Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Итоги года на рынке IT: "год заказчика"

26 апреля 2012

Российский IT-рынок стал намного более зрелым, и IT-компаниям в новых условиях для дальнейшего роста необходимо значительно повышать эффективность своей работы, заявили в ходе прошедшего в среду в РИА Новости круглого стола руководители ведущих российских IT-компаний.

В работе круглого стола, посвященного итогам года в индустрии IT, приняли участие Роберт Фариш, руководитель российского представительства аналитического агентства IDC, председатель наблюдательного совета ГК "Техносерв" Алексей Ананьев, генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников и председатель правления компании IBS Сергей Мацоцкий.

Итоги в цифрах

Фариш дал оценку российскому рынку IT в цифрах: в 2011 году российский рынок IT вырос на 16,2% и составил 32 миллиарда долларов, рост в 2012 году ожидается на уровне 10,7%.

Темпы роста поставщиков на корпоративном рынке превысили 30%. В денежном выражении рост в 2011 году по отдельным сегментам составил в сегменте серверов - 31%, в сегменте систем хранения данных - 46%, в сегменте IT-услуг - 24%, и в сегменте инфраструктурного ПО - 21%.

В 2012 году рост российского IT-рынка ожидается на уровне 10,7 %, сказал Фариш.

Новые тренды, новые подходы

Одним из основных трендов IT-рынка последнего времени Мацоцкий считает возросшую зрелость рынка. По его мнению, заказчики стали более требовательными, жесткими и прагматичными в оценке того, какой результат они ожидают получить. "Многочисленные аббревиатуры, такие как ERP, CRM, SAN, больше не пугают заказчиков, их интересует лишь то, что они получат на выходе, и каким образом внедренное решение повлияет на их бизнес", - сказал Мацоцкий.

Он подчеркнул, что под влиянием этого тренда приходится вносить изменения в работу, ибо разговор из плоскости "умных, знающих и все могущих" интеграторов с робким заказчиком перешел в плоскость жесткого диалога с равным партнером и с высокой долей ответственности за конкретный конечный результат. "С одной стороны, это заставляет нас постоянно быть "в тонусе", с другой - свидетельствует о зрелости рынка, что, в принципе, хорошо, ибо способствует развитию рынка в правильном направлении", - сказал Мацоцкий.

Ананьев отметил, что общий климат рынка изменился, заказчики значительно повысили требования к качеству предоставляемых им услуг, и это заставляет IT-компании работать более эффективно. "Мы действительно вынуждены адаптироваться под растущие требования наших заказчиков, что вполне естественно, и я считаю, что это в конечном итоге позитивно. Эти возросшие требования со стороны заказчиков в большинстве случаев  являются не их капризом, а следствием давления рынка и конкуренции в конкретных отраслях экономики на самих заказчиков, вынуждая их искать решения для максимального повышения эффективности бизнеса", - сказал Ананьев.

Бобровников считает, что новые требования со стороны заказчика во многом связаны со сменой поколений руководителей IT-департаментов: пришли молодые, хорошо образованные, знающие, что и сколько стоит, отлично понимающие бизнес-задачи компаний, в которых они работают и ориентированные на конечный результат CIO. "Они общаются с IT-компаниями на равных, знают и понимают ситуацию не хуже нас, а иногда даже лучше, и являются такими же профессионалами, как мы, а с профессионалами, несмотря на вышесказанные сложности, все равно работать легче, по крайней мере, потому, что не возникает недопонимания и завышенных ожиданий", - сказал Бобровников.

Участники круглого стола отметили, что классические требования к успешно реализованному проекту, такие как неизменный срок, неизменная цена и оговоренное качество, которые еще несколько лет назад могли видоизменяться в ходе реализации проектов, сегодня являются абсолютной нормой в практике внедрения IT-решений.

К другим трендам развития рынка Мацоцкий отнес развитие новых технологий, таких, как "облачные" вычисления, Big Data, "мобилизация" корпоративного сектора и другие, которые в ближайшее время могут серьезно повлиять на концепцию использования информационных технологий в В2В-сегменте.

Укрупнение рынка и конкуренция

Говоря о том, что доля ведущих IT-компаний на рынке растет, Бобровников отметил, что таковы реалии во всем мире - "богатые богатеют, бедные беднеют, и ничего с этим не поделать". Однако это не удушение конкуренции, подчеркнул Бобровников - конкуренция на рынке есть, и она серьезная. "Есть серьезные отличия между тем, когда небольшие компании конкурируют друг с другом, когда небольшая компания конкурирует с крупной, и когда конкурируют крупные компании", - сказал он. При этом Бобровников отметил, что сговор между крупными компаниями невозможен, потому что на рынке всегда есть более двух игроков, которые предоставляют похожие решения и услуги. С ним согласен Ананьев, который подчеркнул, что картельный сговор возможен лишь при полной идентичности предлагаемого продукта, а все IT-компании в первую очередь предлагают заказчикам услуги, и каждая из компаний предоставляет эти услуги по-разному. "Мы же не нефтью торгуем, а своими услугами, своими ресурсами, своими знаниями", - сказал Ананьев.

