Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Не-мобильный банкинг

24 июля 2012

Результаты исследования мобильного банкинга в России продемонстрировали гигантский разрыв в уровне развития мобильного банкинга среди крупнейших российских банков и весьма слабое развитие этого сегмента банковских услуг. А реальная аудитория мобильного банкинга в России не превышает 2 млн пользователей в месяц.

Компания MarkswebbRank&Report  провела первое исследование систем мобильного банкинга российских банков Mobile Banking Rank 2012.

Согласно результатам исследования, лишь единицы среди исследованных систем мобильного банкинга представляет собой полноценные интерфейсы для мобильного управления банковскими счетами, которые в некоторых случаях могут даже стать полноценной заменой интернет-банка. Большинство же мобильных банков являются интерфейсами, сильно зависимыми от интернет-банков, и предлагают пользователям сильно ограниченный набор платежных и информационных функций.

Конвертацию средств из одной валюты в другую предлагают мобильные интерфейсы лишь 12 банков из 30 исследованных. А перевод физическим лицам по произвольным реквизитам (включая перевод по номеру банковской карты получателя) через мобильный банкинг возможен лишь у 7 банков. При этом почти треть исследованных банков вообще не предоставляют своим клиентам услугу мобильного банкинга.

Мощный виток развития мобильный банкинг получил в последние 3 года вместе с экспансией смартфонов, особенно на платформах iOS и Android, которые, с одной стороны, научили широкие массы пользоваться интернетом на мобильном телефоне, а с другой стороны, задали стандарты создания и распространения софта для мобильных телефонов.

Внезапно оказалось, что сайт интернет-банкинга можно (хотя и с неудобствами маленького экрана) открыть и в мобильном браузере, что породило спрос на адаптированные под мобильные устройства сайты-банкинги. Одновременно с этим оказалось, что для быстрых действий с лежащими на банковском счету деньгами гораздо удобнее достать из кармана телефон и в пару нажатий кнопок запустить нужное приложение – так в стандарты дистанционного банковского обслуживания вошли мобильные приложения-банкинги.

В США и многих европейских странах соотношение пользователей мобильных банков и интернет-банков составляет примерно 1 к 4. При этом аудитория мобильных банкингов удваивается за год. В России мобильный банкинг так же развивается весьма бурно. Количество счетов физических лиц, открытых в российских банках и имеющих доступ через мобильный телефон, уже превысило 20 млн, хотя реальная аудитория мобильного банкинга в России по оценкам аналитиков MarkswebbRank&Report пока еще лежит в пределах 1-2 млн пользователей в месяц.

По результатам исследования Mobile Banking Rank 2012 среди 30 крупнейших российских розничных банков, мобильный банкинг в том или ином виде предлагают почти 75% банков (22 банка). Из них наиболее распространенными интерфейсами являются мобильные сайты-банкинги и приложения для смартфонов iPhone – их реализовали по 12 банков. Приложения для платформы Android предлагают 11 банков, приложения на Java – 9 банков.

При этом новые мобильные банки появляются буквально каждый месяц. Только за июнь 2012 года, когда проходила активная стадия исследования, существенно обновились мобильные приложения Банка Русский Стандарт, было выпущено iPhone приложение Ханты-Мансийского Банка, а уже при подготовке данного документа появилась новость о запуске мобильных приложений для iPhone и Android Номос-Банка.

Мобильный банкинг в условиях «зоопарка»

Разные платформы, размеры экрана и способы управления делают невозможным создание единого мобильного интерфейса, который охватил бы всю клиентскую базу и был бы для всех пользователей одинаково удобен и функционален.

Задачу максимального охвата мобильных платформ банки решают (или не решают) по-разному. Некоторые, как Альфа-Банк и Русский Стандарт, предлагают широкий спектр мобильных приложений для максимального числа платформ: от популярных iPhone и смартфонов на базе Android, до пока (или уже) непопулярных Windows Phone 7 и Windows Mobile. Другие, как Промсвязьбанк и ТрансКредитБанк, предлагают своим клиентам универсальный мобильный сайт-банкинг. Третьи, как Сбербанк и ХоумКредит Банк, ограничиваются мобильными приложениями для отдельных платформ, оставляя мобильный банкинг недоступным для части клиентов, пользующихся иными мобильными устройствами.

Российские мобильные банки: кто лучший?

В общем рейтинге MobileBanking Rank 2012, учитывающем оценки отдельных интерфейсов и популярность мобильных платформ, охваченных интерфейсами, 1-е место получил ВТБ24, набрав 78 баллов из 100 возможных. «Серебро» и «бронзу» с 73 и 63 баллами соответственно получили мобильные банкинги Банка Санкт-Петербург и Московского Индустриального Банка.

Среди мобильных сайтов-банкингов лучшим по совокупности платежных и информационных возможностей управления счетами, а также по уровню безопасности и удобству средств авторизации стал мобильный сайт-банкинг Банка Санкт-Петербург, который набрал 9 баллов из 10 возможных. 2-е и 3-е место заняли мобильные сайты-банкинги ВТБ24 и Промсвязьбанка, набравшие по 8 баллов. Остальные сайты-банкинги из числа участников MobileBanking Rank 2012 оказались значительно хуже тройки лидеров, получив от 2 до 4 баллов из 10 возможных.

