Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

И снова "особый путь"

21 января 2014

Эксперты характеризуют российский рынок мобильной связи как пограничный между развитыми и развивающимися рынками. Попаданию в число зрелых рынков России, в частности, препятствует относительно невысокий показатель ARPU и недостаточно большое проникновение смартфонов.

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования зависимости операторских стратегий от экономического развития страны.

Ключевые отличия развитых и развивающихся рынков

В зависимости от экономического развития страны местные телекоммуникационные рынки можно разделить на зрелые и активно развивающиеся. Для зрелых рынков характерен высокий уровень ARPU (в среднем около $36) и проникновения смартфонов (выше 40%), а также постепенное смещение структуры доходов в сторону передачи данных (40-60%). При этом вследствие подавляющей доли контрактных тарифов на наиболее развитых рынках (Япония, Южная Корея - по 95%), уровень абонентского оттока здесь сохраняется на минимальном уровне – до 5% в год против 5-15% в среднем для развитых стран. На это влияют как операторское субсидирование дорогих устройств, и, прежде всего, смартфонов, так и развитие программ лояльности, а также достижения паритета в развитии сетей и качестве предоставляемых услуг среди конкурентов.

Развивающиеся рынки отличаются обратной пропорцией – здесь доминируют предоплатные контракты (64-95%), что вызывает высокую текучесть абонентской базы. С другой стороны, жесткая конкуренция и невысокие доходы большей части населения, приводят к минимальным значениям ARPU, который в ряде стран (Индия, Индонезия) не превышает $4. Поэтому, даже в условиях большого объема оказываемых услуг и широкой абонентской базы, операторы оказываются не в состоянии своевременно и достаточно инвестировать в строительство и модернизацию сетей, что еще более увеличивает уровень абонентского оттока, который и так находится на очень высоком уровне (60-100% в год). Базовой услугой связи в развивающихся странах по-прежнему остается голос, средний уровень потребления трафика на абонента лежит в пределах 50-100 МБ, а доля передачи трафика в структуре операторских доходов остается на относительно невысоком уровне (14-43%), равно как и уровень проникновения смартфонов (13-24%).

Основной рост мировой абонентской базы сегодня происходит, в основном, за счет перенаселенных развивающихся стран (в особенности Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Африки), где все еще сохраняется высокий неудовлетворенный спрос на базовые услуги связи в сетях 2G/GSM, передачу сообщений (SMS/MMS) и передачу данных начального уровня (GPRS/EDGE). При этом для части развивающихся стран, особенно в Латинской Америке и Восточной Европе (в т.ч. и в России), в условиях достижения высокого уровня проникновения услуг связи (свыше 120%) становится характерным постепенное перераспределение абонентов от сетей 2G в 3G.

Таблица: Ключевые операционные показатели операторов развитых (светло-коричневый фон) и развивающихся стран (светло-голубой фон)

Страна

ARPU, $

Доля predaid- абонентов

MoU,

мин.

MboU, МБ

APPM, $/мин.

Проникновение

смартфонов

Доля доходов от передачи данных

Канада

60,79

18%

375

656

0,11

48%

34,7%*

Япония

54,88

5%

127

1092

0,17

40%

56,5%*

США

51,61

27%

901

784

0,03*

64%

45%*

Австралия

46,03

37%

271

652

0,09

36%

44,4%*

Франция

33

27%

233

254

0,08

55%

28%*

Южная Корея

30

5%

233

950

0,1

66%

32,3%*

Великобритания

29,11

47%

186

702

0,07

62%

37%*

Испания

27

33%

157

492

0,12

63%

44%

Германия

19

53%

128

253

0,08

55%

42%

Чили

16

74%

167

214

0,09

18%

22%

Ю.Африка

15

80%

104

246

0,11

16%

23%

Мексика

14

90%

227

92

0,04

20%

35%

Россия

10

90%

210

159

0,04

20%

16%

Аргентина

11

64%

119

113

0,06

24%

43%

Бразилия

10

79%

128

132

0,06

16%

22%

Китай

9

80%

439

67

0,01

18%

28%

Индонезия

3,5

95%

158

95

0,03

14%

14%

Индия

3

90%

337

24

0,01

13%

13,7%

* Данные Merrill Lynch Global Wireless Matrix на 4 кв. 2011 г.

