Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 01 ноября 2013

Мобильная реальность

Мобильный Интернет стал той силой, с которой уже нельзя не считаться. Но понимание этого пока не стало «базовым». На самом деле, с пользователем мобильного интернета пока не умеет толком работать никто.

Метью Хэстер, NielsenМобильный интернет растет во всем мире. По данным исследовательской компании Nielsen, рост трафика мобильных данных в период 2011-2012 года составил в Центральной и Восточной Европе 83%, в Западной Европе – 47%. В будущем, по прогнозу до 2018 года, дисбаланса в росте трафика в регионе уже не будет, рост уже не будет столь резким, но он все равно будет значительным. Аналитики оценивают рост в ближайшие 5 лет на уровне 34% для стран Западной Европы и 39% - для стран Центральной и Восточной Европы.

Как рассказал директор по исследованиям группы телеком Европа компании Nielsen Мэтью  Хэстер, уже сейчас аналитики во всем мире представляют себе пользователя мобильного интернета, его основные черты. Его отличают рассеянное внимание (80% пользователей США смотрят телевизор, параллельно обращаясь к своим мобильным девайсам). Они заботятся об эффективности (24% пользователей Германии сканируют штрих-коды в магазинах, а 18% жителей Великобритании сравнивают цены в онлайн-режиме через мобильное устройство). Они используют смарт-технологии в повседневной жизни (20% пользователей Китая имеют мобильные кошельки и расплачиваются за покупки с помощью смартфонов). Кроме того, все чаще пользователи пользуются планшетами и смартфонами для просмотра роликов на YouTube или для общения в соцсетях.

А главное – из более чем 83 минут (в среднем), в течение которых средний абонент Великобритании пользуется смартфоном, разговаривает по телефону  (то есть использует голосовые услуги) он всего… 7 минут. 73% своего времени «общения» со смартфоном пользователь работает с приложениями.

Конечно же, картина в целом по миру неоднородна. В странах развивающейся Азии (Индонезия, Филиппины, Индия) развитие мобильного интернета меньше, потому что там гораздо меньше проникновение смартфонов, но именно эти страны считаются самыми сильными драйверами роста аудитории мобильного интернета.

Как же обстоят дела в России? Безусловно, с точки зрения общего тренда Россия не отличается от остального мира. Но свои особенности у российского пользователя смартфона есть. Екатерина Петрова, руководитель телеком-практики Nielsen в Северо-Восточной Европе, рассказала, что 9 из 10 владельцев смартфонов хотя бы раз в неделю пользуются SMS, 72% — электронной почтой и 64% — мессенджерами, а в интернет в основном выходят через Wi-Fi (56%). «Стоит отметить, что, несмотря на популярность смартфонов, далеко не все пользователи в полной мере используют свои устройства. Порядка 70% владельцев смартфонов пока не собираются менять свое устройство на более продвинутое.  Они ограничиваются стандартным набором услуг (sms, e-mail, веб-браузер), чаще используют только Wi-Fi и преимущественно загружают бесплатные приложения.  Перед производителями, операторами и поставщиками мобильных сервисов стоит серьезная задача – обучить и воспитать своего пользователя, чтобы увеличить потребление и укрепить лояльность», - комментирует Екатерина Петрова.

Александр Горский, Mail.RuМожно констатировать, что мобильный интернет стал неотъемлемой частью нашей действительности. По данным Рейтинга Mail.Ru, в сентябре 2013 года 29% от всех посетителей рунета выходили в интернет с помощью какого-либо мобильного устройства. За последний год число пользователей мобильного интернета выросло на 54%.

По словам директора по информационным технологиям  Mail.Ru Group  Александра Горного, портрет российского пользователя мобильного интернета таков: в этом сегменте с небольшим перевесом (53%) преобладают мужчины. Типичный российский пользователь мобильного интернета – молодой человек (19-30 лет), активизирующийся в вечернее время (с 22:00 до полуночи) и по выходным (по данным сервиса Рейтинг Mail.Ru). Чаще всего они проверяют электронную почту, читают новости и общаются. Перечень наиболее популярных операционных систем на используемых мобильных устройствах возглавляют Android (49%) и iOS (26%), а разрешений – 760х1024 и 320х480 точек.

Но в Mail.ru посмотрели на проблему и с другой стороны, со стороны ресурсов.  И оказалось, что 67% веб-мастеров не только не имеют мобильной версии сайта, но и не планируют ее в ближайшее время запускать. Они считают, что те, кто хочет почитать их сайт, сделают это и так, таким образом они отрезают от себя мобильную аудиторию. «Большинство считает, что обычная версия предлагает контент на приемлемом уровне, либо что ресурс вовсе не подходит для посетителей со смартфонов и планшетов. Приверженцы разработки мобильных версий же уверены, что она может способствовать существенному увеличению аудитории», - отметил Александр Горный. Только 23% опрошенных web-специалистов считают, что посетители сразу покинут сайт, если он не оптимизирован для мобильных.

Между тем, судя по запросам пользователей, в первую очередь адаптации требуют сайты знакомств и социальные сети, онлайн-ресурсы, справочные ресурсы, СМИ. Между тем, вследствие малого предложения, сейчас на всех сайтах преобладает «десктопная» аудитория – 77%.

И так, в чем же проблема? В том, что, по большому счету, ни операторы, ни провадейры, ни рекламный рынок еще не готовы к такой смене парадигмы. Они ориентируются на традиционные каналы, в то время как ситуация уже изменилась. Так, по данным Мэтью Хэстер, не смотря на то, что в мобильном интернете пользователь по миру в целом проводит 12% всего времени, проведенного в день в медиа, глобальные затраты на мобильную рекламу составляют всего 16 млрд. долларов в год, а на этот вид рекламы в целом тратится около 3% бюджета. Между тем, очень важно понимать, что изменилось не просто потребление информации. Изменилась, например, модель поведения при выборе решения о покупке. Если раньше, получив информацию о том или ином товаре, покупатель шел в магазин, находил там товар, и, если ему предлагали дополнительный сервис или скидку, он не просто покупал товар, а оставался лояльным к продавцу и(или) производителю, то теперь все иначе. До момента покупки покупатель получает огромное количество информации, читает отзывы, смотрит отчеты и видео по продукту, обсуждает продукт в соцсетях. Производителю все сложнее влиять на сам факт выбора , в о всяком случае, привычными методами.

Чего ждать? Мэтью  Хэстер уверен, что обратного пути нет – мобильного интернета в нашей жизни будет только больше. Уже сейчас активно развиваются такие направления как подключенные автомобили, подключенный дом и носимые устройства. И задача рынка – адаптироваться к новой реальности.

Екатерина Шлык

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.