Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Роскосмос отмечает юбилей: 20 лет побед и разочарований

27 февраля 2012

Главному космическому ведомству РФ, сменившему со дня своего образования три вывески и трех руководителей, в субботу исполнилось 20 лет, вошедших в историю освоения околоземного пространства как череда ярких побед и горьких разочарований.

Российское космическое агентство (РКА) было образовано указом президента РФ Бориса Ельцина 25 февраля 1992 года. Через семь лет РКА было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), которое в 2004 году было переименовано в Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

Первым главой ведомства стал Юрий Коптев, находившийся на своем посту 12 лет.

Миссия МКС

Вплоть до конца 1990-х продолжалась (при финансовом участии США) достройка орбитальной станции "Мир", запущенной в 1986 году. История "Мира" закончилась 23 марта 2001 года безупречным сведением станции с орбиты и затоплением ее обломков в океане.

Коптев ранее сказал в интервью РИА Новости, что решение о прекращении полета космической станции "Мир" было "своевременным и правильным". По его словам, если убрать всю политическую и эмоциональную составляющую уникальной и безупречно проведенной операции по затоплению станции, то все было сделано осознанно и правильно. Он также высказал мнение, что без этого шага не было бы Международной космической станции  (МКС).

Международная космическая станция сегодня используется как единственный на орбите многоцелевой космический исследовательский комплекс, регулярно посещаемый космонавтами и астронавтами. В реализации проекта участвуют 15 стран: США, Россия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Станция начала эксплуатироваться с 20 ноября 1998 года. Обитаемой МКС стала с 31 октября 2000 года.

С 1998 года были осуществлены более трёх десятков полётов кораблей "Союз" и "Прогресс", которые с 2003 года стали основными средствами доставки грузов и экипажей. С 2009 года состав экипажа станции увеличился с трех до шести человек. За время эксплуатации МКС на станции побывало более 30 экспедиций. Страны-участницы проекта МКС решили продолжать эксплуатировать станцию до 2020 года.

"Морской старт"

По мнению историка в области космонавтики, академик Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков, еще одной "космической удачей" стал  проект "Морской старт" (Sea Launch), в котором по-прежнему участвует Россия. "Этот проект можно назвать очень удачным по трем причинам. Во-первых, "Морской старт", как и проект МКС, является результатом международного сотрудничества, а это то, к чему сейчас многие державы стремятся, чтобы создать себе задел на будущее", - отметил эксперт. По его словам, второй причиной является новое техническое решение, которое было реализовано в проекте "Морской старт" - создание новой стартовой площадки. Третьей причиной успешности "Морского старта" является получение Россией дополнительной прибыли, поскольку этот проект коммерческий, добавил он.

Коммерческие проекты 1990-х

При Коптеве, несмотря на неблагоприятную финансовую ситуацию в стране в 1990-х годах и более чем в десять раз сокращение финансирования космонавтики, в отрасли удалось осуществить много перспективных проектов.

В частности, начали постепенно выходить на рынок коммерческих запусков российские компании - Центр имени Хруничева и РКК "Энергия" (через компанию International Launch Service, которая стала осуществлять маркетинг ракет-носителей "Протон" на мировом рынке), ЦСКБ "Прогресс" (через компанию Starsem) плюс продвижение ракет-носителей "Зенит", которые начали использоваться в проекте "Морской старт" (Sea Launch).

Кроме того, при Коптеве началось коммерческое использование российско-украинских ракет-носителей "Днепр" через компанию "Космотрас". Международная космическая компания ЗАО "Космотрас" была основана в 1997 году. Основная ее деятельность связана с реализацией программ России по утилизации межконтинентальных баллистических ракет РС-20, выводимых из эксплуатации и используемых в пусковой системе "Днепр" для запуска на околоземную орбиту космических аппаратов.

Во времена Росавиакосмоса было осуществлено первое развертывание орбитальной группировки системы ГЛОНАСС (1995 год). Российская глобальная навигационная спутниковая система была принята в эксплуатацию в 1993 году. Сейчас доступ к гражданским навигационным сигналам системы предоставляется российским и иностранным потребителям в любой точке Земли на безвозмездной основе и без ограничений.

