Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

За Роскосмосом нужен глаз-ГЛОНАСС

07 декабря 2010

Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке и главе контрольного управления администрации президента Константину Чуйченко не только найти ответственных за потерю в Тихом океане трех спутников, но и провести ревизию всей программы ГЛОНАСС, чего никогда не случалось прежде.

Как пишет «КоммерсантЪ», отвечать перед контролерами придется прежде всего Федеральному космическому агентству (Роскосмос), которое не только является головным заказчиком и получателем государственных ассигнований на ГЛОНАСС, но одновременно осуществляет руководство крупнейшими предприятиями-изготовителями элементов системы. Вчера в этом космическом ведомстве продолжали официально квалифицировать случившуюся 5 декабря аварию (падение спутников в океан) как "вывод космических аппаратов ГЛОНАСС-М на нерасчетную орбиту". Почему орбита получилась именно такой, сейчас выясняет межведомственная комиссия, которую возглавил гендиректор подведомственного Роскосмосу же ЦНИИ машиностроения Геннадий Райкунов. Комиссия должна представить свое заключение к 15 декабря.

Курирующий ГЛОНАСС на уровне правительства вице-премьер Сергей Иванов вчера успокаивал было журналистов тем, что пока рано говорить о причинах неудачи и во всем должен разбираться сам Роскосмос, но тут же выдал собственное умозаключение: "Если ракета не смогла вывести спутники, то проблема, ясно, в разгонном блоке. Космические аппараты здесь ни при чем (цитируется по "Интерфаксу".— "Ъ")". В данном случае речь идет о блоке ДМ-3, который разработала и производит ракетно-космическая корпорация "Энергия". Но и в "Энергии", и в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева (производитель ракеты "Протон", неполадки в которой выдвигались в качестве версии днем ранее) вчера заявили "Ъ", что будут говорить на эту тему только после выводов комиссии.

Информагентства сообщали вчера и о возможной ошибке в программном обеспечении полета. За систему управления ракеты-носителя и разгонного блока отвечает Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Пилюгина. Его представитель вчера заявил информационным агентствам, что система управления и программно-математическое обеспечение отработали штатно, а причины неудачного пуска, скорее всего, какие-то внешние факторы, как, например, "некачественное топливо или неправильные исходные данные по весу головной части ракеты".

Как сообщил сегодня «Интерфакс», по предвари тельным (не опубликованным официально) выводам комиссии наиболее вероятной причиной неудачного запуска ракеты-носителя "Протон-М" со спутниками ГЛОНАСС является превышение массы космической головной части: в разгонный блок была залита тонна "лишнего" топлива.

Как заявил вчера "Ъ" представитель Роскосмоса, полная комплектация орбитальной группировки ГЛОНАСС (24 космических аппарата), для чего и запускались 3 погибших спутника, будет все равно вскоре завершена. На конец декабря запланирован запуск очередного экспериментального спутника ГЛОНАСС-К на ракете-носителе "Союз 2.1б" с космодрома Плесецк. Кроме того, планируется увеличить число запусков спутников ГЛОНАСС в следующем году. А генеральный директор ОАО ""Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" Николай Тестоедов сообщил "Ъ", что до конца 2010 года в работу вернут два аппарата, выведенных ранее в резерв из-за истечения их ресурса. Кроме того, пояснил господин Тестоедов, сейчас принимается решение об ускорении сроков изготовления и запуска шести аппаратов, уже включенных в производственный план на 2011 год. Он полагает, что решение о порядке восполнения потерянных спутников будет принято до конца года, хотя пока его нет. Сейчас в российской группировке работает 20 спутников, 2 — в резерве, 4 — на техобслуживании. Для полного разворачивания группировки, по его мнению, с технической точки зрения потребуется порядка полугода.

Пока ищут виновных в аварии, остается до конца неясным и вопрос, кто и как страховал ракету и ее груз. О том, что такая страховка точно была, заявил вчера прессе господин Иванов, но назвать конкретного страховщика журналистам посчитал, видимо, лишним (как и Роскосмос).

Необходимо пояснить, что в космическом страховании при запусках страхуется несколько видов рисков: транспортные — при доставке аппаратов на космодром, риски невыведения на орбиту или отказа на орбите и, наконец, ответственность перед третьими лицами.

Как рассказал вчера "Ъ" глава отдела по связям с общественностью РСЦ Алексей Петраков, ответственность перед третьими лицами по "Протону-М" была застрахована на 6 млрд руб. в РСЦ. В данном виде возмещаются ущерб и ликвидация последствий для них, если таковые наступили, вплоть до экологических рисков, таких как разлив топлива. Но по этому полису страховщик никаких заявлений о возмещении пока не получил.

РСЦ давно является активным игроком на рынке космических рисков, участвовал в страховании запусков спутников ГЛОНАСС ранее. Однако в этот раз, как рассказали "Ъ" в компании, конкурс на страхование спутников выиграл "кто-то еще". По словам специалистов компаний, речь может идти о страховке на десятки миллионов долларов. Опрос "Ъ" нескольких крупных брендовых компаний на рынке космических рисков показал, что возможным страховщиком иных рисков по спутникам ГЛОНАСС может оказаться малоизвестная компания "Страховой центр "Спутник"". По телефонам компании, указанным в госреестре страховщиков, "Ъ" заявили, что никого из руководства сейчас нет на месте, а комментарии дает только оно. Мобильный телефон управленца "Спутника", выходца из РСЦ Дмитрия Медведчикова, не отвечал.

Согласно данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), по итогам девяти месяцев текущего года "Спутник" занял 176-е место по сборам (179 млн руб.). Основу страхового портфеля составляют страхование имущества (41,8% от сборов) и страхование ответственности (39,6%). Как рассказали "Ъ" в Росстрахнадзоре, компания с таким регистрационным номером в 2006 году существовала под названием "Паритет-Про". "Никаких запросов или предписаний мы им не отправляли,— заявил "Ъ" глава ФССН Александр Коваль,— но у меня всегда вызывают удивление ситуации, при которых крупные риски оказываются застрахованными в неизвестной некрупной компании". По его словам, теперь в ФССН заинтересуются, есть ли у страховщика запасы под возможную многомиллионную выплату по спутникам.

 

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.