Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 20 марта 2013

Облакам и мобильности - еще учиться и учиться

Облачные вычисления и всеобщая мобильность - пожалуй, самые актуальные тренды современного делового мира. Однако, как показала вторая ежегодная конференция Cloud & Mobility 2013, организованная журналом "ИКС", интерес к hi-tech-трендам велик, а практическая осведомленность вертикальных рынков  о современном состоянии дел в облачных и мобильных технологиях все еще недостаточна.

Мировой рынок облачных услуг, по подсчетам Garthner, в течение ближайших пяти лет должен фактически удвоиться: если в 2012 г. его объем составлял $109 млрд, то к 2016 г. он должен достигнуть $207 млрд. В сравнении с этими цифрами данные по российскому рынку более чем скромные. Как рассказал Константин Анкилов, управляющий партнер iKS-Consulting, российский облачный рынок, хоть и обещает за ту же пятилетку четырехкратный рост, по своим объемам составляет лишь десятую долю процента от мирового - порядка $100 млн в 2012 г. (в 2016 г. прогнозируется $400 млн).


Для сравнения стоит отметить, что в других секторах ИТ и телекоммуникаций доля России в среднем составляет 1-3%. И это несмотря на фактически каждодневное упоминание слова "облако" и его производных в пресс-релизах ИТ-компаний и сообщениях разного рода государственных организаций (кроме Гидрометцентра, конечно же).


По своей структуре российский рынок облачных сервисов тоже заметно отличается от мирового. Если в мире, по данным той же компании Garthner, с большим отрывом идут PaaS-сервисы (их доля на рынке составляет 78%, далее идет SaaS (13%), затем IaaS (6%) и сервисы облачного администрирования и информационной безопасности (3%)), то в России наблюдается явный крен в инфраструктуру - по данным iKS-Consulting, IaaS занимает у нас 49% рынка, SaaS - 44%, а на долю всех прочих приходится лишь 7%. Правда, как отметил К. Анкилов, российские цифры довольно лукавы и по большому счету требуют серьезного уточнения, поскольку операторы дата-центров порой записывают в свой актив облачные услуги, предоставляемые их клиентами, тогда как сами занимаются фактически только сдачей мощностей и площадей в аренду. Такую ситуацию можно объяснить общим недоверием российского бизнеса к аутсорсингу вообще, а облака - это далеко не самый простой вид ИТ-аутсорсинга, требующий от бизнеса активного участия в проекте.


Поэтому российские заказчики облакам главным образом такие сервисы как электронная почта, приложения для совместной работы, офисные решения, CRM. В принципе производители и провайдеры облачных сервисов и не настаивают на большем (во всяком случае пока). Как отметила руководитель департамента серверных продуктов, Microsoft Светлана Лихарева, нужно реально смотреть на вещи - переносить в публичное облако все приложения зачастую не имеет смысла, в первую очередь экономического (это может оказаться слишком дорого), а лучшими кандидатами на перенос являются некритичные для бизнеса приложения, хорошо стандартизированные приложения, приложения с сезонным спросом (типа сайта с цветочным магазином) или с трудно прогнозируемым спросом. Ситуацию на российском облачном рынке хорошо объясняют результаты опросов пользователей (хотя на первый взгляд они кажутся неправдоподобными). На вопрос iKS-Consulting "можете ли вы назвать какие-либо модели организации облачных вычислений?" ответ "нет" дали 46% ИТ-специалистов и менеджеров, принимающих решения (и еще 9% затруднились с ответом). Причем это люди, посещающие профильные конференции (где как раз и проводился этот опрос), т.е. те, которые вроде бы должны быть "в теме".


С другой стороны, на вопрос о преимуществах гибридной модели облачных вычислений значимые ответы дали около 80% респондентов, а с наличием пользы от облачных сервисов согласились 54% опрошенных, а это означает, что облака уже успели заработать положительный имидж, хотя он и не является "информированным". Такое положение вещей накладывает свой отпечаток и на канал общения с профессиональным сообществом производителей и провайдеров облачных решений, которые уже понимают, что с аудиторией заказчиков надо работать. Свидетельство тому -- и программа состоявшейся конференции Cloud & Mobility 2013: как подсчитал заместитель генерального директора компании КРОК Руслан Заединов, на 5 докладов от имени конечных пользователей пришлось 18 выступлений производителей и провайдеров. Что же мешает продвижению облачного сознания в массы корпоративных заказчиков? По мнению Р. Заединова, пользователям недостаточно доходчиво разъясняют суть отличий облачной модели потребления и предоставления ИТ-сервисов от традиционной. Кроме того, заказчиков не учат навыкам того самого самообслуживания, возможность которого заявляется в качестве одного из основных достоинств облака. Пользователям также явно не хватает информации о чужом облачном опыте. Частично вина за последнее лежит и на самих заказчиках - они редко соглашаются на публикацию своей облачной "истории успеха". Так что провайдерам нужно уметь уговорить заказчика не только на сам облачный проект, но и на раскрытие информации о нем. Провайдеры, в том числе и КРОК, в этом направлении уже работают и есть основания полагать, что понемногу обмен опытом станет налаживаться.


В чем-то сходная ситуация наблюдается и в довольно тесно связанной с облачными сервисами теме применения мобильных устройств и приложений в корпоративной среде. Как рассказал руководитель портфеля дополнительных услуг департамента по продуктам мобильной связи бизнес сегмента «Вымпелкома» Игорь Воробьев, среди корпоративных клиентов проникновение смартфонов за 2012 г. выросло вдвое, их теперь имеет в среднем каждый четвертый сотрудник. С одной стороны, многие корпоративные заказчики как рядовые пользователи признают удобство модели BYOD (bring your own device), но, с другой стороны, как официальные лица (руководители компаний и сотрудники подразделений информационной безопасности) они, как правило, против этого явления. Тем не менее уже растет понимание того, что этот тренд переломить уже невозможно, и лучше его "возглавить" и направить в приемлемые рамки, чем тупо сопротивляться. Но для этого нужны решения Mobile Device Management (MDM), позволяющие управлять всей этой мобильной "стихией". Пока они довольно дороги и это явный тормоз. Кроме того, по мнению И. Воробьева, ситуация должна измениться, когда на рынке появятся MDM-решения, предлагаемые по модели SaaS, тогда их смогут позволить себе не только крупные компании, но и СМБ. В принципе SaaS MDM-решения, по словам С. Лихаревой, уже есть, одно из них в частности предлагает Microsoft. Но чтобы такие решения дошли до массового российского корпоративного заказчика, нужны усилия массовых же провайдеров типа "Вымпелкома", который уже работает в данном направлении (остается надеяться, что и другие не отстают).


В общем, синергия облаков и мобильности вполне возможна, но на данном этапе она должна строиться на ликбезе и последующем обучении имеющихся и потенциальных заказчиков. Посильный вклад в этот процесс постаралась внести конференция Cloud & Mobility 2013.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.