Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Помочь школьникам выбрать науку

16 апреля 2013

как сферу своей будущей деятельности призван проект создания в Москве STEM-центров (Science, Technology, Engineering, Mathematics), подписанный представителями МГУ им. М.В. Ломоносова, корпорации Intel и Благотворительного фонда «Система».

К.Исаев, В.Копьев, А.Хохлов, А.КомиссаровИдею предоставить возможность учащимся старших классов заниматься научно-исследовательской деятельностью в реальных вузовских лабораториях и тем самым повысить их мотивацию изучать точные, инженерные и естественные науки, на российскую почву перенесла корпорация Intel,  в течение десятилетия реализующая в нашей стране школьные образовательные проекты. На протяжении 20 лет она является титульным спонсором международного конкурса научно-технического творчества школьников,  ISEF, ежегодно собирающего около полутора тысяч учащихся более чем из 65 стран, в том числе и из России. «Для каждого из участников этого праздника науки, участие в нем - сильнейший стимул для дальнейшей самореализации именно в этой сфере деятельности», - рассказывает Камиль Исаев, генеральный директор по исследованиям и разработкам компании Intel в России, - но для того, чтобы побеждать в нем, школьникам необходим опыт научно-исследовательской деятельности».

На расширение базы российских участников конкурса был направлен пилотный проект по созданию STEM-центров, который в 2012 г. запустила корпорация Intel совместно с Минобразования Нижегородской области в Поволжье. По словам К. Исаева, он вызвал большой интерес и у старшеклассников, и у высших учебных заведений. Сегодня 12 вузовских лабораторий в этом макрорегионе готовы курировать научно-исследовательские  работы учеников старших классов.

Успех пилотного проекта STEM-центров вдохновил двух других участников соглашения – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Благотворительный Фонд «Система». Год назад они образовали независимое партнерство «Лифт в будущее», нацеленное на поиск и развитие инновационных идей и их авторов, формирование «престижности» технологических профессий, развитие системы «сквозной» профориентации школьников, создание механизма формирования кадрового резерва с учетом реалий тех или иных регионов.

Его технологической платформой явился одноименный портал с возможностью проектной работы в режиме онлайн. Школьники могут найти среди зарегистрированных в базе портала тьюторов – бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых профессионалов – куратора по интересующей их научно-исследовательской тематике. По словам Вячеслава Копьева, президента Благотворительного фонда «Система» и члена Совета директоров ОАО АФК «Система», сегодня у портала более 100 тыс. активных пользователей, а в его базе более 400 кураторов.

Поскольку идеология STEM-центров как раз предполагает предоставления учащимся старших классов, успешно прошедшим открытый конкурс, возможности проводить научные исследования под руководством молодых ученых-кураторов, проект по ее реализации в Москве и Московской области изначально рассматривался членами Независимого партнерства как возможность расширения оффлайн инфраструктуры программы «Лифт в будущее».

Вполне органично, по словам Алексея Комиссарова, руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, эта инициатива вписывается в контекст активностей городских властей по поддержке молодых ученых, например по выделению им грантов. Укладывается она и в рамки ежегодного Фестиваля науки – мероприятия, которое с 2006 г.  проводится в октябре Московским государственным университетом, а 2011 г. получившего статус Всероссийского. Именно его площадку, отметил Алексей Хохлов, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, уже в этом году планируется использовать для представления лучших школьных проектов. А молодые ученые-кураторы этих работ будут награждены финансовыми грантами или поездками на профильную международную конференцию.

Участники соглашения планируют, что к 2014 г. смогут идентифицировать в Москве и Московской области более 100 вузовских лабораторий, готовых принимать школьников. В организованных на их базе STEM-центрах будут вести исследования более 2000 старшеклассников, которые в рамках программы выполнять более 300 научно- исследовательских проектов.

Александра КРЫЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

16.04 16:38 Петр Иванович Симонов :
Всё это называется по-другому - жёсткая конкуренция за абитуриента. Называйте вещи своими именами, а не мутите головы детям о их бесконечных талантах и о том, что современную науку можно делать без высшего образования. Дети-звёзды плохо кончают.
3.04 11:54 Антон Вячеславович Михайлов :
Пётр, совершенно верно, это жёсткая конкуренция. Связана она с демографией и снижением планки образования. Но есть и другая сторона монеты. В качестве цели всех подобных проектов, является зарождение зерна желания у учеников развиваться в области IT. Чтобы ученики выбирали технические ВУЗы и специальности, а не юристы, бухгалтера итд.
Например, я в прошлом году пошёл в школу, по своему личному желанию, вести кружок робототехники. В результате, сейчас преподаю информатику, веду кружок робототехники и кружок по программированию на Си и Питон.
За плечами опыт работы более 10 лет. Последняя должность арт-директор в одной из топовых IT компаний. Планирую открыть онлайн курсы по робототехнике. Сейчас подготавливаю наборы для начинающих электронщиков.
Информатикум - Школа интернет-технологий для молодых супер-героев! http://informatikum.ru
Собственно, в жесткой конкуренции за абитуриента для самого абитуриента нет ничего плохого. Но тут дело не в ней, а в том, что по результатам ЕГЭ в вузы проходят выпускники школ с очень, мягко скажем, невысоким уровнем знаний. Те, кто преподают в вузах, это знают. И в этом смысле проект, направленный на то, чтобы показать способным ребятам, которые хотят учиться, какой захватывающей может быть исследовательская деятельность, работает и на вузы, и на молодых ученых-преподавателей, и на самих старшеклассников.
Собственно, в жесткой конкуренции за абитуриента для самого абитуриента нет ничего плохого. Но тут дело не в ней, а в том, что по результатам ЕГЭ в вузы проходят выпускники школ с очень, мягко скажем, невысоким уровнем знаний. Те, кто преподают в вузах, это знают. И в этом смысле проект, направленный на то, чтобы показать способным ребятам, которые хотят учиться, какой захватывающей может быть исследовательская деятельность, работает и на вузы, и на молодых ученых-преподавателей, и на самих старшеклассников.
17.04 3:25 Петр Иванович Симонов :
Уровень знаний тех, у кого низкий ЕГЭ, очеее...нь низкий, это факт, особенно по естественным наукам. Попасть на бюджетное место в вуз на химическую или физическую специальность, не проблема, тем более, что студентов сейчас не выгоняют и держат их до последнего, и они это знают. Зачем вузы должны брать на себя несвойственные им функции натаскивания малообразованных школьников до необходимого уровня? Ради дополнительных часов и, соответственно, финансирования (ГОСУДАРСТВА, КАРМАНОВ РОДИТЕЛЕЙ И ПРОЧЕЕ)? Конкурсы - это фикция и просто несерьёзно... Школа должна давать школьникам образование соответствующее уровню, который необходим для обучения в вузе. Выпускников сейчас мало, значит и борьба за них серьёзная.