Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости компаний

С. Пехтерев: "Будем глубоко копать спутниковую нишу"

15 октября 2013

Динамичный массовый сегмент спутникового ШПД, в отличие от стабильного корпоративного, готовит VSAT-рынку большие сюрпризы, уверен Сергей Пехтерев, гендиректор ГК "Альтегроскай". 

Сергей Пехтерев, гендиректор ГК "ИКС":  По оценке аналитиков, "Альтегроскай" – безусловный лидер по установкам станций Ка-диапазона для частных пользователей. Современный этап 10-летней истории компании сфокусирован на освоении массового рынка спутникового широкополосного доступа?

С. Пехтерев: Не только. В 2012 г. мы начали предоставлять услуги через спутник Ka-Sat, и к настоящему времени с учетом других ИСЗ установили более 2600 станций для массового  рынка. Но сегодня под брендом AltegroSky обслуживается более 12,5 тыс. абонентских спутниковых терминалов. Получив признание со стороны главных игроков российского рынка спутниковой связи (ГП "Космическая связь" и "Газпром космические системы"), мы выступаем заказчиком существенного объема их спутникового ресурса. В зрелом бизнесе В2В темпы роста невысоки, но есть устойчивость, признание рынка, возможность участвовать в проектах первым номером, хотя в очень больших проектах мы готовы играть вторую скрипку, обеспечивая генподрядчикам точное выполнение обязательств. Так, в проекте "Выборы" мы помогали компании "РТКомм" в развертывании сети и в управлении хабами на платформе Хьюз.

Кроме того, в сегменте В2В мы достаточно свободны в возможностях инвестирования  в собственные проекты, о чем свидетельствует недавнее участие в проекте "Почта России", когда мы проинвестировали включение более 1,5 тыс. спутниковых каналов  в очень сжатые сроки. Словом, корпоративный сегмент остается для компании традиционным и крайне важным направлением бизнеса.

А  спутниковый ШПД для физлиц – это новая поляна для приложения сил VSAT операторов. На ней работают несколько компаний, и уже сейчас ощущается жесткая конкуренция. Все предлагают свои идеи, мечтают о тысячах и десятках тысяч подключений, но пока это десятки и сотни. Видимо, в следующие три–четыре года на этой поляне развернется основная, зримая для постороннего наблюдателя борьба.

На рынке В2В большую роль играет репутация, наработанные схемы связи – и изменения будут измеряться в единицах процентов. А в В2С изменения могут исчисляться десятками, если не сотнями, процентов. Там возможны быстрые взлеты, это крайне интересный рынок, на котором в ближайшие годы будут происходить основные события для VSAT-отрасли. И мы не намерены оставаться от них в стороне.

"ИКС": Как решаете проблему перманентного дефицита спутникового ресурса?

С. Пехтерев: Для нас ситуация с космическим сегментом непрерывно ухудшалась? начиная с 2008 г. Особо напряженно было в 2010-2011 гг., когда мы поняли, что необходимо переводить сеть с "Экспресса-АМ1" на  другой борт. Мы решили, возможно, локальную, но очень важную для себя задачу: в течение трех дней выработали схему перевода практически всех клиентов – и осуществили его за три летних месяца, когда спутник еще  работал без проблем. Мы гордимся этим эпизодом, хотя я не уверен, что клиенты разделяют наши чувства, для них это было связано с небольшим на полчаса-час, но перерывом связи. А пик дефицита спутникового сегмента для нас пришелся на 2012 г., когда после гибели АМ4 еще и откладывались запуски новых аппаратов. В декабре стало крайне тяжело: загрузка сети была очень большая, некоторые клиенты чувствовали дискомфорт. И как только с запуском «Ямалов» 300 и 402 появилась возможность получить ресурс, мы сразу это сделали.

Параллельно арендовали сверхдорогой борт, который сейчас носит название Eutelsat 172 А (а раньше он назывался General Electric 23) – и я впервые столкнулся с американской бюрократией, которая повергла в шок. На получение этого ресурса мы потратили почти два года, и все время ушло на то, чтобы добиться права отдать им наши деньги. Это фантастика. А получение новой емкости "Ямала-402" и дополнительной на Ямала-200  знаменует для нас ликвидацию дефицита емкости практически на всей территории России за исключением Чукотки и Камчатки. Но этот дефицит будет разрешен только с помощью "Экспрессов" АМ5 и АМ6.

"ИКС": В этом году "Альтегроскай" отмечает 10-летие. Основная компания группы "Сетьтелеком" была создана в октябре 2003 г., и первым ее проектом официально считается создание федеральной сети спутниковой связи класса VSAT для предоставления услуг спутникового ШПД на территории России и стран СНГ. Это была действительно сеть федерального масштаба?

С. Пехтерев: Трудно назвать «федеральной» сеть из двух контрольных станций и небольшого количества VSAT-терминалов, которые мы раздали партнерам осенью 2004 года, чтобы они могли увидеть их в работе. Это был больше некий маркетинговый ход. Кстати, удачный. Его потом повторили и наши коллеги-операторы. Коммерческую деятельность в качестве спутникового оператора мы начали в ноябре 2004 г. – и в 2005 г. вошли, имея в сети порядка 30 VSAT-станций. Первые два года мы работали на спутниках серии "Ямал". Поистине «Федеральным» мы стали в 2006 году, когда работали с тремя ИСЗ и полностью покрывали всю территорию страны.

