Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Дети Интернета

19 мая 2011

78,1% детей в возрасте от 6 до 17 лет пользуется Интернетом. Большинство (90,3%) выходят в Сеть из дома, значительно больше половины (62%) свободно путешествуют по интернет-пространству, посещая любые сайты, которые вызывают у них интерес.

В рамках проведения онлайн-конкурса «Интернешка» Фонд «Дружественный Рунет» предлагал юным участникам заполнить специальную регистрационную онлайн-анкету. Большое количество респондентов, широкий географический охват и сравнительно высокая степень достоверности представленной информации позволяют получить весьма устойчивые данные об использовании несовершеннолетними интернета и мобильной связи.

Выборка исследования и основные результаты

В анализ были включены анкеты, заполненные в период с 15 октября 2009 года по 15 декабря 2010 года пользователями в возрасте от 6 до 17 лет включительно (на момент заполнения анкеты), которые указали, что проживают на территории Российской Федерации. В выборку попали 3587 человек, представляющие все федеральные округа России.

Средний возраст респондентов составил 13 лет. Распределение несовершеннолетних по возрастным группам представлено в таблице 1.

Таб.1. Распределение несовершеннолетних по возрастным группа

Возраст 
 

Доля, %

 >=6<9  8,5
 >=9<11  15,8
 >=11<13  26,1
 >=13<15  24,7
 >=15<18  24,9
 Итого:
 100

Участники исследования, в основном, являются активными пользователями интернета. Так 78,1% респондентов отметили, что часто пользуются интернетом. При этом можно отметить значительный  рост доли детей, часто и подолгу пользующихся интернетом, с увеличением их возраста. В группе детей в возрасте 6-8 лет часто и подолгу пользуются интернетом 15,6% респондентов, а в группе подростков 15-17 лет таких пользователей 61,3% (см. рисунок 1).

Рис.1. Доля несовершеннолетних, часто и подолгу пользующихся интернетом в различных возрастных группах

Основным местом доступа в интернет у опрошенных детей является дом (90,3% респондентов). Вторым по важности местом является школа, а именно, 29,6% несовершеннолетних ответили, что выходят в сеть из школы. Причем в образовательных учреждениях дети пользуются интернетом в основном на уроках информатики (20,2%) и после уроков (13,4%). Нужно также отметить, что значительная группа несовершеннолетних выходит в интернет в гостях у друзей (22,5%).

Таб.2. Распределение ответов респондентов о местах выхода в интернет

 Места выхода в сеть  Доля, %
 Дома  90,3
В школе
В т.ч.
  • В школе на уроке информатики
  • В школе на других уроках (кроме информатики)
  • В школе после уроков  
 29,6


20,2
4,3
13,4

 В гостях у друзей  22,5
 В интернет-кафе  4,6
 В других местах  9,6

Заметен некоторый рост разнообразия мест доступа несовершеннолетних в интернет с увеличением возраста респондентов (см. рисунок 2). На представленном графике видно, что, начиная примерно с тринадцатилетнего возраста, определенную роль в доступе к цифровому пространству начинают играть различные точки коллективного доступа (интернет-кафе и т.п.). Однако вплоть до совершеннолетия ребенка дом является основным местом доступа в сеть.

Рис.2. Использование различных мест доступа в интернет в разных возрастных группах

Дети, принявшие участие в исследовании, активно пользуются разнообразными средствами доступа в интернет (см. таблицу 3). Нужно отметить, что с возрастом существенно увеличивается доля респондентов, использующих для выхода в интернет личные компьютеры и мобильные гаджеты. Так в группе 15-17-летних 70,6% респондентов пользуются личным стационарным компьютером или ноутбуком, и 42,9% респондентов используют мобильные устройства для доступа в интернет (см. рисунок 4). Для группы детей в возрасте 6-9 лет аналогичные показатели составляют 42,7% и 7,3%.

Таб.3. Распределение ответов респондентов об устройствах для выхода в сеть

Устройства для выхода в сеть
 Доля, %
 Общий компьютер или ноутбук  55
 Личный компьютер или ноутбук  56,4
 Мобильный телефон, смартфон и т.д.  24,8
 Игровая приставка  2,3
 Другое устройство  2,9

При работе в сети несовершеннолетние, в основной своей массе, вольны посещать любые интернет-ресурсы. Так 62,0% опрошенных ответили, что они свободно посещают сайты, которые им нравятся.

