Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Отрасль не согласна со стратегий своего развития

25 сентября 2013

АРПП «Отечественный софт» озвучила свою позицию по проекту Стратегии развития отрасти информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.

18 сентября 2013 года состоялось Заседание Правления, на котором была сформирована позиция Ассоциации по проекту Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.

АРПП считает, что наличие Стратегии будет способствовать  последовательному и гармоничному развитию отрасли, но отмечает при этом, что текущий проект Стратегии не отвечает целям развития отечественного рынка, содержит противоречия и требует тщательной переработки. При этом, участие в процессе разработки Стратегии профильных Ассоциаций (АП КИТ, АРПП, Руссофт, РАСПО), представляющих значительную часть ИТ-отрасли, является необходимым.

Наиболее критичными моментами в текущем проекте Стратегии являются:

1. Неоднозначное определение отрасли и показателей развития.

В текущем проекте Стратегии отрасль определяется как производство ПО и услуг. Но далее упоминаются интернет-компании, не осуществляющие производство ПО и услуг и, соответственно, не являющиеся частью данной отрасли.

Отсутствует описание методик расчета показателей, описывающих текущее состояние отрасли, а сами показатели противоречат друг другу. Например, указаны цифры экспорта заказного и тиражного ПО, составляющие 2 млрд. руб. и 45 млрд. руб. соответственно. При этом в другом месте общая цифра экспорта продукции уже указана в размере $4 млрд.

Целевые показатели развития рынка в проекте Стратегии ограничиваются объемными показателями тиражных продуктов, заказного ПО, услуг по сопровождению и внедрению. Такие важные показатели,  как доля рынка, занимаемая отечественными компаниями, отражающие исполнение Стратегии в части роста, прежде всего за счет отечественного производства, не учитываются. Например, считаем целесообразным сделать целевым показателем долю отечественного тиражного ПО на внутреннем рынке в размере 50% (вместо нынешних 25%).

Кроме того, в Стратегии закладывается рост объема при снижении выработки на человека, то есть фактически снижение эффективности отрасли.

2. Отсутствие поддержки отечественного производителя.

Очевидно, что государственная Стратегия развития ИТ в России должна фокусироваться на ускоренном развитии российской ИТ-отрасли. Между тем в проекте Стратегии данное положение не нашло отражения.

До Ассоциации доводилась позиция министерства о том, что определить отечественного производителя – затруднительно (при этом предложения АРПП по данному вопросу к рассмотрению приняты не были). Однако вместе с тем в Стратегии предлагается оказывать преференции крупным международным ИТ-компаниям, определение которых, похоже, не вызвало затруднений.

Также АРПП считает, что целью и приоритетом концепции развития собственной ИТ-отрасли не может являться поддержка иностранных центров разработки, не являющихся ее частью. В условиях дефицита кадров стимулирование создания центров разработки иностранных компаний увеличит конкуренцию на и без того перегретом рынке труда. По мнению Ассоциации, государство должно стимулировать быстрое развитие отечественных центров разработки.

3. Несоблюдение приоритетности отечественных продуктов.

В Стратегии отсутствует положение о важности импортозамещения. Поскольку цена на отечественные продукты, как правило, значительно ниже при сопоставимых функциональности и качестве, их применение позволяет экономить средства, направляемые на ИТ-решения. Кроме того, важным фактором является то, что средства, потраченные на приобретение отечественных продуктов, остаются в российской экономике.

Особое внимание должно уделяться приоритету отечественного ПО в рамках госзакупок, осуществляемых на деньги налогоплательщиков. В текущем проекте Стратегии не учтены поручения  Протокола по итогам встречи В.Путина с ИТ-бизнесом в Новосибирске от 17 февраля 2012 года N ВП-П10-4пр «О повышении эффективности государственного управления при использовании информационных технологий» об обязательной публикации статистики применения отечественного и иностранного ПО госкомпаниями, а также о подготовке изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,  предусматривающих дополнение перечня льготируемых доходов от ИТ-деятельности доходами от предоставления права использования программ для ЭВМ, баз данных третьими лицами, с которыми заключены лицензионные (сублицензионные) договоры в соответствии с требованиями гражданского законодательства (которые до настоящего момента Правительством так и не исполнены).

4. Неверные стратегические цели развития компаний.

Стратегия должна стимулировать не укрупнение, а рост компаний. Искусственное укрупнение компаний, выделенных чиновниками, несет коррупционную угрозу. Задача укрупнения (слияния, поглощения) сама по себе не может являться частью государственной Стратегии развития.

В текущем проекте Стратегии приоритет отдается ПО, ориентированному на международный рынок. Таким образом, ставится равенство между конкурентоспособностью и успехом на международных рынках. Однако не учитывается факт, что выход на международный рынок означает для отечественных компаний жесткую конкуренцию с мировыми лидерами, располагающими миллиардными оборотами и маркетинговыми бюджетами. Очевидно, что успех в этой конкурентной борьбе требует от отечественных компаний наличия существенных ресурсов, источником которых может выступать только успешное развитие на внутреннем рынке. Это подтверждается и опытом мировых лидеров отрасли. Подавляющее большинство компаний начинали с успеха на локальном рынке (наращивания первоначальных финансовых ресурсов) и только потом приступали к экспансии на международном рынке.

Поэтому необходимо не только оказывать всяческую поддержку в экспортном продвижении отечественных продуктов, но и способствовать росту бизнеса отечественных разработчиков на родном рынке (и именно таким образом поступают все правительства, заинтересованные в развитии своей ИТ-отрасли, см. примеры Китая, Индии, Израиля, Финляндии и многих других).

5. Отсутствие стратегии в области информационной безопасности.

Необходим отдельный раздел, касающийся информационной и технологической безопасности. Должны быть определены особые контуры, связанные с функционированием государственной власти и оборонно-промышленного комплекса. Для данных контуров должны быть зафиксированы перечни критических технологий, оказывающих существенное влияние на информационную и технологическую безопасность и требующих обязательного наличия отечественных альтернатив. Для данных контуров должны быть разработаны особые правила применения программно-аппаратных комплексов (обязательна сертификация, гарантия отсутствия недекларированных возможностей и т.д.). Отдельный порядок, исключающий применение иностранного ПО должен действовать в контуре гостайны.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.