"ИКС": Чем обусловлено рождение компании "Сетьтелеком" именно в 2003 г.?

С. Пехтерев: В 2003 г. появились хорошие борты – "Ямал-200", "Экспресс-АМ1"; были приняты решения ГКРЧ об упрощении процедуры регистрации VSAT; у производителей появились малогабаритные терминалы с диаметром антенны 1,2 м  по привлекательным ценам. Этих трех составляющих оказалось достаточно для успеха VSAT-бизнеса в России. Надо сказать, в тот период проекты VSAT-операторов росли как грибы, не меньше семи–восьми наших конкурентов тогда родилось. Поскольку я работал на рынке спутниковой связи с 1993 г. и к 2003 г. неплохо в нем разбирался, меня пригласили в "зондер-команду" из пяти человек, которая запускала проект. У каждого из пятерых за плечами был опыт работы в VSAT-бизнесе, и это очень помогло успешному старту. К концу 2004 г. нас было уже 13, появились первые продавцы, бухгалтер, техподдержка.

"ИКС": А где вы работали до "Сетьтелекома"?

С. Пехтерев: Родиной многих специалистов в области VSAT-бизнеса, и я не исключение, стал совместный советско-германский проект "Романтис", который восходит к 1991 г. НИИР, Министерство общего машиностроения, Bosch Telecom и "Интерспутник" планировали запустить несколько спутников для организации телефонной связи. Но когда стороны достигли согласия в названии проекта – объект применения СССР исчез с карты мира. Однако немецкая сторона не отказалась от проекта – и из советско-германского он превратился в чисто германский. Название осталось. Я пришел в проект в мае 93-го. Помню, 3 октября мы только завершили важные переговоры, как мимо нас прошагали люди Баркашова, которые шли на Останкино. Проект "Романтис" потом перешел в Deutsche Telekom Satellit (DeTeSat), и для полной легализации бизнеса DeTeSat приобрел "Московский Телепорт". Это были совершенно разные культуры: у "Московского Телепорта" были две работающие земные станции, один канал и один заказчик. Продавцами стали мы – выходцы из DeTeSat, которых сейчас раскидало по VSAT-бизнесу. Мы знаем друг друга, и это помогает больше, чем письменные договора. А для меня это была прекрасная школа, которая потом позволила совершить меньше ошибок, когда мы делали проект "Альтегроскай".

"ИКС": Как появился сам бренд?

С. Пехтерев: AltegroSky был частью большого проекта, наработки которого делались еще в рамках холдинга «Антел». В рамках этого проекта и был придуман бренд Altegro, его создавала специальная компания.

"ИКС": Сейчас "Альтегроскай" организует сети на КА "Ямал-402", "Ямал-200", "Экспресс-АМ22", "Экспресс-АМ3", "Ka-Sat", "Eutelsat 172A". Как выстраивалось партнерство с владельцами спутникового ресурса? В частности, с ГПКС?

С. Пехтерев: Говорить о партнерстве с ГПКС до недавнего времени было бы большим бахвальством. Наверное, завоевание авторитета  началось с сотрудничества в проекте "Образование". По крайней мере, в 2006-2007 гг. начали складываться официальные отношения. Первая спутниковая станция, которую установили на школе в Самарской области, была взята с нашего склада, отвезена на нашей машине, установлена нашими людьми и включалась на хабе, которым в этот момент управляли наши инженеры. Поэтому можно утверждать, что спутниковая составляющая проекта "Образование" реально началась с компании "Сетьтелеком", хотя об этом мало кому известно. Как компания, созданная с нуля, не обладавшая мощным административным ресурсом, мы первые четыре года выступали в крупных проектах "младшим братом", и мало кто вне спутникового  рынка знал о нашем существовании.

Но потихоньку ситуация менялась, и по мере "наращивания мускулов" мы начали "покушаться" на крупные проекты. Рынок спутниковой связи узкий, все другу друга знают, отклики быстро распространяются, и соответственно формируется репутация. И когда мы получили в 2012 году права реселлерства в проекте ГПКС и Eutelsat по Ка-диапазону, это расценивали уже как признание своих заслуг в развитии VSAT. А поскольку мы, похоже, оправдали ожидания ГПКС, теперь – да, можно сказать, что мы его партнеры.

"ИКС": Как происходило "наращивание мускулов"?

С. Пехтерев: В 2005 г. мы окончательно вышли на самофинансирование. По бизнес-плану мне в следующие три года нужно было поставить 1200 станций. Этот этап я бы назвал периодом возмужания. Пожалуй, он начался с проекта для "Транснефти". За короткое время надо было поставить порядка 300 станций на нефтеперекачивающие станции для передачи информации в автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии. Проект оказался административно очень тяжелым, со сложной структурой, с режимными объектами, с долгими согласованиями, с множеством посредников. Это были кошмарные два месяца, ноябрь и декабрь, но мы поставили всероссийские рекорды по монтажу VSAT – по 150 станций в месяц. Сейчас, после проектов типа "Образование" или "Выборы", это кажется смешным. А тогда это было круто. И тяжело. Но компания за год выросла в три раза, у нас работало уже 44 человека. Брали людей из Подмосковья, учили их на ходу.

