Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 09 сентября 2013

ЦОДы ищут резервы эффективности

8-я ежегодная международная конференция «ЦОД-2013», организованная журналом «ИКС», показала, что о PUE, надежности и себестоимости сервисов ныне думают и крупные, и небольшие дата-центры.

Российская индустрия ЦОДостроения наращивает не только квадратные метры серверных залов, киловатты и мегаватты потребляемого электричества, но и квалификацию специалистов и эффективность использования всех ресурсов.

Квалификация проектировщиков и строителей дата-центров растет не только с опытом выполнения новых проектов (а их количество и размеры, несмотря на отсутствие дефицита на рынке услуг ЦОДjd, продолжают расти), но и благодаря образовательным программам небезызвестного Uptime Institute, который за прошедший с предыдущей конференции год открыл свое подразделение в России. Как рассказал управляющий директор Uptime Institute Russia Алексей Солодовников, число российских обладателей сертификатов проектировщиков дата-центров Accredited Tier Designer (ATD) достигло 60 (и по их числу мы по-прежнему уступаем только США), а сертифицированных специалистов Accredited Tier Specialist (ATS) - 25. Причем по итогам последнего учебного курса ATD, проведенного в Москве, успешно сдали экзамены и получили сертификаты абсолютно все слушатели, тогда как обычно их доля составляет порядка 70%.

Так что в принципе проектировать и строить дата-центры по всем правилам у нас уже умеют (или как минимум знают, как это делать), и на повестку дня выдвигается проблема столь же правильной эксплуатации построенных дата-центров, обеспечивающей его эффективную и бесперебойную работу. Этой проблеме было посвящено представленное на конференции исследование "Организация эксплуатации и причины отказов в ЦОД", совсем недавно выполненное iKS-Consulting. Правда, как отметил управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов, в ходе опроса владельцев дата-центров и специалистов, занимающихся их эксплуатацией, не задавался самый интересный вопрос -- о частоте отказов ЦОДов, поскольку было ясно, что это "коммерческая тайна", но многие из имевшихся почти четырёх десятков вопросов были довольно "деликатными", так что исследование дает достаточно реалистичное представление о ситуации в российских дата-центрах. В частности, оказалось, что большинство сбоев в ЦОДах не приводит к их полному выводу из строя (49% опрошенных считает, что катастрофы происходят лишь в 10% случаев), то есть многие специалисты, ответственные за эксплуатацию дата-центров, считают свои ЦОДы достаточно надежными системами, которые не имеют единых точек отказа и могут продолжать функционирование даже в случае неполадок в отдельных подсистемах. 

Главной причиной отказов в российских ЦОДах является человек (и этим мы ничем не отличаемся от всего остального мира): почти половина опрошенных считает, что как минимум в 80% случаев отказов в дата-центре виноват тот или иной специалист - сотрудник службы эксплуатации, специалист сервисной организации, проектировщик ЦОДа. Кроме того, исследование показало, что в 39% случаев в сбоях виноват сам персонал службы эксплуатации дата-центра, а в 52% случаев вину в случившемся делят персонал ЦОДа и сервисный подрядчик, ответственный за обслуживание того или иного оборудования ЦОДа. Минимизировать проблему у нас пока пытаются главным образом повышением квалификации персонала, но уже растет понимание того, что необходимо максимально формализовать все процедуры работы собственной службы эксплуатации и все процедуры взаимодействия с сервисными подрядчиками. Это поневоле будут вынуждены сделать те дата-центры, которые хотят получить сертификат Uptime Institute на службу эксплуатации (Operational Sustainability), а о таких планах заявляют сейчас и те ЦОДы, которые пока находятся на этапе сертификации проекта. 

