Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Расти всегда, расти везде

24 сентября 2010

Начиная с2007 года, контекстная реклама в России показывает уверенный рост. Но основными драйверами этого роста год от года являются разные факторы. Так, сейчас набольший вклад в развитие этого вида интернет-рекламы вносят регионы и мобильный Интернет.

«Яндекс» подготовил информационный бюллетень, посвящённый рынку контекстной рекламы в России. Основные данные получены от Яндекс.Директа , чья доля на рынке контекстной рекламы аналитиками оценивается в 75–80 %. Это позволяет на примере Яндекс.Директа говорить о тенденциях развития всего рынка контекстной рекламы в России.

Интернет-реклама в России

Интернетом в России пользуется более 37 % взрослого населения. Эти 43 млн человек — и есть потенциальная аудитория интернет- рекламы. Понятно, что с таким внушительным охватом интернет стал очень привлекательной рекламной площадкой. Особенно для тех рекламодателей, которые ориентированы на наиболее активную и платёжеспособную часть населения. По данным ФОМ на весну 2010, 65% пользователей интернета — это люди в возрасте от 25 до 54 лет. 28% пользователей интернета имеют доход выше среднего, что почти вдвое больше, чем в среднем по России.

Спрос на интернет-рекламу быстро растёт. С 2007 года доля интернет- рекламы на российском рекламном рынке увеличилась почти вдвое. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первой половине 2010 года в России на интернет-рекламу приходилось 10,7% всех рекламных бюджетов — это 9,4 млрд рублей (без учёта НДС).

Постоянный рост интернет-рекламы не прервался даже во время финансового кризиса, когда бюджеты многих рекламодателей значительно сократились. По данным АКАР, в кризисный 2009 год весь рекламный рынок России сжался на 26%, и в то же время оборот интернет-рекламы, наоборот, вырос на 8% — от «продающей» рекламы компании отказывались в последнюю очередь. По итогам первого полугодия 2010 года темпы роста интернет-рекламы оказались ещё выше — по сравнению с первым полугодием 2009 оборот в этом сегменте увеличился на 33%.

В 2008 году интернет-реклама в России обогнала по объёму рекламу на радио и вплотную приблизилась к наружной. В странах с более глубоким проникновением интернета — например, в Великобритании, где интернетом пользуются 76% населения,— интернет-реклама обогнала радио ещё в 2004 году, а наружную — в 2005-м. В 2009 году оборот интернет-рекламы в Великобритании вплотную приблизился к телевизионной. Можно предполагать, что по мере роста сетевой аудитории в России доля интернет-рекламы на общем рекламном рынке будет продолжать расти.

Рынок контекстной рекламы

По оценке АКАР и агентства Mindshare Interaction на первое полугодие 2010, 66–67 % рынка интернет-рекламы занимает контекстная реклама. Остальные 33–34 % приходятся на медийную. С 2007 года доля контекста выросла на 12 процентных пунктов.

Оборот контекстной рекламы в России в первом полугодии 2010, по данным АКАР, составил 6,3 млрд рублей (без учёта НДС). Агентство Mindshare Interaction оценило оборот рынка контекстной рекламы за тот же период в 5,9 млрд рублей (без НДС). Исходя из оценок всего рынка контекста, сделанных АКАР и Mindshare, 75–80% приходится на долю Яндекс.Директа. Оставшуюся часть делят между собой системы «Бегун» и Google AdWords.

Развитие инструментов для новичков

В контекстной рекламе стабильно велика доля рекламодателей, которые размещают объявления впервые. Постоянный приток новых участников объясняется тем, что контекстная реклама доступна и среднему, и малому бизнесу. Рекламную кампанию в интернете можно провести с бюджетом в несколько сотен рублей, тогда как в других видах рекламы «входной билет» будет стоить десятки тысяч. Чтобы размещать контекстную рекламу, рекламодателю не нужен даже сайт. Все контактные данные можно указать в «виртуальной визитке» — туда попадёт пользователь, перейдя по объявлению. За период с лета 2009 по лето 2010 в одной только системе Яндекс.Директ появилось более 44 тысяч новых рекламодателей.

Специально для новичков, которых становится всё больше и больше, создаются совсем простые инструменты размещения рекламных объявлений. Они позволяют размещать контекстную рекламу, не вникая в её тонкости.

Рост профессионализма рекламодателей

Вместе с ростом рынка увеличивается и число опытных рекламодателей. Поэтому наряду с упрощёнными инструментами развиваются профессиональные инструменты анализа и управления кампаниями.

Рекламодатели стали уделять больше внимания оценке эффективности своих рекламных кампаний. Заметно выросла популярность счётчиков, с помощью которых можно в том числе анализировать аудиторию, которая переходит по рекламным объявлениям, и её поведение на сайте. Например, в июне 2010 года с помощью счётчика Яндекс.Метрики рекламодатели анализировали 38% всех переходов пользователей по контекстным объявлениям. Эта доля почти в четыре раза больше, чем три года назад.

