Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Общий подход к легальному интернет-контенту пока не найден

21 апреля 2011

Позиции операторов связи, интернет-компаний и правообладателей, связанные с распространением и правами на контент в интернете, так и не сблизились в среду на тематическом круглом столе Минкомсвязи, прошедшем в рамках конференции РИФ+КИБ 2011.

Все заинтересованные стороны выступают за легальность контента, однако интернет-компании и операторы связи не желают отвечать за пользовательский контент. Стремительный рост потребления интернет-трафика не подлежит сомнению, но операторов связи не устраивает, что при падающей доходности их бизнеса все расходы на пропуск трафика несут только они.

Президент «Ростелекома» Александр Провоторов вновь констатировал, что рост доходов оператора серьезно отстает от роста объема трафика, и оператору требуется постоянно наращивать расходы на расширение пропускной способности сети. "Операторы не должны расширять свою инфраструктуру бесконечно. Сейчас это становится экономически нецелесообразно", - заявил Провоторов.

Директор по работе с госорганами "Вымпелкома" Алексей Рокотян сказал, что есть только два пути окупить затраты на поддержку инфраструкуры - за счет контент-провайдеров и за счет пользователей, и Провоторов согласился с ним. Однако прямо заявить, что передаваемый трафик должны частично оплачивать интернет-компании, операторы не решились, ограничившись полунамеками.

В ответ на выступления операторов глава компании "Яндек"с Аркадий Волож рассказал о том, что доля доходов компании, идущая на поддержание инфраструктуры (CAPEX), выше как раз у интернет-компании, обеспечивающей хранение контента, а не у операторов.

"Взимайте плату с пользователя, никто, кроме вас, этим не занимается", - сказал своим оппонентам Волож. Он напомнил операторам о бурном росте их бизнеса в прошлом десятилетии, заявив, что сейчас настала очередь интернет-компаний.

Операторы ищут различные бизнес-модели, которые бы позволили им сохранить прибыльность. Эти модели могут основываться на предоставлении дополнительных сервисов для абонентов, разнообразии тарифов и фильтрации "тяжелого" контента, возможность получать который на высокой скорости может, к примеру, стать VIP-услугой.

Кроме того, провайдеры готовы самостоятельно разрабатывать и предоставлять сторонним партнерам платформы для сервисов. Генеральный директор МГТС Сергей Иванов, чья компания намерена провести оптоволокно чуть ли не в каждую московскую квартиру, сказал: "Мы не хотим быть трубой. Мы будем развивать собственный контент и будем на нем зарабатывать".

По одну сторону баррикад операторы и интернет-компании оказались тогда, когда на круглом столе речь зашла об ответственности за загружаемый пользователями нелегальный контент.

Типичная позиция правообладателя состоит в том, что отслеживать и удалять пиратский контент со своих страниц должны сами интернет-ресурсы. Представители последних, напротив, предлагают владельцам прав на контент уведомлять онлайн-ресурсы, сообщая о месте размещения пиратского контента. Ничего нового РИФ не принес и в этот вопрос.

Генеральный директор Google-Russia Владимир Долгов, опираясь на опыт сервиса YouTube, заявил, что отследить контент невозможно. Представитель Google заодно напомнил музыкальным мейджорам об их лукавстве: по словам Долгова, за годы развития интернета их доходы вовсе не упали, а стремительно выросли.

Правообладатели снова указали поисковикам и контент-сервисам на то, что в результатах поиска можно было бы отдавать приоритет легальному видео и музыке, введя для упрощения работы поисковой машины особую метку для такого контента.

Пользователи традиционно не хотят платить ни за что загружаемое из сети, и эту привычку переломить труднее всего.

Генеральный директор видеосервиса RuTube Михаил Ильичев привел результаты исследований его компании, согласно которым 81% интернет-пользователей останутся приверженцами пиратского контента, несмотря на известные опасности: заражение вирусом на пиратском ресурсе, вероятность преследования по закону из-за нарушения авторских прав, плохое качество контента. Он полагает, что спасением могут послужить бизнес-модели, основанные на рекламе. По приведенной им статистике, 58% людей смотрят нелегальные фильмы потому, что они бесплатны, но 83% опрошенных не имеют ничего против рекламы в контенте. Ильичев признает, что важным фактором является то, что пиратские версии фильмов становятся доступными раньше, чем их официальные релизы на дисках или в сети. Однако 76% опрошенных готовы частично или полностью оплачивать контент, если он становится доступным в течение месяца после проката.

По данным компании "Веб контроль", которая специализируется на защите интеллектуальной собственности в интернете, ежегодно пиратские сайты в рунете зарабатывают 1,5 миллиарда рублей. К концу 2011 года количество пользователей, которые смотрят видео онлайн, достигнет 16 миллионов.

Многие из собравшихся на круглом столе вспомнили о том, что лицензирование контента для интернета сложно и в недостаточной степени поддержано законодательно.

По мнению нескольких экспертов, было бы проще, если бы исключительные права, которые, по обыкновению, за собой почти всегда хотят оставить музыкальные лейблы и гиганты киноиндустрии, были бы заменены лицензиями Creative Commons (СС), подразумевающие разнообразные, но менее жесткие ограничения на использование контента.

По мнению заместителя генерального директора РИА Новости Михаила Сафронова, выступившего на круглом столе, лицензии СС являются одним из примеров развития правого режима и при использовании авторских материалов в СМИ. Сейчас нет сложившейся практики, позволяющей среди новостных сообщений выделять объекты авторского права.

Источник: РИА Новости

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.