Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 22 ноября 2013

Университетам дадут шанс

Российским техническим университетам и высшим школам дадут возможность из первых рук узнать о потребностях рынка и о кадровых запросах, чтобы они могли гибко и своевременно начинать подготовку требуемых специалистов.

(слева направо) Ольга Мец, Евгенний Кузнецов, Сергей Плуготаренко, Алена ВладимирскаяРВК, РАЭК, агентством Pruffi и портал Headhunter опубликовали итоги первого этапа исследования «Кадры в ИТ и инновациях. Профессии и профессионалы будущего», в рамках которого был проведен опрос среди студентов ведущих технических вузов, топ-менеджеров ИТ-компаний, инвесторов и аналитиков. Целью исследования является попытка определить направления подготовки кадров в ИТ, новых специализаций и профессий будущего и соответствия этих направлений той подготовке, которую дают современные вузы.

По словам директора Pruffi Алены Владимирской, среди студентов опрашивали преимущественно тех, кто учится на III курсе и выше – таких респондентов было 70%. Также в опросе участвовали студенты начальных курсов и молодые специалисты (аспиранты, магистры и т.д.). Компании-респонденты выбирались по следующему принципу: это должна была быть крупная технологическая компания, флагман в свой  отрасли, с числом сотрудников 500 и выше, инвестирующая не менее 5 млн. рублей в год на взаимодействие с вузами по вопросам подготовки учебных программ и совместному обучению кадров.

Проведенный опрос показал, что среди многообразия появляющихся направлений в ближайшие 5-7 лет наиболее перспективными как для студентов, так и для работодателей станут компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, робототехника и ПО для роботов, 3D-проектирование и печать, дополненная и виртуальная реальность. Кроме того, высок интерес к сфере облачных технологий, IT в образовании, "умным городам", биоинформатике и IT в медицине, информатике в статистике (data science) и так называемому «интернету вещей».

Студенты знакомы с новыми направлениями. Уровень известности (доля ответов "что-то слышал") по разным направлениям варьируется от 52-53% для "интернета вещей" и "умного города" до 81% для 3d-проектирования и печати. Самым популярным оказалось направление компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта: 33% респондентов "возможно, хотели бы" работать в данной сфере. Также достаточно высокий уровень заинтересованности (по 28%) вызвали робототехника, 3D-печать и решения в области дополненной/виртуальной реальности.

Нет нужды говорить о том, что эти специальности если и представлены в вузах, то совершенно недостаточно и, как правило, уровень практической подготовки в профессии недостаточен (на это пожаловались 66% студентов).

Однако, исследование показало и еще один очень интересный момент. Активное развитие ИКТ уже привело к тому, что ИТ становятся на просто «приложением» для более удобного (быстрого, тщательного и т.д.) функционирования отрасли. Они становятся неотъемлемой частью некоторых отраслей. Например, ИТ в медицине и ИТ в образовании уже существуют не как приложение, а как органическая часть этих дисциплин. Но это означает принципиально иной подход к подготовке кадров, ведь биоинформатик, например, должен одинаково хорошо знать и биологию, и информатику, а человек, занимающийся, например, нейропроцессами должен иметь одинаково хорошее фундаментальное образование как в медицине, так и в программировании, например. Именно на стыке дисциплин развиваются новые технологии: наноматериалы и медицина; генетика и биосинтез, дополненная реальность и 3D-печать, информационные и когнитивные системы. Но пока университеты не могут предложить подготовку таких специалистов (за очень редкими исключениями). Да и сама система образования не настроена на тесное междисциплинарное взаимодействие. По мнению директора по маркетингу HeadHunter.ru Ольги Мец, подготовка таких профессионалов может быть организована на базе совестных кафедр разных факультетов или даже разных университетов.

Еще один важный момент, вскрытый исследованием: довольно много студентов (15%) планируют создать собственный бизнес, а 55% видят возможность сделать бизнес со своими товарищами по студенческой жизни. Но у этих студентов порой бывает не вполне адекватное представление о том, в какую область им следует направить свою предпринимательскую активность. Так, более 40% студентов признались, что ничего не знают об «интернете вещей»(48%), «умных городах» (47%), биоинформатике (45%), data science (44%). А между тем именно эти направления будут, видимо, в значительной мере формировать развитие рынка в ближайшие несколько лет. И стартапы имеет смысл основывать как раз для того, чтобы работать в передовых отраслях.

По замечанию директора департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК» Евгения Кузнецова, успешность стартапа напрямую зависит от выбранной сферы деятельности. В ряде сфер окно прорывной деятельности закрылось, говорит Кузнецов: «Второй Google уже никто не создаст, а в области биоинформатики или потребительских сервисов, которые сейчас стремительно переходят в диджитал, есть гигантское окно возможностей».

Результаты следующего этапа исследования, в рамках которого будет изучена позиция и взгляд на кадровый вопрос сбудет  будут представлены 17 декабря в рамках конференции «Итоги года». Как рассказала Алена Владимирская, это исследование планируется повторить и в следующем году, чтобы посмотреть ситуацию в динамике. А с результатами исследования компании планируют пойти в российские вузы, чтобы помочь им верно определить дальнейшую стратегию развития и, быть может, адаптировать учебный процесс под требования современности. Тем более, что речь не идет о чем-то фантастическом и нереальном. Уже сейчас вузы учатся мыслить с точки зрения KPI: когда в вуз приходят крупные компании и предлагают провести исследование или создать совместную лаораторию для обучения студентов (с гарантией последующего трудоустройства этих студентов) - вузы охотно идут навстречу. Но пока речь идет о единичных проектах, это не системное явление, а надо, чтобы оно стало системным, и чтобы не просто компании делали заказ и (возможно) получали результат, а чтобы вузы и компании находились в диалоге.

Екатерина Шлык

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.