При этом участники круглого стола отметили, что увеличение доли крупных компаний не может продолжаться бесконечно, и небольшие компании всегда будут существовать, иметь ниши для комфортной работы и даже наступать на пятки лидерам. "Ничто и никогда не мешает небольшой компании стать крупной", - подвел итог Бобровников.

Кадровый голод

Вернувшись к докризисному состоянию, IT-рынок опять столкнулся с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Бобровников озвучил цифру IT-специалистов, которых ежегодно не досчитывается рынок. "Пятьдесят тысяч IT-специалистов индустрия готова абсорбировать ежегодно, если бы таковые были бы на рынке!", - сказал Бобровников. Он подчеркнул, что и до кризиса 2008 года эта цифра была практически такой же - это лишний раз свидетельствует, что рынок сегодня достиг докризисных показателей. "К сожалению, "айтишник" сегодня - не самая желаемая среди молодежи профессия, гораздо больше молодых людей предпочитает стать чиновниками, но, думаю, эта тенденция изменится в обозримом будущем. Сегодня же мы готовы брать на работу людей практически без опыта, воспитывать и выращивать их", - сказал Бобровников.

Мацоцкий предложил российскому IT-рынку найти свое место в международной системе разделения труда, особенно в современных реалиях бурно развивающегося технологического пространства. "Феномен Big Data и все, что связано с развитием этого направления, по оценкам консалтинговой компании McKinsey, потребует к 2015 году только в США до 450 тысяч специалистов в области обработки и анализа больших данных, и Россия, с ее традициями математического образования, могла бы попытаться откусить кусок этого очень привлекательного пирога, как в свое время индусы заняли нишу open source", - сказал Мацоцкий.

Качество и доступность профессиональных людских ресурсов во многом является фактором зрелости самого IT-рынка, отметил Ананьев. "Чем более рыночной и конкурентоспособной будет индустрия IT, тем более люди будут заинтересованы и готовы в ней работать", - сказал он.

Аутсорсинг IT: сегодня и завтра

Несмотря на то, что IT-аутсорсинг существует давно и разговоры о том, что аутсорсинг спасет мир, тоже идут не первый год, на сегодняшний день в России он находится почти на нулевом уровне, особенно, если говорить о крупных предприятиях.

Бобровников считает, что одной из составляющих неуспеха аутсорсинга в России является нежелание CIO отдавать контроль над своим департаментом сторонним компаниям. Это касается и закупок, которые осуществляются в рамках проектов, и услуг, которые поставляются функциональным заказчикам предприятий. Пока есть возможность, то есть наличие денег, IT-службы будут максимально укомплектовывать штат собственных специалистов и не отдавать что-либо значимое на аутсорсинг, даже вопреки эффективности, которой можно было бы достичь за счет передачи большинства непрофильных функций сторонним компаниям. Это, как считает Бобровников, в конечном счете, связано лишь с ценой на нефть. "Если цена на нефть будет выше 120 долларов за баррель, то аутсорсинг еще не скоро станет повседневной реальностью, если же цена упадет ниже 70 долларов, то сокращение специалистов (а "айтишников" сокращают одними из первых) приведет к резкому спросу на услуги аутсорсинга.

Фариш отметил, что большинство квалифицированных специалистов, работающих на стороне заказчика в IT-службах, могут быть использованы в качестве профессионалов в области аутсорсинга, особенно в период нехватки кадровых ресурсов на рынке. "Когда не хватает ресурсов, крайне неэффективно использовать профессионалов, разбросав их по различным предприятиям, гораздо эффективнее собрать их вместе и оказывать с их помощью аутсорсинговые услуги тем же предприятиям и организациям. По этому пути пошла Европа, и скорее всего, Россию ждет тот же путь", - сказал Фариш.

Без интеграторов?

В последнее время все чаще слышны реплики крупных вендоров о том, что они хотят и могут работать напрямую с заказчиками, минуя системных интеграторов и, соответственно, не делясь с ними доходами. В свою очередь, российским компаниям придется либо уйти с рынка, либо сильно видоизменить деятельность, говорят вендоры. Однако российские системные интеграторы не разделяют такую точку зрения и не видят реальных возможностей для претворения идей вендоров в жизнь. "Если бы всё было так просто - это бы уже произошло", - сказал Ананьев. Он также отметил, что подобные желания появились у вендоров давно, но, как известно, одного желания бывает недостаточно, и без потери качества вендоры не в состоянии предоставлять сегодня услуги заказчикам. Даже "облачные" технологии, на которые уповают вендоры, не смогут полностью заменить многообразие решений и услуг, которые требуются сегодня заказчикам, считает он.

Мацоцкий добавил, что попытки вендоров вытеснить с рынка интеграторов приведут к тому, что изменится сам рыночный "ландшафт", вследствие чего на нем будут и новые правила, и новые места под солнцем, которые надо будет занимать. Кто какое место там займет, еще далеко не ясно, поэтому, вендорам следует помнить о том, что места в новом "ландшафте" может не хватить именно им, полагает он.

Бобровников считает, что с появлением "облаков" роль системных интеграторов только усилится, так как ни один вендор не сможет предложить полностью готовое решение, удовлетворяющее заказчика. "Я думаю, скоро нужно будет вводить понятие "облачный интегратор", так как без интеграции отдельных "облаков" полноценное решение для заказчика сделать будет невозможно", - сказал он.

Источник: Digit.ru

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.