Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли

Связь для всех

08 ноября 2013

Развитие конкуренции на рынке связи и обеспечение телекоммуникационными услугами (фиксированным ШПД и мобильной связью) максимально возможного числа населенных пунктов – вот те задачи, которые ставит перед собой Минкомсвязи.

Николай НикифоровНа заседании Правительства РФ обсуждали развитие услуг связи в России и создание конкурентной среды в отрасли. Как отметил Дмитрий Медведев, открывая заседание, услуги связи – «это один из ключевых сегментов технологической экономики». В 2012 году объём услуг связи составил 1,5 трлн рублей, доля услуг связи в структуре ВВП – 2,5%.

По словам премьер-министра, развитие телекоммуникационных технологий - одна из стратегических задач государства, которая позволит покончить с цифровым неравенством. А наиболее эффективным процессом цифрового выравнивания будет процесс, связанный с формированием современного уровня конкуренции в отрасли.

«У рынка связи есть свои особенности. При этом нужно уделять внимание не только крупным игрокам – они и так удовлетворены естественным высоким спросом на их услуги. Должны приходить новые инвесторы, которые приходят осваивать малонаселённые регионы, где, может быть, не всегда норма прибыли такая, как им хотелось бы. Они, конечно, будут оказывать влияние и на качество, и на цену услуг мобильной и стационарной связи, причём в части случаев это может проходить и в рамках государственно-частного партнёрства», - заявил Медведев. «Кроме того, нам необходимы новые подходы и новые бизнес-модели. <…> Важна также и возможность сохранения и переноса мобильных номеров, решения по этой теме были уже приняты. Я надеюсь, что эта мера сможет повысить качество услуг связи...», - подытожил глава правительства

С предложениями по формированию конкурентной среды в отрасли связи выступил глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров.

По его словам, формально в России сегодня действует 77 операторов мобильной связи. Впрочем, эта цифра не отражает реальную картину – здесь скрываются и операторы, работающие под одним брендом, и аффилированные юридические лица. «В целом мы выделяем около пяти крупных федеральных операторов и немногим более 20 небольших региональных игроков», - сказал министр.

На настоящее время услугами связи обеспечены практически все крупные (с численностью населения от 50 тыс. человек) населённые пункты страны, в них везде присутствует конкурентная ситуация. Но проблемой остаются малые населённые пункты.

«Констатируем, что рынок мобильной связи сегодня сформирован, сложилась олигополия, конкуренция между крупными игроками фактически замедляется. Новые игроки не появляются, и связано это в первую очередь с тем, что ограничен сам радиочастотный ресурс по своей природе, исчерпан уже потенциал роста абонентской базы. В 2012 году у нас зарегистрировано более 260 млн активных сим-карт, у операторов отсутствуют прямые рыночные стимулы для развития сетей связи в удалённых регионах, где по факту проживает не менее 20–25% населения. Для расширения покрытия и улучшения качества мобильных сетей связи необходимы дополнительные инструменты, стимулирующие конкуренцию», - заявил глава Минкомсвязи.

Что касается фиксированной связи, то востребованность фиксированных услуг снижается, за последние два года объём потребления уменьшился на 22%. «Происходит процесс консолидации фиксированных операторов и мобильных. Это также влечёт за собой ослабление конкуренции и в каком-то смысле противоречит тем задачам, которые стоят перед нашим министерством, по обеспечению баланса интересов потребителей, граждан и самих участников рынка. Для развития конкуренции на рынке фиксированной связи, голосовой фиксированной связи необходимы дополнительные меры, которые предложат новые бизнес-модели для привлечения клиентов и монетизации оказания услуг», - подчеркнул Никифоров.

Еще один важный сегмент – это рынок широкополосного доступа в интернет, который сегодня является драйвером развития телекоммуникаций в России. «За последние два года количество пользователей увеличилось на 20%, но в то же время объём информации, который они передают через сети, вырос уже на 80%. При столь высокой динамике роста проникновения доля пользователей интернета остаётся невысокой, составляет чуть более 50%, что значительно ниже, чем в Европе и США. Зная географию нашей страны, мы понимаем, что борьба за каждый дополнительный процент будет всё более и более сложной», - отметил министр.

Недоступность широкополосного доступа в интернет в малонаселённых пунктах обусловлена отсутствием необходимой инфраструктуры, прежде всего магистральных сетей связи – туда не доходят кабели, а операторы связи часто сталкиваются с проблемами энергетики. «Основной смысл сегодняшних инициатив Минкомсвязи состоит в прокладке оптики во все населённые пункты более 500 жителей и охвате мобильной связью, в том числе мобильным доступом в интернет для разных видов технологий от 1 тыс. человек, от 2 тыс. человек – это примерно та целевая планка, к которой мы хотим прийти», - заявил министр.

Для реализации этих инициатив необходимо стимулировать конкуренцию на телекоммуникационном рынке.

Первый шаг на пути к созданию конкурентной среды – внедрение MNP. «Сегодня все политические решения приняты, есть закон соответствующий, 1 декабря 2013 года мы ожидаем вступления закона в силу. Оператор активно готовится, там много разных вопросов, но мы считаем, что от этой даты здесь отступать нельзя…» - сказал министр, добавив, что он все же рекомендовал бы абонентам оставить вопрос смены оператора на посленовогодний период.

