Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

ЭДО наступает не торопясь

28 мая 2013

Недавно исполнился год с момента запуска в России юридически значимого электронного документооборота. За год номинальными участниками системы стали более 100 тыс. компаний и около 40 операторов. Но в реальности ситуация не столь радужная.

Условной «точкой старта» юридически значимого ЭДО (e-invoicing) считается передача компанией BILLA через оператора электронного документооборота (ЭДО) СКБ Контур, которая состоялась 23 мая 2012 года, а в целом документооборот такого рода стал возможен Юридически значимый обмен электронными счетами-фактурами стал возможен после вступления в силу Приказа ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138, утвердившего форматы электронных счетов-фактур, книг покупок и продаж и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Что изменилось за истекший год и чего удалось достигнуть? Как сообщил на мероприятии, организованном СКБ Контур в ознаменовании годовщины запуска юридически значимого ЭДО, заместитель начальника Управления информатизации Федеральной налоговой службы России Дмитрий Краснов, в настоящий момент в системе зарегистрировано 38 операторов (еще двое подали заявку на регистрацию) и 105,5 тыс. пользователей.

Не смотря на оптимизм, который внушают эти цифры, представитель ведомства заметил, что на практике большая часть этих операторов и пользователей либо малоактивна, либо неактивна вовсе. И 105 тысяч пользователей включают как тех, кто уже пользуется системой передачи юридически значимых документов, так и тех, кто только готов ей воспользоваться. И пока львиная доля именно за последними.

Схожая ситуация и с операторами: не смотря на их кажущееся изобилие большую часть пользователе обслуживают всего шесть компаний. Так что пока, замечает Краснов, Россия все еще находится на старте, хотя результаты выглядят обнадеживающими.

Структура юридически значимого документооборота такова: в центре всегда находится крупная компания, которая посредством e-invoicing общается со своими контрагентами – средними и малыми компаниями.

Интерес крупного бизнеса к e-invoicing понятен. В первую очередь это – огромная экономия сил, времени и денег, о которой в силу привычки к бумажкам не очень-то и задумываются, но которая становится очевидной даже при самом неглубоком анализе.

Как рассказал  Александр Грибановский, главный бухгалтер торговой сети BILLA, в компании ежемесячно оформляется порядка 16 000 документов между головной компанией и контрагентами.  До внедрения юридически значимого документооборота компания выделяла одного человека, который занимался только бумагами: неделю он распечатывал их на принтере, потом неделю штамповал, подписывал и разбирал по конвертам, потом все это отправлялось контрагентам… С внедрением e-invoicing на оформление документов уходят минуты.

Но, конечно, если для крупной BILLA внедрение e-invoicing стало жизненной необходимостью, то для более мелких контрагентов это – вынужденная мера, необходимая лишь постольку, поскольку она есть у крупного партнера.

Впрочем, и сами операторы больше заинтересованы, конечно, в крупных компаниях, отмечает Игорь Зеленько из «Корус Консалтинг». Хотя внедрение в крупной компании, как правило, имеет свои (весьма многочисленные) сложности, операторы с охотой работают с такими организациями. Интеграция системы юридически значимого документооборота в средних компаниях интересна лишь в том случае, если на базе этого внедрения можно разработать типовое решение. А работа с мелкими клиентами для операторов неинтересна, да и сами небольшие компании не проявляют инициативы по интеграции своих систем в систему ЭДО. Впрочем, работы по установке системы электронного документооборота в компаниях сегмента СМБ, как правило, настолько просты, что занимают от силы пару дней. Внедрение же в крупных компаниях продолжается не один месяц и стоит от 300 000 рублей до 1,8 млн. рублей (данные СКБ Контур). Впрочем, такое внедрение полностью окупается за 1,5-2 года.

По словам Игоря Зеленько, в текущем году мы, скорее всего, увидим много крупных компаний, перешедших на e-invoicing, потому что в 2012 году стартовало много проектов по внедрению.

Относительно возникающих проблем операторы документооборота сказали, что очень часто их клиенты выражают опасения, что налоговики не примут к рассмотрению документы в электронном формате или же их будет недостаточно. Дмитрий Краснов на это ответил, что ФНС готова принимать все документы, утвержденные Министерством финансов. Но у ведомства возникают проблемы с анализом. Так, если основная часть бумаг легко поддается классификации и упорядочиванию, то все документы, содержащие, например, примечания или комментарии, обрабатываются вручную, потому что машины не могут структурировать эту информацию. И, конечно, такая работа значительно удлиняет сроки работы с документами.

Проблема есть и со стороны операторов юридически значимого ЭДО. По словам Анатолия Миклашевича, исполнительного директора РОСЭУ, активно пишут ПО для организации электронного документооборота сейчас шесть компаний, и они же являются наиболее активными операторами. Но передача документов между этими операторами пока, к сожалению, довольно часто происходит не без ошибок и проблем. Только два оператора, по словам Миклашевича, могут похвастаться тем, что передача данных между сетями происходит без накладок.

Руководителю РОСЭУ парировал Эдуард Шифман, руководитель стратегического направления ЭДО компании СКБ Контур. Он отметил, что самим операторам роуминг не нужен, поэтому ждать от оператора ЭДО, что он станет сам договариваться с другим оператором о передаче данных, не вполне правильно. А вот на запросы клиентов операторы стараются отвечать как можно оперативнее, поэтому, если будет требование со стороны клиентов, роуминг будет налажен. А пока его некорректно считать сдерживающим фактором. Скорее, заметил Шифман, неразвитость роуминга можно отнести к признакам неразвитости рынка ЭДО.

Василий Зудин из компании «Таском» среди серьезных препятствий, мешающих развитию e-invoicing, назвал проблемы с трансграничными документами и системами, недоверие бухгалтеров и отсталость инфраструктуры в стране в целом. И тем не менее, отметил он, общую готовность компаний к внедрению юридически значимого документооборота можно оценить как весьма неплохую – по данным ТПП, наотрез от внедрения таких систем, согласно опросам, отказываются лишь 23% компаний, 25% планируют установку такой системы в ближайшее время, а еще 47% рассматривают потенциальную возможность перехода, но не в скором времени.

Участники мероприятия неоднократно говорили о том, что Россия отстает от Европы по внедрению юридически значимого ЭДО на несколько лет. И, хотя это, конечно же, имеет свои минусы, у такой ситуации есть и положительные стороны. Например, уже на моменте внедрения ЭДО Россия оговаривает  формат предоставления документов, в то время как в Европе такого ограничения нет, поэтому возникают дополнительные сложности из-за разности форматов.

Глядя на Европу, отмечает Зеленько, мы можем видеть и еще одну тенденцию: быстрее всего количество внедрений ЭДО растет в первые годы после запуска, в дальнейшем число внедрений постепенно снижается. А 100% перехода – это вообще утопия

По итогам 2012 года проникновение СЭД в Европе достигло 20%, за год ожидается рост еще на 10%. Что же касается России, то, по оценкам «Таскома», наша страна может рассчитывать к 2017 году получить проникновение по ЭДО в 25%.

 

Екатерина ШЛЫК

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.