Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 22 сентября 2010

Телеграфная связь: закрыть нельзя возродить

Коллегия Минкомсвязи рассмотрела вопрос о состоянии и перспективах развития телеграфной связи в Российской Федерации. Кризис подотрасли может быть переломлен путем ее коренной модернизации, считает гендиректор "ЦентрТелекома" Ваагн Мартиросян.


Говоря о состоянии телеграфной связи в России, министр массовых коммуникаций и связи И. Щёголев подчеркнул, что, появившись более 170 лет назад, она до начала 90-х годов была единственным видом документальной связи, доступным широкому кругу потребителей. Однако в 1992 г. наметился кризис: если в 1991 г. в России  телеграфный обмен составлял 200 млн. телеграмм, то в 2009 г. было отправлено порядка 13 млн. телеграмм. Телеграфная связь сначала теряла доходы, а затем и вовсе стала убыточной. Убытки в последние годы удается сокращать за счет роста тарифов, однако компенсировать их полностью вряд ли удастся. Так, по данным Минкомсвязи, в 2009 г. доходы от передачи телеграмм компенсировали лишь 33% расходов, связанных с предоставлением услуги. Аналогичная ситуация складывается и в нынешнем году.  "Естественно, все больше места в нашей жизни занимают конкурентные виды связи – электронная почта, факсимильная связь, сотовая связь, - заметил И. Щеголев. – Соответственно, сокращение доходов и отсутствие контроля за соблюдением нормативных актов привели к свертыванию доступности телеграфных услуг. Все больше подразделений, которые оказывали телеграфные услуги, закрываются. Более того, ликвидируются областные телеграфы, а у ряда операторов подразделения телеграфной связи вобще отсутствуют – нет средств на переоборудование, на эксплуатацию, на обучение и переподготовку специалистов. Подотрасль в очень тяжелом положении. Надо сказать, что эта тенденция типична не только для России, в некоторых странах этот вид связи отнесен к устаревшим. Возникает вопрос: а нужна ли телеграфная связь России?" Отвечая на этот вопрос, министр заметил, что сегодня в документообороте именно заверенная телеграмма является юридическим документом, а с учётом особенностей территории нашей страны телеграфная связь имеет ещё и стратегическое значение для государственного управления в условиях ЧС. Кроме того, в последнее время при общем снижении числа телеграмм значительно увеличилось количество правительственных телеграмм и расширился перечень лиц, имеющих право их отправки. Иначе говоря, телеграфная связь России нужна. Но каким образом ее сохранить, каковы могут быть направления ее развития, как провести ее модернизацию и дать "вторую жизнь" телеграфной связи?  


Как сообщил В. Таранов, директор Департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи, сегодня телеграфная сеть страны представляет собой разветвленную иерархическую инфраструктуру с системой резервирования, охватывающую всю территорию РФ. Сеть состоит из восьми главных телеграфных узлов, двух транзитных узлов ОАО "Ростелеком", 70 зоновых узлов, а также запасных узлов и 65,2 тыс. каналов, используемых для предоставления услуги телеграфной связи. На конец 2009 г. монтированная емкость станций коммутации составила около 65 тыс. точек подключения с коэффициентом задействования всего лишь 42%. В процессе предоставления телеграфных услуг наряду с операторами электросвязи участвуют компании смежных отраслей, образуя обширную сеть, позволяющую практически из любой точки страны отправить телеграмму. На конец 2009 г. в России работало 34,2 тыс. объектов связи, производящих телеграфные операции, в том числе в сельской местности – 25,4 тыс.  "Существующая сеть обладает высоким коэффициентом готовности и надежности, может выполнять свои функции в нештатных ситуациях, - заметил В. Таранов. -  При этом она состоит из физически и морально устаревшего оборудования, обуславливающего сохранение неэффективных с позиций сегодняшнего дня технологий. Так, при многих положительных характеристиках, телеграфная сеть не может конкурировать с сетью передачи данных в скорости обмена информацией, в доступности услуг с точки зрения возможности использования широкого набора терминалов, в разнообразии сервисов, в темпах наращивания функциональности, в том числе и в направлении совершенствования уровня информационной безопасности."  