«… в условиях, когда частотный ресурс был во многом распределён без каких-то обременений по качеству покрытия и качеству оказания услуг связи и покрытию территорий, именно переносимость номера станет тем инструментом, которой на существующем рынке позволит дополнительно обеспечить необходимую конкуренцию и, соответственно, привести к улучшению ситуации, прежде всего для абонентов», - заявил Никифоров

Второе направление для развития конкуренции – это комплексный подход по реализации принципа технологической нейтральности (возможность на одном и том же диапазоне частот использовать разные технологии). По этому вопросу Минкомсвязь провела соответствующие научно-исследовательские работы. «Перспективные решения планируются в так называемом диапазоне 1700–1800 MГц, там мы планируем развитие сетей стандарта LTE, стандарта четвертого поколения, который позволяет обеспечить высокую скорость как раз мобильного доступа в интернет. Завершаются исследования в диапазоне 900 MГц …. Сегодня он используется для голоса, мы хотим, чтобы он использовался для передачи данных в сетях третьего поколения. Также продолжаются исследования в диапазоне 2500–2600 MГц, там остаются определённые лоты, которые мы планируем через механизм аукционов сделать доступными, прежде всего для региональных игроков. Общефедеральных полос частот в принципе в этих диапазонах уже нигде не остаётся», - отметил Никифоров.

Третье направление связано с проведением аукционов. В октябре 2012 года на заседании ГКРЧ было принято важное решение: регламент выделения частот изменили так, что невозможно сегодня принять частное решение о выделении частот, просто так отдать частоты какой-то компании. «Это обеспечено уже соответствующей юридической схемой, и сегодня Минкомсвязи России уже внесло согласованный с федеральными органами власти в Правительство проект документа, проект соответствующего постановления для проведения именно процедуры аукционов как самой прозрачной с точки зрения использования такого ограниченного ресурса», - заявил министр.

Четвертая инициатива – это вопрос развития магистральных сетей связи. Никифоров отметил, что в этом вопросе необходимо развитие нормативной базы, чтобы можно было использовать т.н. резерв универсального обслуживания. «Проще говоря, это специальный фонд, который сегодня направлен на то, чтобы в нашей стране, в малых населённых пунктах особенно, работали таксофоны. Сегодня их установлено очень большое количество – более 140 тыс., и объём фонда сегодня составляет около 14 млрд рублей. Мы считаем, что значительная часть средств этого фонда может быть использована и для того, чтобы жители получили современные услуги связи, прежде всего широкополосный доступ в интернет», - сказал глава Минкомсвязи. Целевой группой такой инициативы являются населенные пункты с численностью от 500 до 10 тыс. человек. Там проживает примерно 22% всего населения, из которых только 32% по данным Росстата сегодня имеют возможность подключения к интернету.

Пятая инициатива – это регулирование межоператорского взаимодействия. «Сегодня нормативная база очень точно определяет, какой оператор как может подключаться к другим. К примеру, два местных оператора не могут соединиться напрямую друг с другом, они обязательно действуют через оператора вышестоящего уровня. Здесь мы готовим значительную либерализацию, закрепили инициативы по совершенствованию пропуска трафика между сетями телефонной связи в пределах субъекта Российской Федерации, возможность пропуска голосового трафика между сетями телефонной связи и сетями передачи данных», - сказал Никифоров.

Перечисленные изменения являют собой «основу самой реформы отрасли услуг связи», и их полная реализация создаст условия для дальнейшего развития этого рынка.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев согласился с тем, что внедрение услуги переносимости номера позволит значительно улучшить конкурентную ситуацию на рынке.

Он также добавил, что есть ещё одна тема, которая развивается очень активно сегодня, – это «создание фундаментальных основ развития так называемых виртуальных операторов в нашей системе». По сути, можно говорить о привлечении высокотехнологичного малого бизнеса.

«Вообще говоря, за 10 лет тариф на мобильную связь упал ровно в 10 раз – это результат чистой конкуренции, - отметил Артемьев. - Привело это к интересной вещи: во многих регионах сегодня тариф на мобильную связь значительно ниже, чем утверждённый в ФСТ тариф, где государство его регулирует, на электрическую связь, то есть обычный городской телефон. Мы сейчас (и министерство это поддерживает) говорим о том, что нужно дерегулировать уже электрическую стационарную связь, обычный городской телефон, с тем чтобы он прекрасно конкурировал. Тогда только он и сможет развиваться на самом деле. За более сниженный тариф будут больше брать этих услуг, а сейчас они упали больше чем на 20%».

Артемьев напомнил, что по-прежнему не принят документ, в котором были бы прописаны правила недискриминационного доступа в отрасли связи. По его словам, на настоящий момент документ полностью согласован с Минкомсвязи, но его необходимо согласовать еще с Минэнерго, Минтрансом и Минрегионом.

Также глава ФАС заметил, что если Минкомсвязи предлагает выставить «серьёзное обременение» для операторов связи по доставке услуг связи в населенные пункты с небольшой численностью населения. Но нужно сделать так, чтобы это касалось не только тех операторов, которые придут на рынок и будут конкурировать с «большой четвёркой», но и сама «четверка» должна получить такие обременения. «Раз мы в лицензиях этого не предусмотрели, пусть подпишут соответствующие соглашения с регулятором о том, что они это будут делать и понимают и признают, как это было сделано в нефтянке, где наконец нефтяные компании заставили строить современное производство, так называемое четырёхстороннее соглашение», - заключил Артемьев.

По материалам Правительства РФ

 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.