Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Индустрия развлечений и СМИ выходит из глобальной рецессии

15 июня 2011

Для потребителя наступил золотой век: спрос на цифровые технологии растет. Во многих странах индустрия развлечений и СМИ не просто выходит из рецессии, она выходит обновленной, претерпевшей существенные изменения – стремительное развитие технологий в значительной мере способствовало ускорению темпов перехода потребителей на цифровой формат.

К такому выводы пришли аналитики PricewaterhouseCoopers в исследовании «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2011–2015 годы». 

Марсель Фенез, руководитель международной практики PwC по оказанию услуг компаниям индустрии развлечений и СМИ, отметил: «Наступил золотой век для потребителей, которые никогда не имели возможностей доступа к первоклассному контенту, тем более бесплатно, как теперь, с помощью самых разнообразных устройств. Руководители компаний индустрии развлечений и СМИ вынуждены адаптировать свои бизнес-модели для того, чтобы быть в состоянии удовлетворять быстро меняющийся спрос. Но итог один – для того, чтобы продолжать создавать качественный контент, кто-то должен платить».

В 2010 году глобальная экономика начала восстанавливаться после резкого падения 2009 года, и это улучшение экономических условий явилось основным фактором, способствовавшим росту потребительских расходов на развлечения и СМИ на 4,6%.

Реклама, которая более всего подвержена колебаниям экономического цикла по сравнению с индустрией развлечений и СМИ, продемонстрировала наиболее быстрые темпы годового роста – 5,8% в 2010 году– после 11-процентного падения в 2009 году. В целом мировой рынок рекламы будет расти совокупными темпами в размере 5,5% и достигнет 578 млрд долл. США в 2015 году (в 2010 году – 442 млрд долл. США ). В 2010 году в 12 странах мира рынок рекламы превысил 7 млрд долл. США. В список 12 ведущих рынков по уровню расходов на рекламу вошли страны, лидирующие по объему потребительских расходов в сфере индустрии развлечений и СМИ, за исключением Южной Кореи. Россия вошла в число 12 ведущих стран по объему рекламного рынка (7,6 млрд долл. США) в 2010 году, но заняла 13-е место в рейтинге стран по уровню потребительских расходов в сфере индустрии развлечений и СМИ. Среди ведущих 12 рекламных рынков Китай и Россия являются самыми быстро растущими – по прогнозам, совокупные темпы годового роста составят 14,1 и 13,9% соответственно.

Из 13 сегментов российской индустрии развлечений и СМИ, которые мы рассматриваем  в нашем исследовании, в 2010 году показали активный рост все сегменты, за исключением индустрии звукозаписи (падение на 3% по сравнению с 2009 годом), изданий потребительской и образовательной литературы (падение на 10%) и деловой информации (нулевой рост). Наиболее динамично развивающимися стали сегменты интернет-рекламы (рост на 37% в 2010 году по сравнению с 2009 годом), киноиндустрия (рост на 29%) и видеоигры (рост на 23%). Также существенно (на 24%) вырос рынок интернет-доступа, который хотя напрямую и не относится к индустрии развлечений и СМИ, но является важной базой для её развития.

Интернет

Потребительские расходы на получение доступа к сети в прошлом году составили 4,2 млрд долл. США и в ближайшие пять лет совокупные темпы годового роста сектора составят 15%. К 2015 году объем российского рынка доступа увеличится до 8,6 млрд долл. США, что будет сопоставимо с доходами от рекламы на телевидении.

В 2010 году рынок интернет-рекламы в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) вырос на 25,6%, в основном, за счет 37,5-процентного роста в России. В течение следующих пяти лет совокупные темпы годового роста сегмента в России, в среднем, достигнут 20,8%, и в 2015 году доходы от интернет-рекламы составят 2,2 млрд долл. США. В 2010 году этот показатель составил 873 млн долл. США. Доля мобильной рекламы в России остается незначительной и к 2015 году составит всего 3% от рынка интернет-рекламы. В сегменте проводной рекламы  в 2010 году больше всего выросла контекстная реклама (на 46%), в то время как прочие виды рекламы (баннеры, видеореклама, рекламные объявления и т.д.) выросли на 24%.

