RUметрики)

Больше всего покупки в сети пользователи ценят за экономию времени (48%), низкие цены (46%) и удобство выбора (41%). Примерно каждый третий также отмечает удобство доставки (31%), 23% нравится удобство оплаты. И только каждый пятый считает, что некоторые вещи можно купить только в интернете, поэтому альтернативы для себя он не видит.

ДОХОДЫ СЕКТОРА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РУНЕТЕ

Об увеличении популярности интернет-покупок в рунете также свидетельствуют данные сторонних исследователей рынка. Многие сходятся во мнении, что онлайн-магазины кризис затронул в меньшей степени, а в наступившем году его ожидает расцвет, поскольку пользователям «понравилось», а покупательская способность и торговая инфраструктура стали заметно улучшаться. Так итоги Всероссийского форума «Неделя электронной торговли» в мае текущего года были подведены следующие: в 2009 году российский рынок интернет-торговли вырос на 40% и составил около 150 млрд рублей, и специалисты ожидают не меньшего роста в текущем году.

По данным «Альфа-Банка», в 2009 году россияне совершили покупок онлайн на сумму свыше $8 млрд, а в 2010 году ожидается рост свыше $11 млрд. Иными словами, показатели рынка вырастут в среднем на 35-37%.

В национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) оценивают прирост рынка в 2010 году в диапазоне от 60% до 80%. Столь смелые утверждения строятся на явной тенденции увеличения числа покупателей онлайн: к примеру, за рубежом в декабре 2009-го уже 90% онлайн-пользователей сообщили, что делают покупки в интернете (данные Nielsen Company). А в России, по их данным, насчитывается до 83% пользователей имеющих опыт покупок онлайн.

В PricewaterhouseCoopers приводят данные о 45 млн граждан нашей страны, совершающих интернет-покупки. Более 80% жителей крупных городов РФ подтвердили, что хотя бы раз в жизни совершали покупку в интернет-магазине, среди граждан с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тысяч рублей их доля вплотную приблизилась к 90% отметке.

ROMIR приводит данные о 52% активных покупателей в рунете, совершающих приобретения в интернет-магазинах минимум раз в месяц. Причём этот показатель, по данным аналитиков компании, вырос за 2009 год почти вдвое (с 27%). Всего в 2009 году доля приобретавших товары через интернет соотечественников выросла на 8% и составила 70% от общего числа посетителей онлайн-магазинов.

Фонд «Общественное мнение» приводит цифры о доходах российского рынка интернет-продаж: при сохранении текущей ситуации в экономике они ожидают, что россияне потратят на онлайн-покупки в 2010 году от $5,3 млрд до $6 млрд. Причём в среднем житель российского мегаполиса тратит на интернет-покупки около 3750 рублей в месяц. В других населенных пунктах этот показатель ниже примерно в 1,5 раза - около 2070 рублей. Месячный объем российского рынка розничной электронной торговли весной 2010 года составил примерно 16,18 млрд рублей ($526,4 млн).

В целом, о растущей популярности интернет-покупок в России свидетельствует запуск в текущем году русскоязычного интерфейса крупнейшего интернет-аукциона eBay. Пользователи покупают не только внутри страны, но и за рубежом, и это направление необходимо развивать не менее активно чем внутренний рынок. Однако перевести интерфейс ресурса на русский язык оказалось мало: запуску предшествовала масштабная работа по модернизации системы электронных платежей и служб доставки в нашу страну.

Как отмечает руководитель департамента информационной политики Почты России Елена Диденко, «Рост объема поступающей из-за рубежа почты связан с комплексным воздействием сразу нескольких факторов. В частности, это вступившие в силу с ноября 2009 года изменения российского таможенного законодательства, создавшие благоприятные условия для развития интернет-торговли. Кроме того, здесь весьма показателен резкий рост популярности у населения покупок в сети интернет – в том числе в зарубежных интернет-магазинах как наиболее экономичных в сегодняшних экономических условиях».

Впрочем, проблемы пока решены далеко не все. «Если говорить об отрицательных факторах – это неразвитые системы платежей, хотя в этом направлении в России ситуация достаточно сильно меняется и появляются платежные системы», - отмечает вице-президент Mail.ru Олег Ильичев. – «Пока чаще приезжает курьер и совершает сделку с покупателем фактически в офлайне».

Главное, что требуется в данной ситуации, сошлись во мнении участники Всероссийского форума «Неделя электронной торговли», - это обретение системами электронных платежей правового статуса. В Думе уже работают над законом о национальной платежной системе. Правда, нынешняя редакция документа не устраивает участников рынка: по их словам, требования, предъявляемые к поставщикам услуг электронных платежей, убивают саму идею электронных денег. Вопрос остаётся открытым и вместе с ним ситуация с интернет-торговлей развивается довольно стихийно и беспорядочно, базируясь то на банковских переводах, то на микроплатежах, а также наложенных платежах и передаче денег наличными курьеру при доставке.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.