Рекламодатели, которые проводят масштабные рекламные кампании — с сотнями ключевых слов и рекламных объявлений,— начинают активно пользоваться профессиональными инструментами управления рекламой, например API.

В среднем каждый рекламодатель Яндекс.Директа за лето 2010 разместил 19 объявлений, а рекламодатель, использовавший API,— 90.

Рост в регионах

Наиболее быстрый рост рынка контекстной рекламы — в регионах. За три года (с июня 2007 по июнь 2010) доля российских регионов в общем объёме переходов по объявлениям Яндекс.Директа выросла в полтора раза — с 28% до 43%.

Развитие мобильной контекстной рекламы

Происходит активное развитие контекстной рекламы в мобильном интернете. По оценке TNS, с июня 2008 по июнь 2010 года количество пользователей мобильного интернета в крупных городах России выросло на треть — до 9,2 млн человек. Популярность мобильной контекстной рекламы в Яндекс.Директе за тот же период выросла ещё сильнее. Доля переходов с мобильных устройств в Яндекс.Директе возросла с 0,29% до 3% от всех переходов по рекламным объявлениям на поиске Яндекса.

Средний CTR объявлений в мобильном поиске Яндекса на 40% выше, чем у объявлений на веб-поиске. Это связано с тем, что пользователи мобильного поиска чаще готовы принимать решение на ходу и не могут тратить много времени на размышления и выбор.

По оценке аналитиков инвестиционного банка Morgan Stanley, мировая аудитория мобильного интернета растёт гораздо более высокими темпами, чем когда-либо росла аудитория проводного интернета. Уже в 2014 году пользователей мобильного интернета может стать больше, чем пользователей проводного.

Интеграция контекстной рекламы с геоинформационными сервисами

Контекстная реклама становится частью геоинформационных сервисов и может показываться в соответствии с географическим контекстом — местонахождением пользователя или заданным районом поиска. В частности, когда пользователь ищет товары и услуги в определённом районе города, прямо на карте он может увидеть контекстные объявления, соответствующие теме запроса.

Контекстная реклама и финансовый кризис

Во время финансового кризиса контекстная реклама выросла ещё сильнее, чем интернет-реклама в целом. По данным АКАР, в 2009 году оборот контекста в России вырос на 11%.

Тем не менее, кризис повлиял на поведение рекламодателей и в контекстной рекламе. Многие компании и предприниматели сокращали затраты на рекламу, что привело к временному снижению средней платы за переход.

В конце 2008 года сезонное падение ставки за переход было значительно более сильным, чем обычно. Весь следующий год средняя ставка колебалась ниже уровней 2007–2008 годов. Только в 2010 году вместе с сезонным оживлением в начале года рынок начал быстро восстанавливаться. К середине 2010 года средняя по Яндекс.Директу плата за переход достигла докризисного уровня, а в сегменте В2С даже превысила его.

Сильнее всего кризис повлиял на рекламодателей из В2В-сегмента — там наблюдалось наибольшее падение средней ставки за переход. Сильнее всего она упала в телекоммуникационной отрасли и сфере поставок материалов и оборудования для бизнеса. В сегменте В2В лучше всего в кризис себя чувствовали рекламодатели Директа из сферы рекламы и бизнес-услуг.

В большинстве отраслей В2С-сегмента кризис также привёл к снижению ставки, однако падение не было таким сильным, а в некоторых отраслях средняя плата за переход даже росла. Хуже всего из B2C-отраслей в кризис чувствовали себя кадровые агентства и рекламодатели из сферы недвижимости.

Несмотря на снижение ставок, количество переходов по рекламным объявлениям продолжало расти. Это объясняется как ростом аудитории Яндекс.Директа — за период с августа 2008 года по декабрь 2009 она увеличилась на 82%,— так и ростом спроса на некоторые категории товаров и услуг.

Выводы

Контекстная реклама остаётся самым быстрорастущим видом рекламы в России — не только по оборотам, но и по числу рекламодателей. Наиболее активно контекстная реклама развивается в регионах — по темпам роста они обгоняют Москву и Санкт-Петербург.

В контекстной рекламе появляются новые возможности. Контекстные объявления стали доступны в мобильном интернете и на набирающих популярность геоинформационных сервисах. Создаются новые инструменты для управления рекламными кампаниями — для опытных рекламодателей и для новичков.

В период финансового кризиса 2008—2009 годов контекстная реклама оказалась самым востребованным видом рекламы. В то время как весь рекламный рынок сжался, обороты контекста продолжали расти. Это связано с тем, что контекстные объявления можно размещать даже при очень скромных бюджетах и платить только за потенциальных клиентов.

Контекстную рекламу может позволить себе любой рекламодатель, вне зависимости от масштабов бизнеса. Благодаря этому она стала массовым инструментом для привлечения клиентов. В то же время у контекстной рекламы остаётся высокий потенциал развития, поскольку количество бизнесов, не охваченных контекстной рекламой, всё ещё велико.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.