Rambler's Top100
 
Все новости В СНГ и в мире

Застой на рынке мобильной связи затягивается

22 марта 2013

Финансовые результаты компании «МТС Украина», представленные последними из украинской «большой тройки», только подтвердили очевидное — украинский рынок мобильной связи никуда не движется.

С одной стороны, все три оператора показали прирост абонентской базы: +4,8% у «Киевстар», достигнув значения 26 млн абонентов, +6,1% у МТС и целых +14,4% у life:). С другой, рост абонбазы — показатель неочевидный, особенно с учетом того, что проникновение мобильной связи в Украине уже давно перевалило за 100% — по данным iKS Consulting на конец 2012 года показатель составлял 126% с тенденцией к дальнейшему росту.

Таким образом, дальнейший прирост происходит за счет абонентов, использующих одновременно две и больше SIM-карт. В то же время, сети операторов превращаются в закрытые «гетто», где абоненты, привлеченные «нулевыми» тарифами, предпочитают говорить преимущественно со «своими», для чего и приобретают карточки другого оператора. Способствует явлению и популяризация телефонов с двумя слотами для SIM-карт.

Не удивительно, что в таких условиях доходы операторов в сравнении с 2011 годом изменились на единицы процентов, а колебания их рыночных долей по доходам мобильного бизнеса вообще можно списать на статистическую погрешность. Также на единицы процентов уменьшается замершая на уровне около 40 грн средняя выручка с абонента (ARPU) — показатель, чаще других используемый при оценке прибыльности рынка и его инвестиционной привлекательности.

Сложившуюся ситуацию признают и сами операторы. «Стагнация показателя ARPU связана с несколькими факторами, среди которых — весьма жесткая конкуренция на рынке мобильной связи, дешевые внутрисетевые звонки при дорогих межсетевых, что мотивирует абонентов минимизировать внешние звонки и пользоваться двумя SIM-картами», — поясняют в пресс-службе мобильного оператора life:).

В Киевстаре считают, что импульсом для развития рынка послужит долгожданная связь третьего поколения. «Для роста ARPU и роста рынка необходимо, чтобы телеком-операторы в Украине получили возможность развивать современные технологии мобильной связи (3G/LTE), что позволит предлагать украинским пользователям инновационные услуги на базе мобильной передачи данных», — комментируют итоги года в Киевстар.

Мыкола Олиярнык, ведущий аналитик компании iKS Consulting, помимо перечисленных причин «зависания» показателя ARPU, называет также ограниченную покупательскую способность населения — отечественные абоненты просто не готовы тратить на мобильную связь существенно больше нынешнего уровня. В то же время, аналитик не разделяет оптимизма Киевстар относительно 3G. По мнению М. Олиярныка, даже если в стране наконец-то появится массово-доступная связь третьего поколения, резкого скачка средней выручки с абонента ждать не стоит, по крайней мере, в первый год её работы.

Соглашаются с низкой покупательской способностью абонентов и в МТС. «Показатель ARPU за год не изменился, потому что мы очень взвешенно относимся к ценовой политике — не повышаем цены, а стараемся повышать доходы не за счет роста тарифов, а за счет увеличения эффективности нашего бизнеса, роста абонентской базы и потребления услуг», — поясняют в МТС.

«Рынок по-прежнему стоит на месте. Рост совокупного дохода на несколько процентов в лучшем случае компенсирует товарную инфляцию — увеличение цен на материально-технические ресурсы, те же частоты и т.п.», — кратко характеризует рыночную ситуацию Роман Химич, эксперт Netton Consulting Group.

 

Источник: proIT

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.