Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 01 августа 2011

Предсказать, оповестить, среагировать

Чрезвычайные ситуации (ЧС) – стихийные бедствия, техногенные аварии, катастрофы и теракты – увы, неотъемлемая часть нашей жизни. Как минимизировать потери, понесенные в результате ЧС? "МегаФон" предложил свои ответы, обсуждение которых состоялось на круглом столе, организованном компанией совместно с  журналом "Вестник связи".

Как заметила Галина Белова, директор Федерального центра управления и мониторинга ОАО «МегаФон», в последние годы природные и техногенные катастрофы происходят все чаще, они все масштабнее и все более катастрофичны по своим последствиям. В связи с этим возрастает потребность в полной и достоверной информации - круглосуточного технологического мониторинга, экстренного информирования населения при ЧС, координации аварийно-восстановительных работ на объектах связи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. "В принципе, мобильная связь дает такую возможность, - уверена Галина Белова. - На сегодня это 219 млн. абонентов (то есть, практически каждый второй житель России имеет две сим-карты), это покрытие 95% территории страны. Это огромные возможности, и они должны быть использованы. С учетом того, что ЧС участились, и в соответствии с требованиями госструктур, которые стали требовать от мобильных операторов устойчивой связи вне зависимости от ситуации, у нас был создан первый в России Ситуационный центр мобильной связи, обеспечивающий при чрезвычайных ситуациях взаимодействие с оперативными дежурными МЧС, представителями Минкомсвязи и других ведомств."

Одна из задач центра – оповещение населения в случае ЧС. Везде в мире оповещение осуществляется  с помощью технологии Cell Broadcast, но, как заметила Г. Белова, эта услуга поддерживается только на старых моделях телефонов. Поэтому "МегаФон" (поддерживая Cell Broadcast) впервые в мире начал применять совершенно новую технологию - SMS-оповещения населения в случае ЧС в локальной зоне заданного радиуса. "Уникальность этой технологии в том, что в онлайн-режиме наша система может определить количество абонентов, находящихся в любой зоне в любой точке страны - и в соответствии с заявкой выполнить информирование населения именно в заданной локальной зоне, - подчеркнула Г. Белова. – При этом каждый абонент, который попадает в зону (их может быть всего два, а может быть тысяча), получит SMS-оповещение." Эта технология активно применялась центром в прошлом году: сделано 48 оповещений о неблагоприятных погодных явлениях, 73 - о техногенных авариях, 20 – о пожарах 7 – о катастрофах, 5 – о терактах. Таким образом, по данным центра, основная часть оповещений была связана с погодными явлениями и техногенными авариями (нередко происходящих вследствие погодных явлений). Очевидно, что от их четкого прогнозирования во многом зависит и минимизация угроз подобных ЧС. Эту задачу "МегаФон" уже решает в рамках нового проекта – "МетеоФон".  

Тигран Погосян, заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» по стратегическим проектам, напомнил, что проект "МетеоФон" был впервые анонсирован на выставке "Связь-Экспокомм-2011" и он предполагает создание сети автоматических метеорологических станций на территории России в дополнение к существующей сети Росгидромета. Цель проекта – создание базы метео-условий, предоставление фактических метеоданных организациям и другим пользователям, возможность предотвращения погодных рисков, возможность страхования от погодных рисков.

Метеостанции предлагается установить на базовых станциях «МегаФона», которые обеспечивают высокую плотность покрытия территории страны. Это более 20 тыс. площадок с БС, где существуют системы сбора данных, необходимых для их жизнеобеспечения. Подключив дополнительное оборудование, с них можно получать также метеоданные, которые будут использоваться для составления детальных прогнозов и предотвращения чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, паводков). Также «МетеоФон» позволяет предоставлять данные о погоде и состоянии окружающей среды по множеству параметров по запросам местных администраций, транспортных, энергетических и страховых компаний, а также других заинтересованных организаций.

Сейчас пилотные зоны «МетеоФона» развернуты на олимпийских объектах в Сочи (восемь метеостанций и две видеокамеры; до конца этого года количество метеостанций планируется довести до 30) и в Московской области. Затем планируется установить метеооборудование на базовых станциях "МегаФона" в 12 крупнейших регионах России, и на втором этапе – создать сеть из около 300 метеостанций, покрывающую 28 685 км федеральных трасс. "Ежегодно наша страна теряет порядка 700 млрд. рублей из-за лесных пожаров, - подчеркнул Т. Погосян. – Понятно, что мы сами не можем бороться с лесными пожарами, для этого существуют специальные организации. Но если мы дадим этим организациям оперативную информацию для быстрого реагирования, экономия будет очевидной. А в Ситуационном центре мы сможем координировать в случаях ЧС передвижение транспортных средств. А нам как оператору этот проект важен также и потому, что мы хотим дать своим абонентам погодный контент высокого качества." 

"В таких крупных проектах всегда возникает вопрос: кто должен проявить инициативу и взять ответственность на себя? – заметил в этой связи Евгений Соломатин, директор по развитию бизнеса «Коминфо Консалтинг». - И парадоксальным образом мы видим, что частный оператор связи проявляет инициативу, берет на себя ответсвенность – то есть, берется за решение собственно государственной задачи, не являясь при этом государственной структурой."  Как признали участники круглого стола – а среди них были и представители МЧС, Росгидромета, администраций Московской, Тверской и Ивановской областей – такой масштабный проект следует реализовать в рамках специальной госпрограммы. Все технологические вопросы, по словам Т. Погосяна, способен решить оператор, однако ему нужно понимать: где необходимо ставить метеостанции, как решается вопрос их лицензирования и сертификации, насколько законодательно поддерживается ускоренное согласование для строительства таких сооружений. И самое главное, чего не может сделать компания "МегаФон", - это корректировка руководящих документов по данной тематике (погодные риски, страхование погодных явлений и др.).

По мнению Александра Крупнова, главы Инфокоммуникационного союза, задачи этой актуальной и многоаспектной темы следует решать коллегиально, с привлечением и других универсальных операторов, для чего, вероятно, Минкомсвязи потребуется принять определенные административные решения. "Наверное, мы должны прийти к некой государственной программе, но для этого должно быть выпущено соответствующее правительственное постановление, - считает А. Крупнов. - Сложность подхода к решению проблемы заключается в том, что она затрагивает целый ряд ведомств – не только Минкомсвязи, но и МЧС, и Росгидромет, и целый ряд других. Кроме того, проблему следует рассматривать не только на федеральном, но и на региональном уровне - взаимодействия с губернаторами." Для решения технологических вопросов глава Инфокоммуникационного союза предложил составить рабочую группу с участием всех операторов (в том числе "Ростелекома" и ТТК), а для организационных - межведомственную рабочую группу, которая могла бы подготовить правительственное постановление, в котором самой сложной задачей станет законотворчество.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

1.08 11:14 Алексей:
Хорошо, если мегафон введет такую систему оповещения. Мне кажется это будет достаточно оперативно.