Источники: Merrill Lynch Global Wireless Matrix 1Q13, данные операторов, J’son & Partners Consulting

Мобильные рынки большинства развитых стран, в основном, стагнируют, а небольшой рост абонентской базы происходит лишь за счет миграции абонентов из сетей 3G в LTE с подключением дополнительных устройств. Поэтому привычный показатель ARPU (средняя выручка на абонента) все чаще заменяется на ARPA (Average Revenue Per Account) - средняя выручка на контракт.

В целом, от экономического развития страны зависит целый ряд показателей, которые непосредственно влияют на развитие и местного телекоммуникационного рынка. Среди наиболее важных из них можно выделить следующие:

  • Средний уровень ВВП и доля расходов населения на связь;
  • Уровень деловой активности и открытости экономики;
  • Степень развития фиксированной инфраструктуры;
  • Востребованность услуг мобильного ШПД;
  • Уровень технологического развития и научного потенциала;
  • Соотношение предоплатных и контрактных абонентов;
  • Готовность местных компаний к зарубежной экспансии;
  • Уровень операторских доходов и капитальных расходов;
  • Уровень проникновения смартфонов.

Стратегии операторов на развитых и развивающихся рынках

Для развивающихся рынков характерен высокий уровень абонентского оттока (60-100% в год). В условиях бурного роста рынка и сравнительно низкого уровня проникновения услуг связи, оператора выгоднее продать новую SIM-карту, чем вкладываться в абонентскую лояльность. На развитых рынках наблюдается обратная ситуация. В условиях насыщения рынка, достижения конкурентами относительно паритетного баланса между качеством услуг и уровнем развития сетей, операторы вынуждены бороться за существующих абонентов, развивая программы лояльности, а также стимулируя переход предоплатных абонентов на контрактные тарифы, в основном, за счет субсидирования устройств. В результате, уровень годового абонентского оттока не превышает 5% для Японии, 10-15% для США и 20-30% для европейских стран.

В условиях высокого абонентского оттока и низкого ARPU развивающихся стран, а также в условиях снижения выручки от традиционных голосовых услуг и коротких сообщений на развитых рынках, особое значение для операторов приобретают бизнес‑клиенты.

К примеру, конкуренция на столь зрелом рынке как американский, вынуждает местных операторов к активному технологическому и маркетинговому развитию. С одной стороны, они интенсивно развивают сети LTE, которые обеспечивают более высокий ARPU, с другой - переводят абонентов на совместные тарифные планы (Shared Plans), которые, помимо пакетов трафика, включают в себя безлимитные голосовые вызовы и SMS. В условиях развитого рынка это стимулирует подключение новых устройств, а также увеличивает потребление трафика и доходы операторов. Благодаря традиционной практике субсидирования устройств, а также развитию программ лояльности и достижению высоких качественных сетевых характеристик, крупнейшие американские операторы смогли снизить уровень абонентского оттока примерно до 5% в год. При этом данный показатель практически не зависит от доли контрактных абонентов, например, при сходном уровне оттока у Verizon Wireless доля абонентов на постоплатных тарифах составляет 5%, у AT&T – около 30%.

Стратегии развития европейских операторов включают в себя два ключевых направления. С одной стороны, в условиях достижения зрелости рынка операторы стремятся удержать существующих абонентов введением различных программ лояльности, выводом на рынок более привлекательных пакетных предложений (включающих, в том числе, услуги фиксированного доступа, связи и IPTV) и увеличивая долю постоплатных абонентов. С другой стороны, они максимально используют имеющиеся возможности присутствия на зарубежных, и особенно – на развивающихся рынках, которые до сих пор сохраняют высокую динамику роста. В результате DeutscheTelekom, Telefonica и VodaFone получают более половины своей выручки из-за рубежа - в основном, из США и Латинской Америки, Индии, а также из развивающихся стран Африки и Азии.