На смартфонах iPhone лучшим банкингом оказались приложения ВТБ24 и Газпромбанка, набравшие по 8 баллов. Немногим хуже, получив по 7 баллов и заняв 3-е и 4-е места, стали приложения Московского Индустриального Банка и Банка Русский Стандарт. А 5-е место и 6 баллов из 10 получило приложение Сбербанка России.

На платформе Android лучшим стало приложение ВТБ24 с 8 баллами. Как и на iPhone всего один балл лидеру уступили приложения Московского Индустриального Банка и Банка Русский Стандарт, занявшие 2-е и 3-е места с 7 баллами. Те же Московский Индустриальный Банк и Банк Русский Стандарт поделили 1-е и 2-е места среди приложений на Java, набрав по 6 баллов из 10 возможных.

Платежные и информационные возможности мобильных банков

Специалисты MarkswebbRank&Report, изучив привычки и предпочтения пользователей мобильных банков, пришли к выводу, что мобильный банкинг в большинстве случаев не воспринимается как самостоятельный интерфейс.

Мобильный банк должен обеспечивать доступ к основным функциям управления счетами, которые могут потребоваться в случае отсутствия доступа к интернет-банку (физического отсутствия компьютера поблизости) или в условиях, когда доступ в интернет-банк затруднен или нежелателен. Таким образом, главными функциями мобильного банка являются получение баланса счетов и истории транзакций, оплата услуг и переводы как на собственные счета, так и на счета других лиц.

С точки зрения информационных возможностей основной недостаток большинства существующих систем мобильного банкинга – отсутствие полноценного доступа к истории транзакций. Лишь 11 исследованных мобильных интерфейсов 6 банков предлагают просмотр истории транзакций без ограничений. Остальные 33 интерфейса 16 банков дают информацию с сильными ограничениями: либо по количеству транзакций (последние N транзакций), либо по дате (транзакции за последние N дней), либо по обоим критериям.

С точки зрения платежных возможностей наиболее характерный минус российских мобильных банков – это невозможность совершить перевод физическому лицу в другой банк. Перевод по произвольным реквизитам возможен только в 15 исследованных мобильных интерфейсах 7 банков. Причем у половины из них перевод возможен только по номеру банковской карты получателя. Переводы физическому лицу по шаблону, созданному в интернет-банке, возможны чуть более широкому кругу – такую возможность предоставляют уже 22 исследованных мобильных интерфейса 10 банков, включая Альфа-Банк и Ситибанк, в мобильных банках которых внешние переводы возможны только по заранее созданным шаблонам. Подобная картина наблюдается и с внутренними переводами. Функция перевода средств между собственными счетами с конвертацией валюты реализована только в 23 мобильных интерфейсах 12 банков.

Самой часто встречающейся платежной функцией мобильных банков стала оплата услуг сотовой связи. Возможность заплатить мобильному оператору по произвольно заданному номеру телефона предлагают почти все банки, имеющие интерфейсы мобильного банкинга – 38 мобильных интерфейсов 19 банков.

Полноценный спектр платежных возможностей, включая оплату различных услуг, переводы физическим и юридическим лицам, конвертацию валюты, а также использование шаблонов операций и повторы из истории транзакций, реализуют лишь единицы среди исследованных мобильных банков. К таким относятся мобильные интерфейсы ВТБ24, мобильные сайты-банкинги Банка Санкт-Петербург и Промсвязьбанка, iPhone приложение Газпромбанка.

Безопасность

Особое внимание исследование Mobile Banking Rank 2012 уделяет вопросам безопасности мобильного банкинга и, прежде всего, формам авторизации в мобильном банке и формам подтверждения транзакций, инициируемых в мобильном банке.

ВТБ24, лидер рейтинга, получил лишь 1 балл из 3 возможных в категории безопасности и удобства средств авторизации, используя для входа в мобильный банк и для подтверждения операций одноразовые пароли, напечатанные на карте под защитным слоем. Такая форма по оценкам экспертного совета агентства MarkswebbRank&Report предоставляет высокую степень защиты, но одновременно с этим является самой неудобной для пользования.

Оптимальной по оценкам экспертов формой авторизации на вход в мобильный банкинг являются логин и пароль, аналогичный паролю для входа в интернет-банк, дополненный одноразовым паролем по SMS, либо логин и специальный пароль для входа в мобильный банк, отличающийся от пароля для интернет-банка. Подобные формы авторизации на вход в мобильный банк реализованы в 19 мобильных интерфейсах 9 банков.

Оптимальной с точки зрения безопасности и удобства формой подтверждения транзакций в мобильном банкинге по оценкам экспертов являются одноразовые пароли по SMS, либо многоразовый специальный пароль, используемый только для подтверждения транзакций. Подобные формы подтверждения транзакции реализованы лишь в 9 мобильных интерфейсах 6 банков.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.