Телевидение

Что касается рынка рекламы на телевидении, то в 2010 году самым сильным в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕБВА) был рынок стран ЦВЕ с ростом 9,8%; двухзначные темпы роста в Турции и России компенсировали столь же высокие темпы падения в Чешской Республике и уменьшение рынка телевизионной рекламы в Румынии и Венгрии. Мы ожидаем следующего всплеска на рынке телевизионной рекламы в России в 2014 году в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

По мере улучшения экономической ситуации мы ожидаем, что в 2011 году рынок телевизионной рекламы начнет расти во всех странах. В значительной мере за счет двухзначных темпов ежегодного роста в России и Турции, Центральная и Восточная Европа будет оставаться самым быстро растущим регионом в ЕБВА в следующие пять лет. Россия и Франция стали самыми крупными рынками ТВ-рекламы в прошлом году – 4,3 млрд долл. США и 3,6 млрд долл. США соответственно. Рынок телевизионной рекламы России вырос на 14,6%. В дальнейшем совокупные темпы годового роста рынка рекламы на российском телевидении составят 15%, а объем рынка достигнет 8,6 млрд долл. США в 2015 году. В то же время, несмотря на рост расходов на рекламу в 2010 году, они не достигли предкризисных уровней. Теперь, когда российская экономика демонстрирует сильный рост, мы полагаем, что до 2015 года рынок телевизионной рекламы в стране будет расти двухзначными цифрами.

Рынок мобильного телевидения в России по-прежнему невелик и в 2010 году составил всего 13 млн долл. Несмотря на это российский рынок входит в топ-5 крупнейших рынков мобильного телевидения в регионе ЕБВА. В России все крупные операторы мобильной связи предлагают телевизионные услуги, но они пользуются спросом в основном только в крупных городах. Спрос на телевизионные услуги через мобильный телефон в России  пока сдерживается необходимостью покупать дорогое мобильное оборудование, поддерживающее этот сервис.

Видеоигры

Российский рынок видеоигр, бесспорно, является крупнейшим рынком Центральной и Восточной Европы: доходы от продажи составили 1 млрд долл. США в 2010 году. Кроме того, прогнозируется, что темпы роста рынка в России превысят темпы роста всех других стран региона ЕБВА: совокупные годовые темпы роста до 2015 года составят 10,8%, а в 2015 году объем рынка достигнет 1,7 млрд долл. США.  Основным фактором роста рынка видеоигр в России является продажа онлайновых видеоигр, которые растут в свою очередь за счет удвоения покрытия сетями широкополосного доступа в Интернет.

По объему рынка онлайн-видеоигр Россия занимает второе место в регионе ЕБВА (486 млн долл. США в 2010 году). Прогнозируется, что российский рынок будет расти самыми быстрыми темпами в регионе ЕБВА – совокупные годовые темпы роста составят 18,3% и достигнет 1,1 млрд долл. США в 2015 году. Также ожидается, что в следующие пять лет Россия будет самой быстро растущей экономикой в ЕБВА, что также будет способствовать росту этого рынка. Доходы от онлайновых игр, распространяемых через социальные сети, существенно выросли в России в 2010 году и составили примерно 10% от всего рынка видеоигр.

Россия является самым сильным рынком компьютерных игр в ЦВЕ (350 млн долл. США в 2010 году) и одним из крупнейших рынков в регионе ЕБВА, поскольку популярность  игровых консолей в стране все еще относительно слабая. Аналогично ситуации в большинстве других стран ЕБВА. По прогнозам специалистов PwC, российский рынок компьютерных игр будет сокращаться в ближайшие пять лет и составит 317 млн долл. США в 2015 году, так как потребители будут переходить на другие платформы для игр.

Радио

Рынок радио в ЦВЕ будет расти совокупными темпами годового роста в размере 6,7% и достигнет 1,2 млрд долл. США в 2015 году. Основной движущей силой роста станет Россия, крупнейшая страна региона, с совокупными темпами в 11,2%.