В те годы также начали реализовываться перспективные научные проекты, в частности, запуск и успешная работа научных спутников "Интербол", "Коронас-И" и "Коронас-Ф".

Закрытие "Бурана", авария "Марса-96"

В связи с резким, более чем в десять раз, сокращением финансирования отечественной космонавтики в 1990-х годах были полностью прекращены работы по программе "Энергия-Буран" и по ряду других проектов.

"Буран" - орбитальный корабль-космоплан советской многоразовой транспортной космической системы, созданный в рамках программы "Энергия - Буран". Один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК, "Буран" был ответом на аналогичный американский проект "Спейс шаттл". Свой первый и единственный космический полёт "Буран" совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. В 1990 году работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта.

В те годы также была создана и потеряна единственная российская межпланетная станция "Марс-96" - российская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования Марса. Станция была запущена 16 ноября 1996 года с помощью ракеты-носителя "Протон". Предполагалось, что АМС достигнет Марса через десять месяцев после запуска - 12 сентября 1997 года. Однако из-за отказа разгонного блока станцию не удалось вывести на отлётную траекторию, и она разрушилась при входе в атмосферу Земли через пять часов после запуска.

Смена руководства и названия

В марте 2004 года указом президента РФ Российское авиационно-космическое агентство было преобразовано в Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Коптев покинул пост руководителя ведомства. Новым главой Роскосмоса стал генерал-полковник Анатолий Перминов, который с 2001 по 2004 годы был командующим Космическими войсками. При нем, в частности, начала реализовываться Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы, активно развиваться система ГЛОНАСС, значительно увеличилось количество контрактов на запуск иностранных спутников с помощью российских ракет-носителей, продолжилось развитие космического туризма.

Функционал российского сегмента Международной космической станции (МКС), в частности, его научная составляющая, при Перминове существенно расширился, а количество членов экипажа МКС увеличилось с трех до шести человек. Число запускаемых пилотируемых "Союзов" и грузовых "Прогрессов" выросло вдвое.

Кроме того, в 2009 году российский Центр подготовки космонавтов (ЦПК) перешел из ведения Минобороны РФ под крыло Роскосмоса. В том же году на МКС отправился первый экипаж, подготовленный уже "гражданским", а не "военным" ЦПК.

При Перминове Россия поставила в 2009 году мировой рекорд по количеству космических запусков, перекрыв собственное достижение 2008 года. В 2009 году было проведено 33 запуска, что составило 43% от всех пусков в мире, и полтора раза превысило число космических стартов в США. При этом Россия отправила в космос 52 космических аппарата. Годом ранее Россия осуществила 27 запусков, в 2007 году - 26.

Лидирующую позицию в этой области Россия сохранила и в 2010 году. Всего в мире было осуществлено 74 пуска ракет-носителей различного назначения. При этом Россия провела 31 пуск, США и Китай - по 15, Европейское космическое агентство (ESA) - шесть, Индия - три, Япония - два, и по одному пуску осуществили Южная Корея и Израиль.

Также при Перминове впервые начал реализовываться проект по имитации полета человека на Марс. Завершился проект уже после отставки Перминова, в 2011 году. Тогда специалисты российского Института медико-биологических проблем РАН и их европейские коллеги 4 ноября успешно завершили уникальный эксперимент "Марс-500" по имитации пилотируемого межпланетного полета на Красную планету.

Серьезные аварии

Первая крупная авария произошла при Перминове в 30 января 2007 года, когда с плавучей платформы в Тихом океане в рамках программы "Морской старт" (Sea Launch) был осуществлен пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с голландским спутником связи NSS-8. Причиной аварии стал отказ двигателя первой ступени РД-171М вследствие его возгорания из-за постороннего предмета в насосе окислителя. Спутник был застрахован на сумму 200 миллионов долларов.

Однако две главные аварии произошли в декабре 2010 года и в феврале 2011 года.

Пятого декабря 2010 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на заданную орбиту три навигационных спутника "Глонасс-М". Через несколько часов после старта с космодрома Байконур они упали в Тихий океан. Аппараты были потеряны из-за того, что в разгонный блок ДМ-3 было залито на 1,5 тонны топлива, жидкого кислорода, больше нормы. По оценкам экспертов, стоимость трех утерянных космических аппаратов составила около 2,5 миллиарда рублей.

