Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Разработчики ПО против планов Правительства

27 августа 2013

Российские разработчики ПО уверены, что проект постановления Правительства РФ, повышающего Фонд оплаты труда (ФОТ) компаниям-разработчикам, под предлогом стимулирования инновационных процессов и роста регистрации российских изобретений резко повышает ФОТ за счет работодателя и, кроме того, содержит серьезные коррупциогенные факторы.

Текст проекта опубликован на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Он также продублирован в открытой базе Консультант+ Проект постановления Правительства РФ называется «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности». Согласно проекту предполагается утвердить «Правила выплаты вознаграждений за служебные результаты интеллектуальной деятельности, ориентированные на промышленное применение».

Цель постановления заключается якобы в стимулировании инноваций в РФ через мотивацию работников-изобретателей, сотрудников, создавших служебные программы для ЭВМ и базы данных, а также для сотрудников, «оказавших содействие внедрению и использованию РИД», указывают в АП КИТ. Но, по сути, предусмотрено повышение фонда оплаты труда за счет работодателя (не важно, частная компания или госпредприятие). Такое повышение, наряду с соответствующей нагрузкой по выплате взносов в страховые фонды, неминуемо отразится на себестоимости РИД (+25% и выше).

Ассоциация АП КИТ в установленные сроки направила отрицательные экспертные заключения на проект в Минкомсвязи и Минобрнауки, уведомила об угрозе для ИТ-бизнеса другие общественные организации и ИТ-компании.

«Хотя формально срок общественных отзывов уже истек, было бы целесообразно каждой компании и ассоциации, кому важен этот вопрос, направить письма в Минобрнауки, Минкомсвязи и Минэкономразвития», - говорят в Ассоциации.

Необходимую аргументацию можно почерпнуть из следующих фактов:

1.      В письме АП КИТ министру Н.Никифорову было обращено внимание на то, что это постановление идет в разрез с усилиями Минкомсвязи по развитию ИТ-индустрии в России, противоречит целям «Дорожной карты» развития отрасли, подготовленной Министерством и утвержденной Правительством. Специфика ИТ-отрасли в России сегодня такова, что большинство программных продуктов, проектов, разработок создаются не отдельными авторами, а большими коллективами (компаниями). При этом с учетом дефицита квалифицированных ИТ-специалистов уровень их оплаты и защищенность в целом выше, чем в других отраслях.

Дополнительные гарантии выплат не приведут к интенсификации производства РИД и появлению значительного количества зарегистрированных российских изобретений. Напротив, грубое административное вторжение в сферу хозяйствования частных компаний и нарушение сложившегося баланса в отношениях работник-работодатель может существенно ухудшить положение российских ИТ-компаний, ослабить их конкурентные преимущества перед иностранными компаниями. Последствием может стать уход в «серую зону» или в зарубежные юрисдикции. При том, что дорожная карта ставит ровно противоположную задачу – создание привлекательности именно российской юрисдикции.

Авторы Проекта постановления, по сути, предлагают повысить фонд оплаты труда, и такое повышение, наряду с соответствующей нагрузкой по выплате взносов в страховые фонды, неминуемо отразится на себестоимости РИД.

2.      В письме АП КИТ министру Д.Ливанову было обращено внимание на то, что введение предусмотренных постановлением мер существенно ухудшит предпринимательскую среду в ИТ-отрасли, не решив при этом поставленной цели - стимулирования авторов служебных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) к созданию и коммерциализации РИД. Ассоциация АП КИТ готова совместно с Министерством образования и науки проработать комплекс альтернативных мер по достижению поставленных целей.

Комитет АП КИТ по законодательству (входят компании 1С, Microsoft, НП ППП и др.) указал на ряд правовых коллизий проекта постановления. Так, авторы Проекта постановления с формальной юридической точки зрения вышли за пределы пункта 5 статьи 1246 ГК РФ, а также круга задач, обозначенных в Перечне поручений, распространив действие Правил на авторов таких служебных РИД как программы для ЭВМ, базы данных и ноу-хау.

Не доказана связь между повышением гарантий прав работников и объемами производства и регистрации РИД в частных компаниях. Дополнительные гарантии выплат сами по себе не приведут к интенсификации производства РИД и появлению значительного количества зарегистрированных российских изобретений. Напротив, грубое административное вторжение в сферу хозяйствования частных компаний может привести к снижению заинтересованности работодателя в официальном оформлении РИД.

Практика показывает, что в США и развитых государствах Европы поток регистрируемых и вводимых в оборот РИД обеспечивается не за счет регламентации на правительственном уровне систем стимулирования и оплаты труда, а за счет более эффективной системы образования, обеспечивающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров, а также прозрачной и относительно доступной процедуры функционирования национальных патентных ведомств, открытости и бесплатности их информационных ресурсов и баз данных (в т.ч. через Интернет со всей территории страны).

