Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 21 июня 2013

Вызревание зеленого облачного винограда

Рынок облачных сервисов в России растет в разы быстрее, чем рынок ИТ-услуг в целом, но пока это эффект низкой стартовой базы. И тем не менее российские облачные провайдеры уже говорят об определенном уровне зрелости рынка.

По прогнозам компании IDC, которая в третий раз провела в Москве свою ежегодную конференцию Cloud Leadership Forum 2013, к концу 2016 г. объем всего российского рынка облачных услуг (к ним IDC относит облачные сервисы, оказываемые ИТ-компаниями) превысит $460 млн, т.е. он будет расти со средней скоростью порядка 50% в год. Такие темпы развития рынка должны менять не только отношения между его игроками, продавцами и покупателями, но и сам способ ведения ИТ-бизнеса. Поэтому облачные технологии, отметил старший аналитик IDC Russia/CIS Александр Прохоров, следует рассматривать как одну из главных составляющих кардинального преобразования ИТ-индустрии. И преобразования уже идут: число провайдеров облачных сервисов постоянно растет, эволюционируют формы доставки облачных услуг, появляются новые виды услуг по созданию и поддержанию облачных сервисов.

Несмотря на то что российские облачные провайдеры говорят об определенной зрелости нашего облачного рынка, зрелость эта, конечно же, весьма относительная и, если можно так выразиться, местечковая. Это показывает хотя бы состав приложений, которые переносят в публичные облака в нашей стране и в США (на американский рынок облачных услуг приходится более половины мирового, тогда как Россия занимает на нем сотые доли процента). Если у нас в 2011 г., по данным IDC, среди приложений, потребляемых по модели SaaS, 48% составляли приложения для совместной работы, 37% приходилось на CRM-приложения, 6% – на системы управления рисками ERM, 5% – на системы управления корпоративной информацией ЕСМ, по 2% – на системы управления цепочками поставок и на инженерные приложения, то в США приложения для совместной работы занимали лишь 24% рынка, впереди были системы CRM (33%) и ERM (27%), а инженерные приложения занимали 7%. Иными словами, американский рынок уже дозрел до массового использования облачных сервисов для бизнес-критичных приложений.

Стимулов для внедрения облачных сервисов у российских ИТ-компаний немало: это поиск новых точек роста для бизнеса в условиях замедления развития традиционных рынков; потребность в новых технологиях; массовое распространение смартфонов и планшетов, которые выступают как тонкие клиенты, требующие хранения данных в облаке; примеры облачных первопроходцев (Google, Amazon, Salesforce и т.д.) и общий запрос бизнеса на более быстрый и экономичный способ доставки ИТ-сервисов. У потенциальных потребителей тоже немало причин для перехода на облачные технологии. Облачные провайдеры обещают им общее снижение затрат на ИТ-поддержку бизнеса, более быстрый доступ к данным, более быстрое предоставление новых продуктов и сервисов, сокращение капитальных и операционных затрат, меньшую зависимость от ИТ-персонала, улучшенные возможности для тестирования приложений и т.д. Конечно, более склонны к внедрению публичных облаков молодые компании, которые присутствуют на рынке меньше пяти лет (таковых, по данным IDC, более 30%), но и они, как отметил А. Прохоров, тратят на эти проекты только 14% своих ИТ-бюджетов, что говорит о большом потенциале роста рынка.

В России традиционно считается, что за облачными сервисами к провайдерам обращаются главным образом небольшие компании, а крупные решают свои ИТ-проблемы собственными силами. Однако ситуация довольно быстро меняется. Конечно же, крупные компании предпочитают частные облака, но они уже далеко не всегда создают их в собственном дата-центре, а вместо этого тоже идут к провайдерам. Как рассказал руководитель виртуального дата-центра КРОК Максим Березин, среди 45 нынешних клиентов облака КРОК есть довольно крупные компании с числом сотрудников более 1000 человек, которые уже полностью перевели свой бизнес в облако. Барьер недоверия к облачным сервисам на рынке пока сохраняется, но, по утверждению М. Березина (и с ним солидарны, наверное, абсолютно все облачные провайдеры), технических преград для полного аутсорсинга ИТ-инфраструктуры больше нет. Экономические барьеры для перехода в облака с каждым годом естественным образом снижаются в силу старения ИТ-инфраструктуры компаний: серверы в возрасте четыре года можно списывать, а работавшие на них приложения – переводить в облако, и таким образом постепенно можно перевести к провайдеру практически все приложения.

Уровень услуг ИТ-аутсорсинга, несмотря на все особенности его российской версии, за последние годы заметно вырос. Хотя облачные провайдеры признают, что облачная платформа сама по себе не решает всех проблем, но они уже готовы предоставить заказчику дополнительные сервисы, чтобы подстроить облачные решения под конкретную задачу клиента. Дополнительными стимулами для заказчика должны стать перспективы работы с провайдером в рамках SLA, снижение собственной ответственности за работу ИТ-систем, уменьшение финансовых рисков и цены ошибок при реализации ИТ-проектов бизнеса. Судя по результатам работы облака КРОК, российские компании быстро осознают преимущества нового способа потребления ИТ: по словам М. Березина, доходы от облачных сервисов в 2011 г. составили всего $28 тыс., в 2012 г. они возросли до $500 тыс. (причем половина из них была получена в IV квартале), а на 2013 г. прогнозируется оборот в $1,5–2 млн.

Что же касается пресловутого вопроса информационной безопасности, который по-прежнему поднимается на всех мероприятиях по облакам, то решат его не только разработчики систем ИБ (они в принципе давно говорят о готовности всех необходимых технологических решений для защиты данных в облачных средах), но и сама жизнь. Как показывает история, человечество постоянно внедряет опасные технологии – иначе оно до сих пор ходило бы исключительно пешком. Когда выгоды от технологии очевидны, мы готовы рисковать.

 

Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.