Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 26 декабря 2013

Детская инфобезопасность без перегибов

В 2014 г. продолжатся общественные обсуждения Концепции информационной безопасности детей, разработанной по заказу Роскомнадзора учеными и специалистами ведущих вузов России. В разработке концепции, представляющей собой труд объемом более 2,5 тыс. страниц,  принимали участие около 120 ученых и специалистов МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, ВШЭ, Московского городского психолого-педагогического университета, ЮФУ, Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. 

В ней есть как аналитическая, так и методологическая части. Эксперты проанализировали все виды информационной продукции, провели 10 полевых исследований и 500 исследований методом фокус-групп. В документе представлена структурированная модель проведения экспертной оценки информационной продукции: разработана методика проведения экспертизы, выделены квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, определены основные содержательные опорные пункты, которыми будут руководствоваться эксперты в принятии объективных решений.

Общественные обсуждения проекта концепции начались в конце ноября 2013 г., когда проект документа был размещен на сайте Роскомнадзора, затем продолжились на его оффлайн-площадках. Как отметил заместитель руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов на очередном таком совещании, решение о разработке концепции было принято после вступления в силу 1 сентября 2012 г. закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (436-ФЗ), когда выяснилась неэффективность его правоприменения. "Наша задача – создать базовый инструмент, который позволит заложить в стране основы экспертной школы, связанной с нахождением детей и подростков в информационной среде, – пояснил М. Ксензов. – Подобного документа нет нигде. Это кирпичик, который позволит потом создать фундамент для того, чтобы новое поколение могло адаптироваться и полноценно развиваться в будущем информационном обществе".

В обсуждаемом проекте концепции в первую очередь дана оценка интернет-потребления новыми поколениями россиян. По данным Фонда развития интернета за 2013 г., 89% российских школьников 12-17 лет, пользующихся интернетом, входят в сеть каждый день в любое время и в любом месте, где есть такая возможность; 3 часа в день и более (в будни) в интернете проводит каждый третий такой ребенок. Это поколение "Y" 1985-2000 годов рождения, развивавшееся параллельно со стремительным ростом Рунета.  Поколение "Z", от 12 лет и младше, называется еще "поколением большого пальца" за скорость, с которой дети набирают SMS. Каждый его представитель по 5-8 часов в сутки тратит на интернет, что сопоставимо с 5-6 уроками в школе. При этом, по данным анализа медиапотребления детей и подростков, более трети российских школьников 9-16 лет сталкивались в сети с материалами сексуального характера; каждый второй ребенок 11-16 лет сталкивался в интернете с угрозами физическому здоровью, пропагандой насилия и расовой ненависти; треть школьников получали лично сообщения сексуального характера в интернете (15% – раз в месяц и чаще); каждый десятый ребенок подвергался кибербуллингу (виртуальной травле, опасной агрессии киберсреды).

Тем не менее, потребность ребенка или подростка в интернете уже невозможно сбросить со счета, отмечают авторы концепции, и в современной пирамиде Маслоу отводят ей вторую позицию после потребности в еде и комфорте. Лишь после интернет-потребности следуют материальное благополучие, любовь и внимание, самореализация и личностный рост. Интернет-слой ставит важные вопросы: потребность в доступе в интернет – это девальвация понятия "дружба" и уход от реального общения или накопление социального капитала для будущего? это интернет-зависимость или отработка навыков, необходимых для успеха в условиях нового образа жизни? это дефицит внимания и гиперактивность или многозадачность и другой темп жизни? это оглупление или адаптация к немыслимым ранее объемам информации и возможностям коммуникации? На эти вопросы в концепции ученые дают обоснованные ответы. При этом, как отмечает один из авторов концепции Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, в документе предусматривается вовлечение родителей в обеспечение информационной безопасности детей. "На наш взгляд, необходимо обратить внимание на "цифровое неравенство" в семьях, поскольку это причина внутренней напряженности в нашем культурном пространстве, - считает Елена Вартанова. – Проблема в отсутствии постоянной родительской коммуникации родителей с детьми на предмет медиапотребления. Родителей надо этому учить, это важное заключение нашей концепции. Родители должны понимать, что их дети смотрят и как это трактовать".

В концепции также отражена и основная проблема психологически и юридически неграмотной возрастной классификации (маркировки), которая применяется на основании 436-ФЗ (кинофильм "Приключения Буратино" маркируется 12+, "Гостья из будущего" – 16+). Авторы документа подчеркивают, что для маркировки необходимо учреждение самой медиаиндустрией структуры (совета) по классификации информационной продукции, причем не только телеканалов, но и всех продуктов, которые могут быть получены посредством интернета – компьютерных и электронных игр, распространяемой без ограничений информации. Кроме того, на телеканалах должен быть установлен "временной водораздел" для показа детских программ и фильмов. Концепция говорит также о важности контекста, в соответствии с которым всегда должен рассматриваться контент. Без учета контекста простое вычленение элементов контента может привести к тому, что даже шедевры мировой культуры, на которых воспитывалось множество поколений, попадут в перечень продукции, опасной и запрещенной для детей, и недоступной в том возрасте, когда у детей формируется чувство прекрасного, закладываются основы эмоционального реагирования – и они должны ознакомиться с такими произведениями.    

Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и один из авторов этого труда Юрий Зинченко отмечает: "Мы не замахивались на написание нового закона. Речь шла о том, чтобы посмотреть, что такое современное детское медиапотребление по возрастным группам, понять где и как проявляется опасный контент, собрать научное представление о ребенке цифрового поколения. Получилось самое концентрированное в мире научное описание и представление о информационной безопасности детей и подростков. Важно было также понять, почему сейчас 436-й закон работает не так, как хотелось бы его разработчикам. Первое, на что мы обратили внимание, – закон носит в основном запретительно-наказательный характер в отношении СМИ, авторов, вещателей. Если профессиональное сообщество не встает на путь саморегулирования, закон начинает регулировать его деятельность сверху и делает это хуже, запретительно-наказательно. В итоге лишились нормального и необходимого контента детские СМИ, поскольку проще было поставить запретную маркировку".  По словам Юрия Зинченко, в концепции самый большой блок по изменению законодательства связан именно со стимулирующими мерами для производства детского контента, который рассматривался не столько на предмет информационной безопасности и потенциального вреда, сколько в плане своих развивающих возможностей. Так, на основе изучения особенностей восприятия мультипликационных фильмов детьми эксперты разработали методы классификации этого вида продукции по возрастным критериям и включили ее в положения концепции. 

По замыслу разработчиков, концепция предлагает: детям – безопасность в информационной среде; родителям и учителям – ориентиры в выборке детского контента; медиаиндустрии – инструменты саморегулирования; экспертам – методологию экспертизы; чиновникам – механизмы точечного правоприменения; произведениям искусства – защиту от формализма. После завершения общественных обсуждений  «Концепция информационной безопасности детей» будет направлена на утверждение в правительство РФ. "Концепция не является ни проектом нормативного акта, ни проектом отраслевого регламентирующего документа, – подчеркнул Максим Ксензов. – Это система взглядов на то, как в дальнейшем развивать законодательство, связанное с жизнью и взрослением детей в информационном обществе, это базис воспитания будущих поколений. Закон будет меняться, но должен быть создан механизм этой замены. Мы надеемся в следующем году эту работу продолжить, работа не закончится общественными обсуждениями – и в следующем году концепция найдет отклик в практических документах".

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.