Текст Проекта постановления не согласован с действующим законодательством и содержит противоречия. Как было указано выше, Правилами предусматривается ряд мер, выходящих за пределы полномочий Правительства, описанных в федеральном законе (статье 1246 ГК РФ), а также круга задач, обозначенных в Перечне поручений Президента РФ. Ни в Гражданском кодексе, ни в Перечне поручений не предусмотрена возможность установления Правительством ставок (минимальных ставок) за создание или «за содействие внедрению» объектов авторского и смежного права, к коим относятся программы для ЭВМ и базы данных. Единственный абзац (абз. 2 п. 5 ст. 1246 ГК РФ), посвященный установлению минимальных ставок за отдельные виды использования касается сферы коллективного управления авторскими и смежными правами, которое не может применяться к программам и базам данных (п. 1 ст. 1244 ГК РФ). В п. 3 Перечня поручений предусмотрена возможность введения дополнительных стимулирующих выплат в рамках установленной системы оплаты труда в связи с созданием результата интеллектуальной деятельности в порядке исполнения служебных обязанностей лишь в государственных и муниципальных организациях.

Текст Проекта постановления содержит ряд логических противоречий. Так, пункт 5 Правил содержит два условия выплаты вознаграждения. При этом пункты 3 и 8.1. предъявляют еще одно (третье) обязательное условие выплаты вознаграждения за создание – подача работодателем заявки на государственную регистрацию и(или) размещение сведений в ЕГСУ. Однако, известно, что согласно ГК РФ, применительно к таким объектам как программа для ЭВМ и база данных регистрация необязательна, а применительно к ноу-хау регистрация, учет в отрытых реестрах и иное раскрытие принципиально невозможны ввиду необходимости сохранения режима конфиденциальности. Также применительно к техническому решению, способному к правовой охране в форме изобретения, ст. 1370 ГК предусматривает возможность сохранения информации о РИД в тайне без последующего получения патента. Соответственно, такое событие как подача работодателем заявки может вообще никогда не состояться, и обязанность выплаты вознаграждения не наступит (что, скорее, служит дополнительным стимулом для отказа от учета и какой-либо регистрации РИД).

Ряд членов АП КИТ направил заключения от своего имени или поделились собственными аргументами против данного проекта.

Ассоциация поставщиков программных продуктов (НП ППП) направило письмо в адрес Д.Ливанова, в котором отметило: «… авторами Проекта постановления избраны концептуально неверные инструменты в качестве мер по стимулированию инновационных процессов в частном (негосударственном) секторе. … авторы Проекта постановления с формальной юридической точки зрения вышли за пределы пункта 5 статьи 1246 ГК РФ, а также круга задач, обозначенных в Перечне поручений, распространив действие Правил на авторов таких служебных РИД как программы для ЭВМ, базы данных и ноу-хау …»

ЗАО "РДТеХ" указывает: «В расходах на ведение деятельности в сфере информационных технологий около 90% составляют расходы на заработную плату. Именно, исходя из этой особенности, Правительство РФ ввело льготы для компаний нашей сферы по уплате "зарплатных" налогов.  Рассмотрев проект постановления Правительства РФ “О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности (РИД)", мы считаем, что предусмотренное проектом обязательное дополнительное вознаграждение не только для авторов изобретений и пром.образцов, но и для сотрудников, создавших служебные программы для ЭВМ и базы данных, а также для сотрудников, «оказавших содействие внедрению и использованию РИД», приведет к дальнейшему неоправданному росту доли заработной платы в себестоимости работ по разработке программных продуктов и баз данных и, в конечном счете, нивелирует льготы предоставленные Правительством IT-компаниям.  Результатом такого нововведения станет также либо обнуление доходности IT-компаний, либо снижение конкурентноспособности отечественных IT-компаний в сравнении с зарубежными».

О.Нишонов, заместитель гендиректора ЗАО «Кодекс», аккредитован Минюстом России в качество независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, полагает, что в представленном проекте постановления выявлены коррупциогенные факторы, что никоим образом не может положительно сказаться на развитии рынка.

ГК «Центр Финансовых Технологий»: «Мы полностью поддерживаем позицию АП КИТ и разделяем опасения коллег относительно данной инициативы. По нашему мнению, проект направлен не на стимулирование развития российской ИТ-отрасли и появление новых конкурентных технологий, а на еще большее усугубление положения отечественных производителей программных продуктов».
ООО «Центр Речевых Технологий»: «…Нас эта тема касается напрямую. Специалистов в нашей речевой области исключительно мало и цена их на рынке труда велика. Кроме того, при создании ИС мы и так платим вознаграждение нашим сотрудникам.
Повышение уровня их оплаты ляжет тяжелым бременем на компанию-разработчика. Согласны с позицией АП КИТ, что в разработке участвуют большие коллективы, а значит, что речь идет о значительном повышении ФОТ компании в целом. При этом на реализацию цели, поставленной Правительством, эта мера никаким образом повлиять не сможет.
Интеллектуальная Собственность будет цениться, когда она будет востребована. Развивать надо не рынок производства ИС, а рынок ее потребления…»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.