Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Информационное общество: многое сделано, многое предстоит сделать

18 декабря 2012

Представители ИТ-отрасли, законотворцы и регулирующие органы обсудили достижения в области развития в России информационного общества в 2012 году.

17 декабря 2012 года состоялась расширенная пресс-конференция «Информационное общество в России: итоги года», организованная Российским агентством развития информационного общества (РАРИО). На вопросы журналистов о том, что было сделано в 2012 году в ИТ-отрасли, отвечали представители государственных органов власти и руководители компаний, участвующих в реализации федеральных ИТ-программ. 

Как показали выступления спикеров от законодательной власти, основным вектором развития политики в области информатизации на ближайшее время станет обращение к гражданину и повышение вовлеченности и информированности населения о тех возможностях, которые предоставляют внедряемые технологии и системы. Повышение доверия и активное использование предоставляемых государством услуг гражданами – это залог успешного развития и оптимизации функционирования государства. По словам Сергея Железняка, заместителя председателя Государственной Думы РФ, электронное государство - это, по сути, CRM-система, развернутая в сторону граждан, а не система взаимоотношения внутри госструктур. 

Уже сейчас работает (хоть и не в полную силу) СМЭВ, отмечает руководитель Российского агентства развития информационного общества Александр Айгистов. Успешно функционирует единый портал госуслуг: количество его пользователей достигло 15 млн, сейчас через сайт можно оформить около 4 тыс. электронных услуг.

 Пользоваться порталом вскоре поможет универсальная электронная карта, выдача которой уже началась в пилотных регионах, а с 1 января 2013 года начнется по всей стране. Карта будет служить ключом доступа к порталу благодаря хранящейся на ней электронной цифровой подписи. О ходе реализации проекта «Универсальная электронная карта», о планах и перспективах, а также о процедуре выдачи электронных карт рассказал журналистам президент ОАО «Универсальная электронная карта», вице-президент ОАО «Сбербанк России» Алексей Попов. Президент УЭК выразил уверенность в том, что некоторые отстающие в процессе внедрения проекта регионы «догонят» остальные субъекты РФ. Также он сообщил, что в настоящее время совместно с Министерством финансов РФ готовится законопроект для возможности применения УЭК при электронном страховании. «Мы планируем, что в будущем на электронные карты может быть записано не только водительское удостоверение, но и полис ОСАГО. Понятно, что это дело не следующего года, а более долгосрочного периода", – отметил Алексей ПОПОВ.

Вице-президент по инновационному развитию ОАО «Ростелеком» Алексей Нащекин рассказал журналистам об успехах РФ в развитии электронного правительства в 2012 году и работе по созданию Национальной облачной платформы O7, которая началась в марте 2011 года, и уже запущена в опытную эксплуатацию. Национальная облачная платформа – это комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по модели облачных вычислений. Успешно запущены и работают в тестовом режиме онлайн-сервисы: O7. Медицина, O7. Образование, O7. ЖКХ, O7. Сити, О7. 112, а также сервисы для малого и среднего бизнеса: O7. ДОК и O7. Бизнес.

Илья Массух, глава Фонда электронной демократии, очень важной вехой в развитии информационной демократии назвал создание системы веб-выборов, работавшей во время выборов Президента РФ в 2012 году. Также в своей речи спикер назвал наиболее полезным для граждан развитие «мобильного правительства» – системы взаимодействия с государством через мобильные приложения, позволяющей облегчить построение «моста между виртуальным и реальным миром».

В связи с проникновением информационных технологий во все сферы государственной деятельности остро стоит вопрос обеспечения кибербезопасности страны. Перевод паспортов граждан в электронный вид, хранение персональной информации и операции с ней через Интернет, оказание госуслуг чрез Интернет – все это требует высочайшей степени защиты информации. По словам Руслана Гаттарова, председателя Комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации ФС РФ, в настоящий момент идет работа над созданием комплексной стратегии кибербезопаности, с участием экспертов отрасли. Обсуждение концепции будет проходить открыто, в том числе на краудсорсинговых ресурсах. 

С тем, что с ростом высоких технологий и новых средств коммуникации необходимо предъявлять повышенные требования к безопасности, согласен и зампред Государственной Думы РФ Сергей Железняк. Наряду с экономикой, особого внимания, по его мнению, требуют и вопросы безопасности в условиях новых технологий. Он отметил, что сейчас часто технические решения опережают развитие общества и законодательства, поэтому необходимо серьезно заниматься законодательством. А чтобы новые технологии находили поддержку у широких слоев населения, нужно организовывать просветительскую работу. Также Железняк поддержал идею открытого обсуждения мероприятий по информатизации: по его оценке, сложившаяся практика совместной работы ГосДумы, профильного министерства и экспертов рынка показала себя очень эффективной для решения стратегически важных вопросов. И ГосДума, и Совет Федерации в уходящем 2012 году активно работали в этом формате, зачастую являясь центром коммуникаций бизнеса и государства. 

Руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов рассказал о результатах исследования приоритетных государственных и негосударственных услуг, которые необходимо переводить в электронный вид в первую очередь и представил результаты первого в России краудсорсинг-проекта по выбору приоритетов применения информационных технологий для улучшения качества жизни россиян. Выступающий отметил, что при реализации проекта впервые за точку отсчета определения приоритетов были взяты интересы потребителей государственных сервисов – россиян. Павлом ХИЛОВЫМ был предложен «революционный переход» от заявительного к уведомительному подходу при оказании государственных услуг, а также переход к оказанию комплексных услуг или услуг, сгруппированных по жизненным ситуациям.