После этого президент РФ снял с должностей вице-президента, главного конструктора по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Перминову объявили выговор.

Последней каплей для властей при оценке работы Перминова стала авария, произошедшая первого февраля 2011 года. Тогда военный спутник "Гео-ИК-2", запущенный на ракете-носителе "Рокот", в расчетное время не вышел на связь, а позже был обнаружен на нерасчетной орбите.

Пуски ракет "Рокот" после этого были приостановлены до выяснения обстоятельств неудачного запуска. Госкомиссия установила, что предварительной причиной отсутствия связи с "Гео-ИК-2" является отрицательный энергобаланс космического аппарата, образовавшийся в результате просадки напряжения бортового электропитания.

Развертывание ГЛОНАСС

В конце апреля 2011 года Перминов, которому было тогда 65 лет, был отправлен в отставку в связи с достижением им предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе. В настоящее время он является заместителем генерального директора - генерального конструктора ОАО "Российские космические системы". Руководителем Роскосмоса был назначен 53-летний генерал армии Владимир Поповкин.

При Поповкине орбитальная группировка российской навигационной системы ГЛОНАСС под занавес 2011 года впервые обеспечила прием навигационного сигнала в глобальном масштабе.

По состоянию на 8 декабря, всего в составе группировки системы ГЛОНАСС находился 31 космический аппарат, 24 из них использовались по целевому назначению. Три спутника - на этапе ввода в эксплуатацию, два - на техобслуживании, один - на испытаниях систем, еще один - в резерве.

Старт "Союза-СТ" с Куру и космодром "Восточный"

Первый в истории старт российской ракеты с космодрома за пределами бывшего СССР состоялся 21 октября 2011 года. С успешным запуском "Союза СТ-Б", который 22 октября вывел на орбиту два европейских спутника Galileo, стал реальностью совместный проект России и Европы, начатый еще в конце 1990-х годов.

Он обеспечит космодрому Куру более широкие возможности для запусков, так как сейчас у европейцев нет собственной ракеты среднего класса. Ранее "Союз" мог стартовать только с двух космодромов - российского Плесецка и с Байконура в Казахстане.

Для запуска "Союзов" из Французской Гвианы российские специалисты создали 52-метровую мобильную башню обслуживания, которая позволяет готовить ракету и спутник в вертикальном положении, а также защищает ракету от вредного влияния тропического климата. Предполагается, что коммерческие пуски "Союза-СТ" с космодрома в Куру будут проводиться не менее десяти лет, в год будет осуществляться до четырех стартов.

Кроме того, запланировано начало строительства космодрома "Восточный" - будущего российского космодрома, который планируется построить на Дальнем Востоке, в Амурской области вблизи посёлка Углегорск. Старт строительства космодрома запланирован на начало 2012 года, первого стартового комплекса - на 2012 год, первый пуск ракеты-носителя - на 2015 год, первый запуск пилотируемого космического корабля - на 2018 год.

Проект "Радиоастрон"

В июле 2011 года была успешно выведена на орбиту и начала работать первая отечественная космическая астрофизическая обсерватория - радиотелескоп "Радиоастрон" ("Спектр-Р"). До сих пор Россия выводила на орбиту только инструменты для исследования Солнца, аппараты серии "Коронас".

В начале декабря 2011 года прибор уже начал работать по научной программе. Орбитальная обсерватория будет исследовать далекие галактики, в частности, сможет детально изучать ближайшие окрестности сверхмассивных черных дыр, которые, как полагают ученые, есть в центре этих ярчайших объектов Вселенной.

Апофеоз космических неудач

На долю нового главы Роскосмоса выпало внушительное количество аварий. Первая случилась 18 августа 2011 года, когда новейший спутник связи "Экспресс-АМ4" в расчетное время не вышел на связь. Старт и полет ракеты-носителя "Протон-М" прошли штатно. Однако во время полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления разгонного блока "Бриз-М", в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту.

