Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 01 июля 2013

Универсальные услуги будут меняться

Все давно понимают, что универсальные услуги в виде таксофонной связи и ПКД нуждаются в обновлении. Картина перемен начала прорисовываться к середине этого года, когда профильное министерство и Россвязь представили свои конкретные предложения по реформе системы универсального обслуживания.

Как отмечается в открытом отчете о деятельности Россвязи в 2012 г., на территории России действуют 148 302 таксофона для оказания универсальных услуг связи. Объем оказанных услуг с использованием таксофонов в 2012 г. превысил 40 млн минут, причем в среднем по стране доля бесплатных экстренных вызовов составила 43,2%. При этом есть регионы, где доля вызовов экстренных оперативных служб намного выше. Так, этот показатель на территории Республики Хакасия достигает 88%, Курганской области – 96,5%, в Москве – 91,7%. Доля входящих вызовов составляет в среднем по стране 29,5%, исходящих местных – 11,3%, внутризоновых – 10,3%, МГ/МН-вызовов – 5,7%.

Всего в России действует 20 847 пунктов коллективного доступа в интернет. В целом объем услуг, оказанных ПКД, снижается: общий трафик составил 4 351 Гбайт против 6 150 Гбайт в 2011 г. Основная причина снижения спроса на услуги ПКД – существующие тарифы. Если для таксофонов универсального обслуживания установлены самые минимальные в каждом регионе тарифы, то тарифы для ПКД существенно превышают среднерыночные цены.

Размер возмещения убытков операторам универсального обслуживания превысил 12,5 млрд руб.

Олег Духовницкий, руководитель Федерального агентства связиПредставляя отчет ведомства на специально организованной пресс-конференции, Олег Духовницкий, руководитель Федерального агентства связи, отметил, что Россвязь поддерживает позицию Минкомсвязи по реформированию системы универсального обслуживания в стране, причем изменения должны начинаться с нормативной правовой базы. "Мы уверены, что универсальная услуга в сегодняшнем виде устарела. Мы четко понимаем, что пришло время ее модернизировать, и в этом солидарны с министерством и операторами, – заявил глава Россвязи. – Понятно, что дальнейшее развитие связи, особенно в отдаленных районах, потребует значительных средств. Их нет в резерве универсального обслуживания, из которого возмещаются убытки операторам универсального обслуживания. Поэтому главная задача первого этапа – снижение затрат на развертывание и обеспечение функционирования системы универсального обслуживания. При этом нельзя забывать основное назначение универсальной услуги – обеспечение связи и доступа к информации в первую очередь жителей отдаленных районов, где коммуникационная инфраструктура неразвита или отсутствует".

В проекте изменений закона "О связи", по мнению Россвязи, необходимо учесть два важных момента. Во-первых, сохранить действующий в настоящее время роуминг универсальных карт связи, чтобы пользователь, приобретя карту у одного оператора, мог оплатить ею услуги связи в любой точке на территории России. Для этого необходимо сохранить действующую систему взаиморасчетов (при этом оператор вправе использовать и другие возможности оплаты услуг связи).

Во-вторых, создать централизованную систему мониторинга, которая должна получать информацию о техническом состоянии СКД от соответствующих систем управления. Это не только позволит требовать от операторов универсального обслуживания поддерживать СКД в исправном состоянии, но и даст возможность Россвязи осуществлять выплаты из резерва универсального обслуживания с учетом фактического оказания услуг связи. По словам О. Духовницкого, вопрос о создании системы мониторинга стоит особенно остро: сегодня информация о том, как работают таксофоны и работают ли вообще, поступает опосредованно, проходя от пользователя через ряд инстанций (местная администрация, оператор связи, Россвязь, Роскомнадзор), после чего требуется еще время для проверки Роскомнадзором работоспособности линий и терминалов, для устранения оператором выявленных недостатков, а также для последующей проверки. Все эти процедуры предусмотрены в существующих нормативных правовых актах, и их выполнение может занять несколько месяцев. "Мы считаем, что нужна современная система мониторинга, которая позволяла бы практически в режиме онлайн видеть техническое состояние линий, таксофонов и ПКД, - уверен глава Россвязи. - Это позволит принимать для устранения недостатков незамедлительные меры как со стороны контрольно-надзорных органов, так и со стороны операторов".

Кроме технического мониторинга, такая система могла бы осуществлять и финансовый мониторинг. В настоящее время уровень доходов и расходов, которые несут операторы при предоставлении универсальных услуг, определяется посредством аудита на местах. "Мы, безусловно, доверяем аудиторам, но тем не менее считаем, что если универсальная услуга будет меняться, нам нужно иметь более действенный механизм мониторинга расходования средств, - отметил О. Духовницкий. – Реализация этих двух направлений, технического и финансового мониторинга, обеспечит нам понимание качества предоставляемых услуг и объемов затрачиваемых на них средств".

Надо сказать, буквально накануне пресс-конференции руководства Россвязи министр Николай Никифоров доложил на заседании правительства о планах реформирования системы оказания универсальных услуг связи, нацеленных на разработку новых механизмов и принципов работы системы и повышение эффективности расходования средств фонда универсального обслуживания. В частности, в нормативную правовую базу предполагается внести ряд изменений, нацеленных на снятие ограничений на тип оборудования для оказания УУС (разрешить использовать как таксофоны, так и современные многофункциональные устройства, в том числе с доступом в интернет и к порталу государственных услуг); установление технологической нейтральности (подключение устройств к сетям как фиксированной, так и подвижной связи); субсидирование оказания универсальных услуг, а не возмещение убытков; возможность уточнений в требованиях к расположению оборудования коллективного доступа с учетом статистики использования, уровня проникновения мобильной связи и предложений местных администраций.

Следует отметить, что намечаемые изменения в части финансового механизма универсальных услуг вызывают у Россвязи тревогу. Сейчас операторам универсального обслуживания погашаются затраты, которые они несут при предоставлении услуг. Министерство предлагает перейти на субсидирование универсальных услуг – а это, по словам О. Духовницкого, "совсем другая налоговая история". Он подчеркнул, что переход от возмещения убытков, причиняемых оказанием услуг связи операторами универсального обслуживания, к субсидированию универсальных услуг приведет к необходимости выплаты операторами из полученных средств субсидирования НДС и налога на прибыль, что фактически более чем на 20% уменьшит и без того дефицитный резерв универсального обслуживания.

Лилия ПАВЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.