Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Рунет цензуры не боится

25 декабря 2012

Экономика Рунета из года в год наращивает темпы роста, а его влияние, как медиаканала, усиливается. Объем российского интернет-рынка в 2011 г. РАЭК оценивает в 0,555 трлн. руб и прогнозирует его увеличение на 30% в 2012 г. И, не смотря на все разговоры о том, что чрезмерное участие государства может снизить инвестиционную привлекательность отрасли, пока никаких реальных предпосылок к этому нет.

2012 год обнаружил новое для России явление – государство впервые вплотную заинтересовалось интернет-отраслью. И первыми мерами стали меры запретительные – с этого года действует закон "О защите детей от информации", который предусматривает создание черного списка сайтов и блокировку противоправного контента в Рунете.

Первый же вопрос, заданный пользователями  экспертам, принявшим участие в оргаизованой ФИНАМом онлайн-конференции «Итоги года в Рунете: рост под пристальным взглядом государства» касался закона «О защите детей от информации». В целом, эксперты отметили неготовность инфраструктуры к исполнению закона, неясность в вопросах маркировки контета и попадания ресурсов в «черный список».

Что же касается отдачи от этого закона, по мнению экспертов, его ценность, скорее, заключается в том, что некоторые родители стали обращать больше времени на то, чем их дети занимаются в Сети, а от реальных проблем бизнеса, замечает Юрий Синодов,  главный редактор Roem.ru, этот закон чрезвычайно далек. Но утешает тот факт, что его не используют как механизм влияния на бизнес.

Естественно, после законодательных инициатив 2012 года, часть пользователей с тревогой слышит разговоры насчет «Закона об Интернете», который депутаты планируют подготовить в следующем году,  и опасаются введения интерент-цензуры. Насколько жестким станет контроль государства над интернетом?

В целом, представители отрасли не отрицают возможности «мягкого китайского варианта» в области интернет-цензуры со стороны государства, но считают такой путь маловероятным, хотя и возможным.

Олег Сейдак,  управляющий директор фонда FINAM Global, заметил: «Российский интернет характерен наличием больших технически образованных и ментально активных групп пользователей. По иронии судьбы именно эти группы являются потребителями той информации, которая может стать объектом ограничения со стороны гос.регулирования.

На мой взгляд, активные и массовые действия государства по ограничению доступности информации в интернете, могут привести к взрывному росту осведомленности пользователей в части технических путей выхода из-под регулятивного надзора, что приведет к обратному, нежели задумывалось, эффекту: полному дерегулированию интернета с точки зрения пользователей и связанной с этим маргинализации информационных потоков.

Закрыть же эти технические возможности государство может, лишь пойдя по китайскому сценарию, подразумевающему не только запрет на доступ к конкретной информации или ресурсам, но и блокировку части технологических решений, позволяющих обойти этот запрет. Однако данный, крайне жесткий, вариант развития событий, вероятно, уже выйдет за рамки зоны комфорта, в которой широкие массы общественности склонные игнорировать чтобы то ни было. Кроме того, данный процесс приведет к «гонке вооружений» между пользователями и государством, которую, в текущих реалиях, ни одно государство не сможет выиграть, не уничтожив интернет как принцип».

Сейчас Рунет показывает очень высокие темпы роста. Сохранится ли инвестиционная привлекательность отрасли? Куда именно будут вкладывать деньги инвесторы? По мнению Бориса Овчинникова,  партнера исследовательского агентства Data Insight, инвестиционная привлекательность Рунета сохранится, причиной чему будет продолжающийся рост отрасли, а «если говорить в самых общих чертах о направлениях инвестиций, то конечно в первую очередь инвесторов интересуют проекты с внятной монетизацией - интернет-магазины, платные или частично-платные онлайн-сервисы и мобильные приложения, и так далее».

Нельзя сбрасывать со счетов новый тренд – быстрое развитие мобильного интернета и мобильной рекламы. По мнению Бориса Омельницкого,  президента IAB Russia, директора по развитию компании AdFox, «уже появились такие типы рекламируемых продуктов и такие модели ценообразования, которые гарантируют эффективность использования мобильной рекламы для бизнеса. В качестве примера можно привести игры для мобильных устройств, оплачиваемые за закачку и установку или сервисы знакомств с мобильным интерфейсом, которые делятся доходами с рекламными медиа».

Отдельно зашла речь об онлайн-торговле. Сергей Плуготаренко,  директор РАЭК, отметил, что рынок онлайн-ритейла в России начинает входить в фазу зрелости. «Несмотря на ожидания, темпы роста рынка по состоянию на текущее время не замедлялись, впрочем, такое ощущение все же присутствует. Существуют такие факторы роста, которые до сих пор по различным причинам не были задействованы, как, например, рост числа покупок с мобильных устройств, улучшение работы служб доставки, повышение финансовой грамотности населения. Так, пластиковые банковские карты опередили по объемам электронные деньги (и все остальные платежные системы, за исключением оплаты наличными курьеру). В 2011 году больше четверти интернет-покупателей имели опыт покупок в интернете с оплатой пластиковой картой. В первую очередь, ресурс роста данного рынка находится в регионах. До сих пор интернет-торговля развита преимущественно в Московском регионе и Санкт-Петербурге, движение в регионы позволит увеличить рынок. В свою очередь, такая задача сопряжена с отстраиванием принципиально иных логистических цепей поставки».

Борис Овчиников подтверждает: «По данным Data Insight, темпы роста рынка e-commerce в последние месяцы заметно сократились - с прежних 30-40% в год до примерно 20-25% в год. Это естественно для "взрослеющего" рынка. При этом - и это главное - мы уверены, что у рынка онлайн-торговли есть все условия для того, чтобы удерживать темпы роста на уровне 20% на протяжении многих лет: те, кто подключился к Интернету в последние годы, в большинстве своем еще не начали пользоваться интернет-торговлей - но скорее всего начнут в скором будущем; а те, кто уже "попробовал" онлайн-покупки, будут покупать в Сети все чаще и чаще».

Подготовила Екатерина Шлык

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.