Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

«Экономическое чудо» за сотовой альтернативой

04 июня 2012

Российский рынок мобильной связи исчерпал потенциал для роста: в этой ситуации более гибко соответствовать новым реалиям удалось не «федералам», а небольшим региональным сотовым компаниям, которые в первом квартале текущего года показали максимальный рост.

Аналитики АС&M Consulting по итогам первого квартала 2012 года констатировали достаточно серьезный факт: российскому рынку сотовой связи дальше расти «некуда». Формально это выразилось в том, что прирост совокупного дохода от телекоммуникационных услуг в России упал ниже ИПЦ (индекса потребительских цен) впервые с 2008 года. А то обстоятельство, что в отрасли мобильной связи фактический рост доходов составил всего около 1% в годовом исчислении (если принять ИПЦ за 2011 год равным 6,1%), эксперты назвали и вовсе «обескураживающим».

Для участников мобильного рынка наиболее негативным является разрыв между чистым приростом абонентской базы и валовым объемом продаж. В 2011 году российский рынок расширился на 8 млн. абонентов мобильной связи (в 2010 году прирост составил 11 млн., в 2009 году – 20 млн.). В то же время совокупный валовой объем продаж российских мобильных операторов в 2011 году превысил 110 млн. номеров, что означает общий годовой отток абонентов свыше 50%.


Несмотря на падение показателей чистого прироста абонентской базы, валовые продажи очень существенно выросли за последние 3-4 года. «Очевидно, что лихорадочный процесс привлечения абонентов сводит к нулю приращенную выручку и подразумевает значительную себестоимость продаж для операторов мобильной связи», - говорится в отчете АС&M Consulting.

«Большая тройка» не оставила это обстоятельство без внимания, и уже в конце 2011 года приняла меры, которые характеризуются обозревателями рынка как «беспрецедентные». В частности, операторы отказались от выплаты одноразовых комиссионных косвенным каналам сбыта (сотовой рознице), предложив взамен процент от среднего полугодового дохода вновь подключенного абонента.

В результате впервые в истории российского рынка мобильной связи совокупная известная абонентская база сократилась - это произошло в первом квартале 2012-го. Однако значительное уменьшение числа абонентов наблюдалось в сетях МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона», в то время как Tele2 и другие региональные игроки сумели показать небольшой положительный прирост.
Доли рынка по числу абонентов остаются довольно стабильными без заметной динамики: с 2009 года доля МТС уменьшилась (с 33,4% до 30,7%), «Вымпелком» остался практически на прежних позициях (24,5% против 24,6%), а «МегаФон» и Tele2, будучи самыми агрессивными игроками на рынке, незначительно расширили свою долю (первый с 24,2% до 27,3%, а второй с 7% до 9,3%) .

Что касается слагаемых прибыли, то операторам хоть и удается увеличить объем голосового трафика, но в основном за счет введения тарифов с бесплатным или сильно субсидируемым голосовым трафиком внутри сети, считают в АС&M. При этом средние доходы от голосовых услуг на одного абонента не растут, что, впрочем, компенсируется увеличением объемов мобильной передачи данных и расходов абонентов по этой статье.

Совокупный средний доход на абонента (ARPU) в результате остается неизменным, а общий прирост дохода от мобильных услуг в 2011 году составил около 7% (в рублях) и 11% (в долларах США).

«МегаФон» все еще опережает «Вымпелком» по доходам от мобильных услуг, но лишь с незначительным отрывом. МТС сумела слегка упрочнить свои позиции с точки зрения доходов. «Tele2» увеличила свою долю рынка за счет агрессивного географического расширения.


Интересно, что лидером по темпам роста доходов является «Tele2»: причем в первом квартале 2012 года этой компании удалось существенно превзойти показатели конкурентов.

Tele2 догоняет «большую тройку» с точки зрения рентабельности до уплаты налогов, процентов и начисления амортизационных отчислений. «С учетом роста дохода, выраженного двузначной цифрой, и активного географического расширения, мы видим выдающийся случай высокой эффективности и настойчивости», - признают эксперты АС&M Consulting.

 

 

Источник: Telecom Daily

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.