Участники пресс-конференции сошлись в том, что одним из основных приоритетов государства по обеспечению развития информатизации должны стать защита, поддержка и развитие отечественного ИТ-рынка. По мнению Дмитрия Комиссарова, генерального директора ООО «ПингВин Софтвер», российский ИТ-рынок сильно отстает от рынков развитых стран, как по структуре, так и по объему. Одним из примеров успешного развития ИТ-отрасли Дмитрий Комиссаров считает Бразилию, которая за 40 лет смогла сделать скачок от аграрной страны к одному из мировых лидеров по уровню информатизации. Для сравнения: в настоящий момент ИТ-рынок Бразилии составляет порядка $100 млрд., а объем российского рынка – всего $21 млрд. В России до сих пор нет отечественных технологий, позволяющих полностью построить ИТ-системы.  

Свободное ПО – это один из важнейших инструментов как развития отечественного ИТ-рынка, так и реализации программ по электронному государству. Применение СПО при разработке систем для госорганов - это не только обеспечение национальной безопасности, но и огромная экономия средств. Используя системы на СПО, по словам Сергея Железняка, мы получаем главное преимущество – независимость от поставщиков, т.к. основной бизнес компаний, поставляющих проприетарное ПО – это «посадить на иглу постоянных обновлений/поддержки». В настоящий момент, по оценкам Дмитрия Комиссарова, 80 % систем, используемых в госорганах, можно в течение 5-ти лет перевести на СПО. 

При всей значимости развития отечественного ИТ-рынка и СПО, в частности, мероприятия по программе «Информационное общество 2010-2020 гг.» в 2012 году в части создания национальной программной платформы не были реализованы. Всеми участниками конференции была отмечена необходимость продолжать работы по этому направлению. Александр Айгистов, руководитель Российского Агентства развития информационного общества обозначил тему СПО как приоритетное направление своей работы в 2013 году. Сенатор Руслан Гаттаров сообщил, что в ближайшее время диалог с Минкомсвязь России по теме НПП будет продолжен и вопрос об СПО будет вынесен на площадку Открытого правительства. 

В рамках пресс-конференции ее ведущий, руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» Александр Айгистов обобщил основные достижения, которые стали базой для кардинальных изменений в развитии информационного общества за последние годы:

  • Разработана и действует Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», пришедшая на смену «Электронной России», которая была в основном ориентирована на информатизацию органов государственной власти. Новая программа планирует проникновение информационных технологий в самые разные сферы жизнедеятельности россиян. Впервые в документе подобного рода государство обратило внимание не только на предложение новых сервисов, но и на их потребителей – граждан. В госпрограмме прописаны мероприятия по повышению информационной грамотности населения, внедрению систем электронной демократии, открытого правительства и др.
  • Запущен и успешно действует Портал государственных услуг: за 2012 год количество пользователей Портала достигло 15 млн. человек, более 3 млн. зарегистрировали личные кабинеты, через сайт можно заказать около 4 тыс. электронных услуг.
  • Введена, хотя и не в полном объеме, Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построением которой российские власти занимаются на протяжении последних лет. СМЭВ должна позволить гражданам получать госуслуги в режиме одного окна и без сбора справок, уже имеющихся в других госорганах.
  • Универсальная электронная карта (УЭК) – уникальный проект, который в 2013-2014 г.г. должен охватить всю Россию. УЭК заменит собой некоторые документы, транспортные и банковские карты, будет служить ключом для доступа к Порталу госуслуг, к ней будет привязана электронная подпись. УЭК может стать предтечей электронного паспорта гражданина.
  • В госорганах выстроена вертикаль ИТ-власти: в федеральных министерствах и ведомствах, а также в региональных правительствах определены высшие чиновники, отвечающие за информатизацию. Главный региональный информатизатор – теперь должность политическая.
  • Был определен единый подрядчик «Электронного правительства» – ОАО «Ростелеком». Оператор, обладающий самой масштабной в стране проводной сетью, строит дата-центры, занимается подключением регионов к СМЭВ, продает программное обеспечение для организации электронных госуслуг, разрабатывает облачные сервисы. «Ростелеком» также был назначен генподрядчиком проекта по организации видеонаблюдения за президентскими выборами.
  • Достраивается Инноград «Сколково». За два года 669 компаний стали участниками «Сколково»: распределено 140 грантов, создано 12500 рабочих мест, выручка 0,5 миллиарда рублей. Подписаны соглашения о создании корпоративных центров НИОКР с 23 международными корпорациями, среди которых IBM, Nokia, Intel, Ericsson и др.
  • Большие успехи отмечаются в области интернетизации страны. Число пользователей интернета в России примерно 60 миллионов человек (первое место в Европе), а к 2014 году может достигнуть 80 миллионов человек. Это означает, что в 2014 году постоянный доступ к интернету получит 71% взрослого населения России. Среди причин стремительной «интернетизации» России – высокий уровень образования (39% россиян в возрасте 25—39 лет имеют высшее образование), сравнительно низкая безработица на уровне 6% и улучшение демографической ситуации в последние годы.
  • Инициировано внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях и органах госвласти: разработан дистрибутив школьного программного обеспечения, программная инфраструктура портала госуслуг реализована также на СПО, разрабатывается Национальная программная платформа, которая, как предполагается, станет основой для использования в органах государственной власти.
  • Разрабатывается и внедряется институт электронной демократии, как новейший инструмент повышения качества принятия управленческих решений на государственном уровне с помощью разноуровневой экспертной онлайн-сети, состоящей из всех категорий граждан. При этом граждане в соответствии со своими сферами компетенции могут выдвигать гипотезы по решению той или иной проблемы. Окончательное решение принимают ответственные должностные лица, опираясь на коллективный разум.

 

 По материалам открытых источников

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.