Формализация процедур и полное документирование работы всех систем ЦОДа и всех работающих приложений очень актуальны в свете все более возрастающей сложности российских дата-центров. Усложнение ЦОДов особенно ярко видно на примере изменения моделей построения сетей дата-центров. Как рассказал руководитель направления продаж решений для ЦОД компании Cisco Олег Коверзнев, в большинстве российских ЦОДов сети пока построены по традиционной трехуровневой модели (ядро--распределение--доступ) и управляются такие дата-центры на уровне отдельных устройств, что часто приводит к сбоям. Но такая модель уже не соответствует требованиям к работе современных приложений и особенно она не соответствует требованиям технологии виртуализации. Так что те дата-центры, которые хотят оказывать облачные сервисы, должны будут перейти на более современную модель построения сети с использованием матрицы коммутации, позволяющую управлять не отдельными устройствами и портами, а логическими виртуальными ресурсами дата-центра с использованием централизованных политик. Такая модель позволяет в достаточно широких пределах масштабировать дата-центр, строить распределенные ЦОДы, управлять ими как единым централизованным ресурсом и обеспечивать перемещение виртуальных машин не только в пределах одной стойки, но и между дата-центрами, расположенными даже в разных странах мира. Ну а на горизонте уже следующий этап эволюции сетей - программируемые сети SDN (software defined networks), в которых уже сами приложения будут определять состояние сети и ее функции по обслуживанию тех же приложений. 

Все это пока в достаточно отдаленной перспективе, и в ближайших планах производителей -- стандартизировать отдельные компоненты дата-центров и создать стандартизированные и достаточно автономные блоки, из которых эти дата-центры могут строиться. Например, компания Rittal предлагает несколько вариантов законченных модульных решений RiMatrix S для инженерной инфраструктуры дата-центра на базе модулей Single 6 и Single 9, в состав которых входят серверные и сетевые 19-дюймовые стойки, системы электроснабжения, охлаждения и мониторинга. Как отметил руководитель технического проектного отдела Rittal Михаэля Николаи, построение дата-центра из стандартизированных готовых модулей позволяет одновременно обеспечить надежность работы ИТ-инфраструктуры, сократить затраты на его построение и обслуживание и получить возможность масштабировать дата-центр по мере необходимости. Особенно хотелось бы отметить проработанность технического решения модулей Single 6 и Single 9 с точки зрения энергоэффективности: по заявлению Rittal, коэффициент PUE для системы RiMatrix S составляет 1,1, и это не расчетное, а измеренное значение в реально работающем дата-центре в условиях даже неполной загрузки. Причем, как отметил М. Николаи, система RiMatrix S уже прошла предварительную сертификацию в организации TUVRheinland, что должно облегчить процедуру полной сертификации ЦОДа в том же Uptime Institute. 

Курс на сертификацию своих объектов в Uptime держит, например, компания DataPro, строящая коммерческие дата-центры. Как рассказал ее генеральный директор Алексей Солдатов, первый ЦОД DataPro уже построен в Твери (его официальный ввод в эксплуатацию должен состояться 1 октября с.г.). Его общая подведенная мощность составляет 4,5 МВт, он содержит 4 серверных зала по 100 стоек в каждом с выделенной электрической мощностью от 5 до 20 кВт на стойку. В инженерных системах дата-центра используются традиционные проверенные временем решения, а привлекать клиентов DataPro собирается не только ценами (тверское электричество оказалось существенно дешевле московского), но также надежностью работы ( DataPro собирается сертифицировать в Uptime на уровень Tier III и проект, и саму площадку, и систему эксплуатации ) и большим ассортиментом сервисов, в том числе услуг по технической поддержке заказчиков (так что последним и не придется ездить в Тверь на "Сапсане", а также на любом другом виде транспорта). Кроме того, DataPro строит крупный ЦОД в Москве (проектируемая мощность 25 МВт), первую очередь которого планируется запустить в середине 2014 г. (и он тоже претендует на сертификацию в Uptime на уровень Tier III).

В общем, в очередной раз можно констатировать, что рынок дата-центров в России продолжает поступательное развитие. Уже достигнут достаточно высокий уровень проектирования и строительства ЦОДов и пришло понимание важности сохранения грамотно построенного дата-центра путем его столь же грамотной и экономически эффективной эксплуатации. Осталось "только" максимально автоматизировать все процессы в ЦОДе, по возможности удалив из него "самое слабое звено" в виде человека, но это задача, по всей видимости, будет решена не в самом ближайшем будущем.


Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.