По прогнозам PwC, темпы роста рынка радиорекламы в ЦВЕ в среднем составят 8% в год, а объем рынка возрастет в 2015 году до 1,1 млрд долл. США по сравнению с 726 млн долл. США в 2010 году, опять же за счет двухзначных темпов роста в России. В период с 2007 по 2009 годы рынок радиовещания в России сократился более чем на 40%, однако в 2010 году он вырос на 11,8%. Учитывая, что в настоящий момент Россия является самой быстро растущей экономикой региона ЕБВА с прогнозируемыми темпами роста ВВП свыше 10%, ожидается, что рынок радиорекламы будет продолжать расти двухзначными цифрами, возвращая себе утраченные в 2009 году позиции.

Киноиндустрия

Россия занимает пятое место в регионе ЕБВА по объему рынка киноиндустрии (1,5 млрд долл. США). На шесть стран (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Россия и Испания) приходится 73% потребительских расходов в сфере киноиндустрии региона ЕБВА. Кроме того, Россия продемонстрировала самые высокие темпы роста по объему доходов от киноиндустрии среди этих стран – 28,7%. Кассовые сборы взлетели на 49,5%, прежде всего, благодаря строительству новых мультиплексных кинотеатров и роста популярности фильмов в 3D-формате в стране. Учитывая, что средняя стоимость билета на фильм в формате 3D в два раза выше, чем стоимость билета на обычный фильм, это также будет способствовать росту кассовых сборов в будущем. Ожидается, что совокупные годовые темпы роста сегмента кассовых сборов в России составят 87,8 % в последующие пять лет, поскольку планируется строительство новых кинотеатров, и кино станет доступным большему числу людей.  В целом, российский рынок киноиндустрии будет самым быстро растущим в ближайшие пять лет: по прогнозам, совокупные годовые темпы роста составят 13,4%.

В 2010 году в ЦВЕ средняя цена на билеты выросла на 17,8%, составив 6,35 долл. США. Такой резкий рост вызван, прежде всего, 25-процентным увеличением цен на билеты в России и отражает значительное увеличение доли фильмов в 3D-формате. По количеству проданных билетов Центральная и Восточная Европа будет самым быстро растущим регионом ЕБВА  с прогнозируемыми совокупными годовыми темпами роста в размере 4%, движимыми, в основном, темпами роста в России. Количество проданных билетов в России увеличится в 2015 году до 215 миллионов. Для сравнения, в 2010 году эта цифра составила 165 миллион. Интересно отметить, что в странах ЦВЕ рост числа проданных билетов способствовал росту объемов рекламы в кинотеатрах в течение всего 2008 года. Экономический спад привел к резкому падению кинорекламы в России в 2009 году, однако расходы на кинорекламу вернулись на прежний уровень уже в 2010 году и составили 33 млн долл. США.

По прогнозам PwC, кассовые сборы в России будут расти двухзначными цифрами. К 2015 году в стране кассовые сборы вырастут с 1 млрд долл. США в 2010 голу до 2 млрд долл. США в 2015 году, что означает рост совокупными годовыми темпами в 13,4%.

Наружная реклама

ЦВЕ станет также самым быстро растущим регионом за счет значительного роста доходов от наружной рекламы в России. Занимавшая второе место по объему рынка наружной рекламы в 2008 году, Россия потеряла 40% в 2009 году из-за экономического кризиса. По региону ЕБВА это был самый высокий процент падения объема рынка. В 2010 году рынок наружной рекламы в России вырос на 17,9%, достигнув 982 млн долл. США. Таким образом, увеличение российского рынка наружной рекламы  в России на 149 млн долл. США составило 48% от общего роста рынка в регионе ЕБВА в 2010 году. В целом, ожидается, что рынок в России будет расти совокупными годовыми темпами 12,1% и достигнет в 2015 году 1,7 млрд долл. США. 

 В России цифровая наружная реклама продемонстрировала двухзначный рост в 2010 году, став самым быстро развивающимся сектором рынка рекламы. Одним из факторов роста стала растущая популярность цифровой рекламы внутри помещений среди малых и средних рекламодателей.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.