Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

«Лаборатория Касперского» и Eset разделили Россию на двоих

02 мая 2012

Суммарный объем антивирусного рынка в 2010 году превысил отметку $270 млн., что на 24% больше показателя 2009 года. В 2011 году рынок продолжил расти практически в том же темпе, его объем увеличился еще на 23% и превысил $334 млн.

Anti-Malware.ru опубликовал результаты ежегодного исследования рынка антивирусной защиты в России. В отчете представлены данные по объему продаж и долям рынка ведущих игроков сразу за 2010 и 2011 года, а также сделан прогноз развития ситуации на 2012 год..

После спада, вызванного глобальным экономическим кризисом, и последующего падения ИТ-рынка в России в 2009 году, за счет отложенного спроса в 2010 и 2011 годах рынок антивирусного программного обеспечения показал существенный рост. Пик послекризисного роста пришелся на 2010 год.

Рост объема продаж в 2010 и 2011 году был отмечен во всех сегментах рынка, но наибольший рост был отмечен в ритейле (около 26%) и государственном секторе (около 28%). В случае ритейла, продажи не только не снижаются под давлением бесплатных антивирусных продуктов, но и показывают высокие послекризисные темпы роста (в кризисный 2009 год по оценке Anti-Malware.ru рост в ритейле практически остановился).

Корпоративный сегмент рынка за два последних года вырос не столь сильно (около 18%). Это обусловлено тем, что данный сегмент был наиболее стабильным в кризисный 2009 год, и точек для бурного роста в последующие годы у него не нашлось. Сегмент малого и среднего бизнеса по-прежнему не демонстрирует должного роста и остается сегментом с большим потенциалом на будущее.

В 2011 году стали заметны доходы от направления SaaS (Software as a Service), вложения в которое годами раньше начало приносить свои дивиденды. В данном сегменте наиболее активно проявили себя такие компании как «Доктор Веб», Eset, «Лаборатория Касперского» и Agnitum.

Производитель

Объем продаж млн.
долл., 2009

Объем продаж млн.
долл., 2010

Рост
2009-2010

Объем продаж млн.
долл., 2011

Рост
2010-2011

Лаборатория Касперского

109,0

141,0

29,4%

176,3

25,0%

Eset

52,0

69,0

32,7%

90,5

31,2%

Symantec

23,0

23,8

3,5%

25,4

6,7%

Доктор Веб

16,5

19,2

16,4%

22,5

17,2%

Trend Micro

9,8

10,3

5,1%

11,0

6,5%

McAfee

3,4

3,3

-2,9%

3,4

3,0%

Другие производители

5,0

5,2

4,0%

5,6

7,7%

Весь рынок

218,7

271,8

24,3%

334,6

23,1%

/* Все цифры приведены в ценах для конечных пользователей, что превышает доходы вендоров на величину наценки в каналах продаж */

Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России за 2009-2011 годы

Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2010 году

Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2011 году

Наиболее удачным прошедшие два года оказались для лидеров российского рынка – «Лаборатория Касперского» и Eset. Объемы продаж этих компаний увеличился в 2010 году на 29% и 32%, а в 2011 году еще на 25% и 31%. Это значительно лучше, чем у остальных конкурентов. Ключевым драйверов роста для этих компаний стал сегмент домашних пользователей.

Компания «Доктор Веб», с учетом успехов в ритейле и сегменте SaaS, также смогла показать хорошие темпы роста. Вплотную приблизившись к занимаемой третью строчку рейтинга корпорации Symantec.

Зарубежные производители, делающие ставки на корпоративные продажи, – Symantec и Trend Micro – фактически остались на уровне 2009 года. Эти производители не смогли нащупать точки для значительного роста на российском рынке.

Изменение долей рынка основных участников в 2010-2011 годах

«Лаборатория Касперского» и Eset удалось увеличить свои доли рынка в 2010 году на 2,0% и 1,6%, а в 2011 году еще на 0,8% и 1,7% соответственно. При этом доля рынка  «Лаборатория Касперского» в 2010 году впервые в истории преодолела барьер 50%, а в 2011 году достигла 52,7%.

Положение Eset также заметно укрепилось. В 2010 году доля компании выросла на 1,6%, а годом позже еще на 1,7%. В итоге доля Eset на антивирусном рынке России выросла до рекордных 27%. Столь положительная динамика, как и в случае «Лаборатории Касперского», базируется на развитой сети розничных продаж, росте отдачи от совместных проектов с ISP, а также достаточно неплохими продажами в корпоративном сегменте.

Для корпорации Symantec 2010 и 2011 годы на антивирусном рынке России, скорее, можно признать неудачными. В 2010 году компания пустила свои дела на антивирусном рынке на самотек, закрыла направление розничных продаж, сосредоточилась на других сегментах рынка ИБ (например, резервном копировании и восстановление данных, DLP). Таким образом, были потеряны реальные шансы на укрепление рыночных позиций.

Компания «Доктор Веб», по оценке Anti-Malware.ru, смогла улучшить свое положение на рынке за последние два года. Ей удалось почти вплотную приблизиться к занимающей третье место корпорации Symantec. Ее темы роста составили 16,4% и 17,2% соответственно.

Компания Trend Micro показала небольшой, но устойчивый рост за последние два года. Тем не менее, без значимого присутствия в ритейле, ее доля рынка постепенно снижается и составила 3,8% и 3,3% в 2010 и 2011 годах соответственно.

Важно отметить, что по итогам 2011 года двое лидеров – «Лаборатория Касперского» и Eset - в сумме контролируют 80% рынка антивирусного ПО в России. В 2009 году эти компании в сумме контролировали только 73%. Таким образом, процесс консолидации российского рынка продолжается, а бесконечные попытки выхода на него все новых и новых игроков никак не влияют на расстановку сил.

«Одним из ключевых двигателей бурного посткризисного роста в 2010-2011 годах стал ритейл. Поэтому, только серьезно работающие в этом сегменте компании, а это "Лаборатория Касперского", Eset и "Доктор Веб", могут похвастаться серьезными цифрами роста и, в итоге, улучшением своих позиций. Зарубежные производители, делающие ставку в основном на корпоративные продажи, например, Symantec и Trend Micro фактически остались на прежнем уровне или показали совсем небольшой рост, - комментирует Илья Шабанов, управляющий партнер Anti-Malware.ru - В целом рынок за последние два года консолидируется в руках двух лидеров - "Лаборатория Касперского" и Eset. Первая из них контролирует более половину рынка. Вторая - около трети. На двоих эти производители занимают почти 80% всего рынка. Сейчас с уверенностью можно говорить, что именно эти две компании смогли извлечь наибольшую выгоду из посткризисного восстановления рынка».

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.