Примечательна картина роста воспринимаемой степени свободы несовершеннолетних с увеличением возраста респондентов. Если в группе 6-8-летних только 13,1% детей ответили, что они свободно посещают сайты, которые им нравятся, то в группе 15-17-летних таких оказалось 86,3% (см. рисунок 4).

Таб.4. Распределение ответов респондентов на вопрос о степени свободы при пользовании интернетом

 Ответы респондентов Доля.%
 Я свободно посещаю сайты, которые мне нравятся
 62,0
 Мне разрешают заходить в интернет только в присутствии взрослых  11,7
 Родители сказали мне, на какие сайты можно заходить, а на какие - нельзя  21,5
 Родители запрещают мне пользоваться Интернетом  0,9
 Затрудняюсь ответить  3,9
 Итого  100%

Рис.4. Воспринимаемая степень свободы при пользовании интернетом в разных возрастных группах

 

Несовершеннолетние продемонстрировали различные реакции на проблемные ситуации, возникающие в интернете. Около трети юных пользователей (31,8%) заявили о своей самостоятельности при разрешении неприятных ситуаций, возникших при пользовании интернетом (см. таблицу 5). При этом 37,2% детей в случае возникновения неприятной ситуации в интернете обратятся к родителям за советом и помощью.

Примечательна картина изменения реакции несовершеннолетних на проблемную ситуацию в зависимости от возраста (см. рисунок 5). Так если в группе детей в возрасте 6-9 лет основной реакцией является обращение к родителям (таких детей 77,2%), то в группе 15-17-летних преимущественной стратегией будет самостоятельное решение проблемы, возникшей в сети (таких респондентов 54,1%).

Таб.5. Распределение ответов респондентов на вопрос о способе реакции на неприятную ситуацию

Ответы респондентов 
Доля.%
 Я посоветуюсь с друзьями  9,6
 Я посоветуюсь с родителями  37,2
 Я отключусь от Интернета/выключу компьютер  12,4
 Я самостоятельно буду решать эту проблему
(например, напишу письмо в службу поддержки или позвоню по определенному телефону,
 в зависимости от проблемы)
 31,8
Затрудняюсь ответить  9,1
 Итого  100

Рис.5. Реакции на проблемную ситуацию в интернете в разных возрастных группах

 

Заключение и рекомендации

Дети быстро осваивают оборудование, используемое для работы в интернете, и стремятся использовать разные места для выхода в сеть. В основном несовершеннолетние выходят в сеть из дома (у себя дома – 90,3%, в гостях у друзей – 22,5%). Вторым по важности местом доступа являются образовательные учреждения, в школах в интернет выходят 29,6% несовершеннолетних. Также определенную популярность имеют иные точки коллективного доступа – интернет-кафе и другие места, там в сеть выходят 4,6% и 9,6% респондентов соответственно. Важно обеспечить включение всех ключевых мест доступа в поле действия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» для предотвращения контакта несовершеннолетних с нежелательным контентом.

Мобильный интернет стал неотъемлемой частью жизни российских детей: 24,8% несовершеннолетних используют свои мобильные устройства для выхода в сеть. А в группе 15-17-летних подростков доля таких пользователей составляет 42,9%. С учетом роста популярности мобильного интернета российским мобильным операторам важно более широко перенимать опыт обеспечения безопасности несовершеннолетних.

Около трети юных пользователей (31,8%)проявляют самостоятельность при разрешении неприятных ситуаций, возникших при пользовании интернетом, избегая обращаться к взрослым или друзьям. Поэтому важно информировать несовершеннолетних о способах безопасного использования интернета и о способах выхода из проблемных ситуаций. Также важно на всех популярных интернет-площадках, где велика доля несовершеннолетних пользователей, предоставить детям сервисы помощи в экстренных ситуациях (кнопки тревоги и т.д.). Кроме того, необходимо развивать и поддерживать независимые централизованные онлайн-сервисы помощи детям (линии помощи и т.п.).

Одновременно 37,2% детей в случае возникновения неприятной ситуации в интернете обратятся к родителям за советом и помощью. Поэтому важно обеспечивать широкое информирование родителей о подходах к организации безопасного использования интернета для несовершеннолетних.

Евгений Иванович Беспалов,

генеральный директор Фонда "Дружественный Рунет", к.э.н.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.