Межведомственная комиссия Роскосмоса пришла к выводу, что при формировании циклограммы работы "Бриза-М" была допущена ошибка в программировании. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока и, как следствие, выходу спутника не в ту точку, куда планировалось. Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.

Национальный спутниковый оператор ФГУП "Космическая связь", по заказу которого строился "Экспресс-АМ4", констатировал полную потерю спутника. Предприятие также направило в ОСАО "Ингосстрах" заявление о возмещении убытков. Размер страхового возмещения составляет более 7,5 миллиарда рублей.

В августе 2011 года произошла еще одна авария: ракета-носитель "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-12М", который вез на Международную космическую станцию (МКС), в частности, продукты, воду и оборудование, стартовала 24 августа с космодрома Байконур. На 325-й секунде полета произошло нарушение работы двигательной установки, что привело к ее аварийному отключению. В результате корабль упал в районе Горного Алтая, жертв и разрушений на земле не было.

Прошлый "космический" год завершился провалом эффектного и крайне амбициозного проекта "Фобос-Грунт" разработки НПО имени Лавочкина, который должен был стать триумфальным возвращением России в сферу межпланетных исследований.

Зонд, предназначенный для доставки образцов грунта со спутника Марса Фобоса, успешно стартовавший 9 ноября 2011 года, вышел на орбиту, но его маршевая двигательная установка (созданная на базе разгонного блока "Фрегат") не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Красной планете. В течение двух недель попытки получить телеметрию с борта аппарата или передать команды оставались безуспешными.

Пятнадцатого января 2012 года обломки зонда упали на Землю в Тихом океане. Стоимость всей миссии "Фобос-Грунт" оценивалась в 5 миллиардов рублей, из которых цена самого космического аппарата составила 1,2 миллиарда рублей. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что причиной аварии "Фобос-Грунта" стал сбой работы бортового вычислительного комплекса (БВК) из-за воздействия космического излучения.

Роскосмос сегодня

В настоящее время в структуру Роскосмоса входят несколько десятков предприятий по всей стране. Агентство продолжает реализовывать Федеральную космическую программу на период до 2015 года. Кроме того, с этого года должна начать реализовываться ФЦП "ГЛОНАСС" на 2012-2020 годы. Бюджетное финансирование на эту программу предусмотрено в размере 346,595 миллиарда рублей.

Бюджетное финансирование самого Роскосмоса, как сообщал ранее Поповкин, составит 150 миллиардов рублей на 2012 год, около 175 миллиардов рублей на 2013 год и порядка 200 миллиардов рублей на 2014 год.

Перед ведомством также стоят задачи по реализации ряда амбициозных проектов в области космоса, в частности, планируются пилотируемые полеты на Луну и на Марс.

Также в России создается перспективная пилотируемая транспортная система - новый пилотируемый космический корабль, который разрабатывается РКК "Энергия". Планируется, что этот корабль заменит нынешние "Союзы" и будет доставлять космонавтов на МКС. Кроме того, реализуется проект по созданию семейства новых ракет-носителей "Ангара", которые будут стартовать с космодрома "Восточный".

В "научном" космосе планируется реализация программы "Луна-Глоб", разработчиком которой является НПО имени Лавочкина. Проект направлен на исследование и практическое использование Луны и окололунного пространства автоматическими беспилотными аппаратами.

Кроме того, в России разрабатывается "Венера-Д" - российский зонд для изучения Венеры, который должен быть запущен около 2016 года.

Источник: РИА Новости

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

2.03 1:37 Михаил Сергеевич Маргунов :
Да, аварий было немало в 2010 году, но после этого взялись за ум и завершили основные серьезные проекты. А главное - это результат. Поздравляю ведомство с тяжелым, но продуктивным периодом.
2.03 1:37 Михаил Сергеевич Маргунов :
Да, аварий было немало в 2010 году, но после этого взялись за ум и завершили основные серьезные проекты. А главное - это результат. Поздравляю ведомство с тяжелым, но продуктивным периодом.
2.03 1:37 Михаил Сергеевич Маргунов :
Да, аварий было немало в 2010 году, но после этого взялись за ум и завершили основные серьезные проекты. А главное - это результат. Поздравляю ведомство с тяжелым, но продуктивным периодом.