Следующий шаг – мы приняли решение участвовать в открытом тендере ТНК-ВР по организации связи на заправках. Это был жесткий тендер, но мы его выиграли. Работа с ТНК-ВР нас сильно воспитала технически, потому что при выполнении проекта необходимо было соблюдать жесткие западные стандарты, требования. Мы как компания поняли для себя, на что способны. В 2006 г. мы увеличили количество станций чуть ли не в 2,5 раза и поставили нашу 1000-ю станцию. Таким образом, до нацпроекта "Образование" мы стали первым VSAT-оператором в России, у которого в сети было 1 тыс. станций. После проекта первенство у нас перехватила "Синтерра".. Мы же в  проекте «Образование» выступили субподрядчиком. Он не принес нам славу, но принес определенные деньги и репутацию в профессиональных кругах. Компания состоялась, к тому времени услуги "Сетьтелекома" предоставлялись уже на всей территории России: дополнительно к техцентру в Медвежьих Озерах был построен центр в Хабаровске.  

"ИКС": Возвращаясь к школьному интернету: "Альтегроскай" и по сей день опекает волокскую сельскую школу в Тверской области? Об этой инициативе неоднократно писал "ИКС". 

С. Пехтерев: Этот школьный проект для нас чисто спонсорский. Поставили туда станцию, смонтировали ее и сейчас поддерживаем сервис без взимания платы, то есть реальным школьникам, реальным учителям оказываем помощь. Разворачивать на этой почве громкую пиар-компанию мы не хотим.

"ИКС": Как преодолевали кризис 2008-го?

С. Пехтерев: Мы вошли в кризис, имея определенную "жировую прослойку". Пришлось отключать некоторые станции из-за неплатежей, но у компании не было задержек ни с зарплатой, ни с платежами партнерам. Конечно, уменьшились темпы роста. Но именно в этот период компания начала организационную перестройку, которая привела к новому этапу – экстенсивного роста и региональной экспансии. Создавались региональные центры, расширялась партнерская сеть, приобретались новые компании. В 2009 г. мы выкупили VSAT-бизнес у компании "Сат-Тел", а в 2010 г. купили "Рэйс Телеком". Наступил сложный период интеграции сетей на разных платформах, слияния коллективов. Но это был этап расширения бизнеса, в результате чего сформировался универсальный спутниковый оператор – непотопляемая компания, обладающая различными компетенциями и сервисами, разными направлениями бизнеса. Тогда же мы начали проект "Школа VSAT", придумали и организовали VSAT-чемпионат, которые дают участникам кроме навыков работы еще и огромное удовольствие, кураж. Возможно, именно в этот период "Альтегроскай" начал приобретать репутацию неформального лидера рынка VSAT.

"ИКС": Я слышала, что и в самой компании царит исключительно демократический дух. Что вы как гендиректор для этого делаете?

С. Пехтерев: Во-первых, я не отгораживаюсь от сотрудников секретарем, его у меня просто нет. Дверь всегда открыта – и каждый имеет право прийти и сказать, что он считает делается у нас неправильно.  Не все готовы воспользоваться этим правом, и для них установилась такая традиция: в день рождения компании, на корпоративе,  каждый может анонимно задать вопрос гендиректору, написать записочку. Иногда бывают вопросы, вгоняющие в краску; иногда – важные замечания о недостатках, которых просто не замечал. Что еще? Первые года три мы жили в режиме жесточайшей экономии, но потом можно было бы позволить себе некоторые послабления. Тем не менее, у меня до сих пор нет служебного автомобиля и водителя, я стараюсь не летать бизнес-классом на короткие расстояния. Наверное, это тоже как-то настраивает коллектив. А с этого года мы начали профессионально обучать смену руководителей на базе одного из специализированных консалтинговых агентств.

"ИКС": Десять лет назад пятерка "зондер-команды" запустила проект "Альтегроскай". Насколько выросла компания к 2013 г. в кадровом и бизнес-аспекте?

С. Пехтерев: Сейчас у нас работает более 150 человек, это стабильный коллектив. Низкая текучесть кадров, четкое понимание своих задач каждым и высокий уровень взаимодействия позволяют нам выполнять крупные проекты в сжатые сроки. Сегодня "Альтегроскай" – структура, для которой практически не существует нерешаемых задач в области спутниковой связи. Мы многогранны, но остаемся спутниковым оператором и не пытаемся уходить на другие поляны (кабельные, беспроводные), а будем глубоко копать нашу спутниковую нишу. На первом этапе главная задача была – выжить. А сейчас планируем уже горизонтами пятилетки. И в определенном плане считаем свою компанию «бессмертной».

Беседовала Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.