Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 21 мая 2013

Правила телеком-игры

В борьбе за качество связи не последним вопросом становится проблема измерений. Где тот эталон, на который должны ровняться производители устройств и операторы? Что могут требовать регуляторы и чего ждать пользователям? Росстандарт обещает до конца 2014 года ответить на эти вопросы, разработав более 100 отраслевых стандартов.

На данный момент в отрасли связи действуют более 30 различных стандартов, каждый из которых был принят как минимум несколько лет назад (а некоторые разменяли десятилетие). Конечно же, эти стандарты морально давно устарели, и их соблюдение не только не помогает развитию отрасли, а, напротив, тормозит движение.

Для того чтобы навести порядок в области стандартизации в целом и в телекоме – в частности, в настоящее время идет работа над законом «О стандартизации» . В законопроект вошло более 100 нормативных документов по стандартам в телекоме.

По сообщению представителя ЦНИИС, до конца 2014 года Росстандарту и экспертному совету поручено разработать и представить на рассмотрение программу по стандартизации и управлению отраслью телекоммуникаций. Причем стандарты должны будут охватить как изменения в законодательстве (и в этом наблюдается тесная связь с готовящимися изменениями закона «О связи»), так и техническую часть, и качество оказания телеком-услуг. После внедрения ведомственных стандартов придет время и детальной разработки стандартов для узких областей.

Основной упор в готовящихся документах будет сделан на качество оказываемых услуг, так как сейчас именно этот вопрос выходит на повестку дня, причем, отмечает представитель ЦНИИС, у него есть как политический аспект, так и реальные технические проблемы, которые нужно решить.

В докладе, с которым представитель ЦНИИС выступал на XXI Конференции специалистов метрологических служб, прошедшей на прошлой неделе в МТУСИ, отмечалось, что есть два пути регулирования качества связи – административный и саморегуляция. Отличительные черты первого – административного – пути – наличие обязательных значений показателей, прописанные санкции за нарушения, внедрение системы контроля качества (что, в свою очередь, приведет к дополнительным издержкам для государства). Что же касается пользователей, то они могут реагировать на происходящее со связью, пожалуй, только жалобами.

При пути саморегуляции вместо «спускаемых сверху» нормативных значений ориентиром для операторов становятся референтные, лучшие по отрасли значения,  достигать которых будет выгодно самим операторам, чтобы быть конкурентоспособными. Участие операторов в системе контроля качества становится добровольным, но из-за доступности для пользователей данных по качеству связи у всех операторов, выбор почти наверняка удет сделан в пользу участия в такой программе. Абоненты при такой схеме становятся активными участниками процесса, реагируя и на положительные, и на отрицательные моменты, а также делясь актуальной информацией о состоянии связи. Очевидно, что эта схема позволяет не только избежать дополнительных расходов, но и сократить уже имеющиеся, в первую очередь, за счет участия абонентов в проблеме.

Истина, как водится, должна быть посередине – в сочетании административного и саморегулирующегося пути. Административный ресурс необходим для стимуляции развития инфраструктуры. Также без него не обойтись в вопросе соответствия предоставляемых услуг по госконтрактам (скажем, для служб МЧС). В остальных же случаях экономически более оправданным (и стратегически более верным) будет использование механизмов саморегуляции.

Принцип действия прост: например, на специальном портале операторы по своей инициативе при поддержке и информационной поддержке государственных структур будут публиковать данные по качеству связи в определенном районе (уровень сигнала, количество базовых станций, скорости входящего и исходящего канала передачи данных и т.д.). Пользователь сможет увидеть информацию по своему району и сделать выводы – у кого скорость лучше, у кого скорость больше, у кого лучше голосовая связь, а у кого – мобильный интернет. А если кого-то из операторов он вообще не найдет, это тоже будет информацией, причем толковаться она будет, скорее всего, не в пользу этого оператора. Таким образом, рыночные механизмы и естественная конкуренция станут условиями для улучшения качества связи.

Относительно же предпринимаемых попыток, в частности, Методики проведения оценочных испытаний и нормы на показатели качества услуг связи стандарта GSM/GPRS/EDG , подготовленной ДИТ Москвы, согласованной с операторами связи и получившей положительное заключение в Минкомсвязи России и Роскомнадзоре, то представитель ЦНИИС отозвался от такого рода «стандартах» весьма скептически. Дело в том, что в этой методике сделана попытка подойти к вопросу качества связи предметно, но для того чтобы это были достоверные данные (а какими же еще данными должны быть стандарты?!), нужно иметь актуальные нормативные документы по каждому виду связи, а их нет. И, судя по запозданию индустрии законотворчества, рассчитывать на то, что в ближайшее время такого рода документы будут разрабатываться оперативно, не приходится. А значит, в методике мы имеем цифры, взятые если и не с потолка, то уж точно не из стандарта. И, как водится, в борьбе за качество связи в этой методике забыли про абонентов. Он должен платить за скоростное соединение, оплачивая при этом, например, огромное количество незавершенных соединений, когда была попытка передать ему данные. И вот такие моменты методикой не регулируются, а, между тем, если рассуждать «со стороны абонента», то вопрос «за что платим» становится если не первоочередным, то уж точно очень актуальным.

Екатерина ШЛЫК

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.