Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Кризис в рекламе преодолен…

01 апреля 2011

…но докризисные результаты пока еще недостижимы. Хотя рынок контекстной рекламы в 2010 году вырос на 46% по сравнению с 2009 годом, что бы достичь уровня  2008 года (367 млрд рублей), в нынешнем году рынок должен вырасти еще как минимум на 16,6%.

«Бегун» представил очередной годовой Аналитический обзор российского рынка контекстной рекламы в 2010 году, подготовленный аналитическим центром компании.

По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в экспертный совет которого входит «Бегун», объем российского рынка контекстной рекламы в 2010 году составил 16,85 млрд рублей (включая НДС). По сравнению с 2009 годом рынок вырос на 46%.

Несмотря на стабилизацию экономической ситуации и постепенное восстановление рекламных бюджетов, докризисного уровня объем рынка в прошлом году не достиг, хотя не исключено, что это случится уже в году нынешнем. Для того чтобы уровень 2008 года (367 млрд рублей) был пройден, в 2011 году рынок должен вырасти как минимум на 16,6%.

В топ-3 по объему рекламных бюджетов по-прежнему входят телевидение, печатные СМИ и наружная реклама. Интернет-реклама в этом рейтинге находится на четвертом месте, хотя ее объем рос в 2010 году быстрее, чем бюджеты в основных медиаканалах. В 2009 году на фоне общего спада Интернет и вовсе оказался единственным медиа, у которого выросли доходы от рекламы.

Расходы на онлайн-рекламу увеличились на 40% по сравнению с предыдущим годом и составили, по оценке АКАР, 26,65 млрд рублей. При этом темпы роста контекстной рекламы оказались еще выше - 46%. Рекламодатели потратили на контекст в 2010 году 16,85 млрд рублей.

Российский рынок контекстной рекламы формируют три основных игрока: Яндекс, "Бегун" и Google. На их долю приходится более 90% рынка. С января 2010 года "Бегун" и Google стали партнерами: российский сервис получил право продавать рекламу в результатах поиска Google.

Контекстная реклама в 2010 году совершила настоящий рывок, продемонстрировав, по оценке АКАР, рост объемов на 46% по сравнению с предыдущим годом. Динамику сектора обеспечили несколько основных факторов.

Прежде всего, в 2010 году существенно выросла аудитории Интернета. По данным исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), проведенного в декабре 2010 года, ядро российской интернет-аудитории - пользователи, выходившие в Сеть хотя бы раз за последние сутки, - составляет 40 млн человек или 33% населения старше 12 лет. При этом аудитория мобильного Интернета в России уже достигла 22 млн человек (18% населения старше 12 лет). Этот показатель сопоставим с распространением домашнего проводного широкополосного доступа (ШПД), которым пользуются 31 млн человек.

В прошлом году продолжился приток в контекст новых рекламодателей. В первую очередь, это представители малого бизнеса, привлеченные низким порогом входа и возможностями быстрой оценки рекламного результата. Крупный и средний бизнес, переместивший часть рекламных бюджетов в онлайн в период кризиса, в 2010 году продолжил наращивать маркетинговую активность в контексте.

Региональный бизнес все чаще задействует для продвижения контекстную рекламу, в ближайшие годы региональные бюджеты - одна из точек роста рынка. Активность российских региональных интернет-пользователей обеспечила 35,3% списаний по рекламным кампаниям в сервисе "Бегун" в 2010 году (годом ранее этот показатель составлял 29,3%).

По оценке "Бегуна", рынок контекстной рекламы в России по итогам 2011 года продемонстрирует динамику, аналогичную предыдущему году. Потенциал роста отрасли еще очень высок. Несмотря на то, что в 2010 году рекламная индустрия в целом показала существенный рост, многие сегменты экономики еще не вернулись к докризисному уровню и будут наращивать маркетинговые бюджеты.

Проникновение контекстной рекламы в новые среды и интеграция текстовых и медийных форматов рекламных материалов стали основными технологическими тенденциями развития рынка в 2010 году.