Кризис телеграфной связи привел, по данным В. Таранова, к сокращению в течение последних пяти лет на 12% количества объектов связи, осуществляющих телеграфные операции; на 25% - монтированной емкости станций; на 24% - общего количества каналов в телеграфных сетях связи. Констатируя неконкурентоспособность телеграфной связи, он отметил, что в такой ситуации инвестиции в простое воспроизводство сети – бессмысленны и неэффективны, и что в сложившихся условиях необходимо обеспечить внедрение инновационных решений на телеграфной сети, в полной мере используя мультисервисный характер современных сетей электросвязи. Для этого необходимо решить ряд задач, первая из которых -  создание условий для стимулирования масштабного процесса модернизации сетей телеграфного доступа. В частности, требуется внести коррективы в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление услуг телеграфной связи; доработать и утвердить требования к построению телеграфной сети связи, в которых предусмотреть возможность использования выделенных каналов в сетях передачи данных для пропуска телеграфного трафика; обеспечить безубыточность передачи телеграмм, включив услугу в перечень универсальных. Для обеспечения системности последующих шагов предложено разработать концепцию развития подотрасли, в которой определить подходы к ее инновационному развитию на ближайшие годы, с учетом интересов государства по обеспечению безопасности и обороноспособности.


В ходе обсуждения вопроса о будущем телеграфной связи  выступили руководители ОАО "Ростелеграф" В. Прилипко и Л. Моховик. "Ростелеграф" реализовал проект создания системы "Ростелемейл", которую рассматривает как  возможный вариант дальнейшего перевода телеграфных услуг на новые технологии.  При этом сейчас, по мнению В. Прилипко, в первую очередь необходим приказ Минкомсвязи о неотложных мерах по восстановлению телеграфной связи: "То, что лежит, модернизировать нельзя. Его надо сначала восстановить." Кроме того, "Ростелеграф" предложил Минкомсвязи подготовить и направить в Правительство РФ предложения по внесению в законодательные акты вопросов телеграфной связи, обеспечить проведение экономического анализа целесообразности отнесения услуги телеграммы к универсальным услугам, обеспечить утверждение Минкомсвязи или "Связьинвестом" системы взаиморасчетов за услуги телеграфной связи, осуществить доработку существующих и разработку необходимых нормативно-правовых актов.   


В. Мартиросян, генеральный директор ОАО "Центртелеком", охарактеризовав телеграфную подотрасль как незаслуженно забытую, также подчеркнул, что ее модернизация должна быть подкреплена нормативно-правовой базой. Правила построения, архитектура и технологические алгоритмы существующих телеграфных служб были разработаны в начале 80-х годов, и с тех пор подвергались лишь небольшим косметическим доработками, заметил В. Мартиросян. А оказание услуг и функционирование сетей телеграфной связи опирается на давно существующую, хорошо отработанную, но ориентированную на устаревшие технологии и архитектуру, нормативную базу. "Это приводит к избыточным инвестициям, дополнительным затратам на эксплуатацию, а также невозможности оптимизации затрат на физическую доставку сообщений," - уверен В. Мартиросян.  По его мнению, устранением недостатков телеграфной связи должна стать ее коренная модернизация, а телеграфные службы должны быть преобразованы в федеральную систему документальных сообщений ФСДС, действующую как единое формирование на всей территории РФ. Коренная модернизация подразумевает: доработку существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей оказание услуг документальной электросвязи в существующих сетях, распространение ее действия на создаваемую федеральную систему, а также разработку для нее новых специфических нормативно-правовых актов, которые позволят сохранить юридическую значимость качественно новых услуг; разработку архитектуры федеральной системы документальных сообщений включая новые алгоритмы и протоколы взаимодействия элементов системы (сетевая архитектура с учетом современных возможностей систем передачи данных должна быть значительно упрощена по сравнению с нынешней архитектурой телеграфных сетей). При строительстве системы должны быть использованы новые технологии приема, передачи, доставки и защиты сообщений, с использованием современных технических средств. Также необходимо создать принципиально новую систему архивации, хранения, поиска и восстановления сообщений, рассчитанную на работу с огромным объемом проходящих через систему сообщений; провести глубокую интеграцию создаваемой системы с существующими средствами почты России, создать электронный абонентский почтовый ящик для каждого домохозяйства (возможно, и жителя) России в зоне российского национального кириллического домена верхнего уровня .рф, однозначно связанного с почтовым адресом квартиры, дома (при этом должна обеспечиваться оперативная поддержка виртуальности справочных систем при смене места жительства, с сохранением привязок к информационным системам государственных структур, таких как ФМС, ФНС, ГИБДД, ДЭЗ и т.д.); создать интерфейсы, связывающие создаваемую систему с существующими телеграфными сетями, с поэтапным превращением модернизируемых телеграфных сетей в качественно новую систему; создать частные виртуальные сети и системы документальных сообщений для спецпотребителей на основе сети передачи данных. Основные принципы, которые должны соблюдаться при модернизации:


*вместо существующих телеграфных каналов организуется общероссийская сеть с использованием защищенных каналов IP VPN, объединяющая все компоненты ФСДС;


*создаются платформа инфраструктуры ФСДС, системы обработки и маршрутизации сообщений, системы хранения и поиска сообщений, удостоверяющий центр ЭЦП, сети доступа к платформе и пункты коллективного пользования;


*на базе платформы создаются и заполняются различного рода справочные системы ФСДС, которые должны иметь интерфейс со справочными системами государственных структур – клиентов системы;


*каждому пользователю создается электронный ящик, однозначно связанный с почтовым адресом квартиры, дома или организации, с возможностью создания дополнительных адресов для членов семьи или работников организации;


*организуется доступ к электронному ящику в почтовом отделении, которое обслуживает данный почтовый адрес; в том же отделении производится взаимодействие пользователей по вопросам получения доступа к электронному абонентскому ящику и правил его обслуживания;


*обеспечивается доступ к электронному абонентскому ящику с домашнего компьютера по специально сформированному каналу с аутентификацией через веб-интерфейс;


*при отсутствии возможности доступа абонента к электронному ящику обеспечивается доставка сообщений на бумаге либо на электронном носителе (в определенных случаях пользователи системы могут определять правила обслуживания электронного ящика и способы доставки сообщений);


*к системе подключаются государственные клиенты – службы и ведомства, оказывающие услуги населению, а также направляющие гражданам и организациям различные документальные извещения (пенсионный фонд, налоговые органы, БТИ, ФМС, регистрирующие органы, ГИБДД и др.)


Эти предложения переданы в соответствующую рабочую группу Минкомсвязи. По мнению В. Мартиросяна, есть два пути дальнейшего развития событий: либо закрыть
"телеграфию", либо модернизировать ее коренным образом, чтобы она была востребована - и в рамках "электронного правительства" могла обеспечить госуслуги.


Лилия Павлова     
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

29.03 0:54 Анна:
Здравствуйте. Я в связи 15 лет работаю телеграфистом. В Москве закрываются телеграфы. Уходят люди с опытом. Ведь с закрытием телеграфа прекращается документальная связь. Только благодаря телеграммам которые идут в суд по авариям они все идут с услугой уведомление телеграфом и копиями. Подскажите мне может вы знаете закрыв телеграфную связь в таком крупном городе как Москва к примеру. Будет осуществлятся многие виды телеграмм как например с уведомлением итд. Это единственная документальная переписка связь которую подтверив копией и уведомлением принимают в судах в милиции при авариях итд. А взять правительственные телеграммы и другие виды телеграмм. Очень жаль ,что у власти Почты России стоят люди которые совсем не понимают ни в почтовой спицифике ни в телеграфной поэтому потом когда все развалют в связи будет поздно .