Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Роскосмос: смена статуса, реорганизация или кадровые перестановки?

13 августа 2013

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев комментирует ситуацию в космической отрасли России.

По его мнению, сегодня важнее не принятие скоропалительных кадровых решений, а проведение грамотной реорганизации Федерального космического агентства.

 «Все прозвучавшие предложения имеют под собой объективную основу. И дело не только в тех авариях, которые фатально преследуют российскую космическую отрасль в последние годы, приводя к большим экономическим потерям. Дело в возможности утраты стратегии развития: пока решается, что делать с Роскосмосом, расстановка сил на арене космических пусков стремительно меняется», - считает депутат. По мнению Гутенева, Россия может оказаться в ситуации, когда ее услуги по запускам космических аппаратов станут практически не нужны.

«Пока Россия все еще держит 1-е место по числу космических запусков. Но не исключено, что уже в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей. Спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9  и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС», - рассказал парламентарий.

Говоря о возможном реформировании отрасли, Первый зампред Думского Комитета по промышленности отметил, что в среднесрочной перспективе просматриваются два направления: обеспечение надежно прогнозируемого ритмичного уровня финансирования и реорганизация системы управления отраслью. «Устойчивое и ритмичное финансирование важно для правильной организации работы, поскольку в работе по созданию космической инфраструктуры участвует большое количество смежников, связанных договорными обязательствами и реализующих свои программы деятельности. Если мы хотим сохранить космическую отрасль, как единый жизнеспособный организм, не «посадить ее на иглу» дорогих банковских кредитов, мы обязаны заботиться о финансовой устойчивости всех исполнителей работ», - считает Гутенев.

«Создание инфраструктуры под высокотехнологичные проекты, в частности, строительство и модернизацию космодромов – это не та область, где можно проводить финансовые эксперименты. Как будет чувствовать себя человек, если резко и непредсказуемо изменяются внешняя температура, атмосферное давление, влажность? Не комфортно или плохо. В больших инфраструктурных проектах ситуация аналогичная – они начинает давать сбои, которые по «принципу домино» негативной волной проходят по всей технологической цепи», - уверен депутат.

Анализ существующей системы управления космической отраслью, по мнению Гутенева, показывает, что функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем нередко оказываются в руках Роскосмоса, не несущего ответственности за сроки их изготовления и решение поставленных перед ними задач. «На практике его интерес сосредотачивается на проектах, в которых он выступает заказчиком и управляет денежными потоками. Проекты, где заказчиком выступают другие ведомства –  Россвязь, Минобороны – интересуют космическое агентство значительно меньше», - считает депутат.

«В настоящее время компетенция Роскосмоса распространяется исключительно на имущество, необходимое для осуществления космической деятельности. Глубоко Роскосмос в проекты проникнуть не может: мощные предприятия, хотя и подведомственны ему, не допускают в сложные схемы своей работы», - объяснил парламентарий, и добавил, что реорганизация Федерального космического агентства, с одной стороны,  должна быть направлена на увеличение его полномочий, в том числе, и по контролю 93-х подведомственных предприятий, а с другой – освободить от функций заказчика космических аппаратов различного назначения, передав их другим ведомствам. «Нужно дать руководству Роскосмоса еще один шанс организовать эффективное управление отраслью, тем более, что прошло только 8 месяцев с момента принятия госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», - подчеркнул Гутенев.

Депутат считает интересной идею создания Совета по космосу при Президенте РФ. «Действительно, освоение космоса – одна из важных национальных задач России, причем, задача – долгосрочная, требующая возможности маневра большими финансовыми ресурсами. Поэтому логично переместить принятие решений в этой сфере на президентский уровень. Тем более, что именно там могут окончательно решаться вопросы об условиях финансирования наиболее важных инфраструктурных проектов из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Кроме этого, целесообразно подключить к проблеме долгосрочного планирования космической отрасли институты гражданского общества. В настоящее время – это огромный пласт пока еще неосвоенного экспертного потенциала, способный привлечь заинтересованное бизнес-сообщество к эффективному государственно-частному партнерству в космической сфере, как это происходит в других странах», - заявил Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

Скоропалительные кадровые решения в космической отрасли депутат назвал преждевременными, тем более в отсутствие четких критериев отбора кандидатов на руководящие должности. «Откуда следует, что это должны быть ракетчики-двигателисты, а не, скажем, специалисты в области радиоэлектроники и телекоммуникаций? Потому, что ракетчики имеют опыт позитивных пусков? Но в последние годы доля успешных пусков – не повод для оптимизма», - считает Гутенев.

 «В Союзе машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» представлено большое количество организаций высокотехнологичного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса, есть компетентные специалисты, имеющие большой опыт в организации и управления крупными техническими проектами, в том числе – в авиационной сфере. У нас имеется опыт законодательной деятельности, опыт работы с передовыми техническими ВУЗАми страны, экспертным сообществом и институтами гражданского общества. Поэтому считаю, что Союз и Лига могут принять участие в процессе реформирования космической отрасли  России, в частности, делегировать своих кандидатов в структуры управления космической отраслью», - подчеркнул Первый вице-президент СоюзМаш России.

Источник: пресс-служба Союза машиностроителей России

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.