Внедрение контекстной рекламы в онлайн-видео началось еще в 2008 году, и в течение 2010 практически все крупнейшие видеохостинги, телевизионные порталы, социальные сети и блоги, размещающие видеоролики, стали транслировать текстовые объявления, а затем баннеры и рекламные ролики. В прошлом году контекстная реклама добралась и до телеканалов. Первые шаги сделаны в направлении развития георекламы. От трансляции объявлений или баннеров на картографических сервисах операторы постепенно переходят к более продвинутому варианту - рекламе, привязанной к географическому положению пользователя.

Контекстная реклама все больше эволюционирует в сторону визуализации: распространение получают текстово-графические форматы, медийно-контекстные баннеры. За гиперссылкой теперь может прятаться не только текстовое объявление, но и полноценный рекламный ролик или возможность совершить звонок рекламодателю. Все нововведения направлены как на усиление рекламного воздействия, точность таргетирования, комплексный медийный эффект и увеличение конверсии, так и на привлечение средних и крупных рекламодателей из конкурентных рекламных сред.

Из года в год высокой активностью рекламодателей отличается категория "Авто". Борьба за внимание интернет-аудитории идет как в сфере продаж новых и подержанных автомобилей, так и в сфере услуг автосервиса и продажи запчастей. По итогам года категория "Авто" вновь на первом месте с отрывом в 5 п.п. от ближайшего “конкурента”.

На втором месте оказались рекламодатели сегмента "Личные вещи, одежда". Согласно оценкам компании InSales, доля интернет-магазинов данного направления в общем объеме российской онлайн-торговли в 2010 году составила 9,7%. По ежедневному числу заказов магазины одежды и обуви - на первом месте (14 тыс. заказов в сутки). Лидеры продаж сегмента успешно используют контекстную рекламу. Повышенный спрос пользователей на товары тематики годом ранее дополнительно стимулировал активность шопинг-клубов и других рекламодателей тематики.

Общее количество рекламных кампаний в сегменте в 2010 году (по сравнению с предыдущим) увеличилось на 35%, а доля тематики в годовом бюджете выросла почти на 3 п.п. Наибольшее внимание в 2010 году пользователи уделили выбору вариантов проведения досуга. Реклама ресторанов, кафе, клубов и других видов отдыха привлекла значительную часть аудитории и добавила тематике "Досуг и отдых" 1,9 п.п. в рейтинге интересов пользователей.

Рекламодатели предлагали развлечения на любой вкус - от традиционных бани и сауны до экстремальных прыжков с парашютом и полетов на воздушном шаре. Любители активного, но менее экстремального отдыха откликались на рекламу боулинга, верховой езды, дайвинг-клубов, рыболовных и других клубов по интересам.

Все более востребованными становятся объявления о продаже купонов, среди которых нередко встречаются скидки на посещение ресторанов или развлекательных центров.

Не забывают пользователи следить и за рекламой автомобильной тематики, предложениями о продаже квартир и загородных домов - популярность тематик "Авто" и "Недвижимость" остается на прежнем уровне. Немалый интерес аудитория проявляет к предложениям услуг в интернете - доля тематики по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2 п.п.

Большинство лидирующих сегментов по тратам рекламодателей - это сегменты с "дорогими" пользователями. То есть доля затрат рекламодателей в этих категориях выше доли кликов в них.

Ниже - первая пятерка перегретых категорий:

В 2010 году восстанавливающаяся после кризиса экономика дала новый толчок развитию рынка контекстной рекламы. Отрасль показала самые высокие темпы роста объемов на фоне динамики основных медиаканалов. Многие рекламодатели, переместившие рекламные бюджеты в контекст из других медиа в поисках эффективного инструмента продаж, увеличили маркетинговую активность. Рынок продолжает прирастать и за счет новых рекламодателей, только открывающих для себя возможности контекстной рекламы. Значительная часть таких рекламодателей сосредоточена в регионах. Активность российских региональных интернет-пользователей обеспечила 35,3% списаний по рекламным кампаниям в сервисе «Бегун» в 2010 году (годом ранее этот показатель составлял 29,3%).

По прогнозам «Бегуна», рынок контекстной рекламы в России по итогам 2011 года продемонстрирует динамику, аналогичную предыдущему году. Потенциал роста отрасли еще очень высок. Несмотря на то, что в 2010 году рекламная индустрия в целом показала существенный рост, многие сегменты экономики еще не вернулись к докризисному уровню и будут наращивать маркетинговые бюджеты.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.