Что касается развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, то в условиях доминирования доходов от передачи данных в структуре операторской выручки, прежде всего, операторов Японии и Южной Кореи, их стратегия также включает в себя два направления: дальнейшее развитие инфраструктуры, внедрение новых радиотехнологий и их коммерциализация и форсированное развитие нового сегмента цифровых услуг.

Внешние заимствования и условия для экспансии

Внешние заимствования являются общепринятой практикой мировых сотовых операторов, при этом их объем не зависит от стадии развития рынка. У компаний, операционная деятельность которых локализована лишь развитыми рынками (США, Япония) отношение «Чистый долг/EBITDA» остается на низком уровне в районе 1-1,5. Такой же низкий уровень внешних заимствований характерен и для крупнейших операторов развивающихся стран, что в ряде случаев связано с их консервативной финансовой политикой, в других – с возможностью использовать финансовые ресурсы основных государственных акционеров. В то же время, для крупнейших европейских операторских групп, основная часть абонентов которых располагаются в развивающихся странах, характерен более высокий уровень внешних заимствований, - соотношение «Чистый долг/EBITDA» составляет около 2,5. Российские операторские группы хорошо смотрятся на этом фоне (1,3 у МТС и 1,03 у «МегаФона»), их операционная деятельности в основном, сконцентрирована в России и СНГ. Что касается VimpelCom, то более активное и масштабное международное присутствие вызвало и рост его долговой нагрузки (соотношение «Чистый долг/EBITDA» на уровне 2,24), которая, тем не менее, остается в допустимых пределах и сравнима с показателями других международных операторских групп со сходным масштабом операционной деятельности. При этом наиболее конкурентным и трудным с точки зрения ведения бизнеса, остается мобильный рынок Индии. Из-за одного из самого низкого в отрасли показателя ARPU, низких доходов населения, высокой стоимости частот и необходимости масштабных инвестиций в инфраструктуру, у ряда местных операторов соотношение «Чистый долг/EBITDA» достигает уровня 5 и более.

Накопление операторами критического уровня свободных денежных средств на больших по размеру рынках с высоким уровнем доходов населения, наряду с постепенным замедлением темпов их роста и достижением зрелости, привело к готовности инвестировать в операторов на наиболее перспективных, быстрорастущих и открытых развивающихся рынках. При этом, помимо наиболее дорогостоящих форм экспансии в виде получения полного операционного контроля над дочерними операторами, крупнейшие международные игроки используют и другие варианты международного развития: заключение партнерских соглашений с локальными партнерами; создание совместных предприятий; инвестирование в наиболее перспективные активы с целью дальнейшего выхода и увеличения своей рыночной капитализации и т.д.

Российский рынок сотовой связи на фоне мирового

За относительно короткий исторический промежуток в России сформировался зрелый рынок сотовой связи, сравнимый по ряду параметров со многими развитыми странами (уровень проникновения услуг связи 160%, проникновение мобильного ШПД на уровне 55%). Достижение зрелости рынка характеризуется также сменой парадигмы развития российских операторов: вместо агрессивного набора новых абонентов они перешли к политике удержания существующих клиентов, развитию программ лояльности, повышению качества своей абонентской базы.

В то же время сохраняющиеся для России черты, характерные для развивающихся стран (низкий ARPU на уровне $10, высокий абонентский отток, относительно невысокий уровень проникновения смартфонов - 20%), во многом связаны не со зрелостью рынка как такового, а с переходным характером российской экономики и низким уровнем доходов населения (соотношение ВВП на душу населения в России, по данным МВФ на 2012 г., не превышало $14 тыс., что примерно в 2 раза ниже среднего уровня развитых стран). Тем не менее, масштабы российского рынка позволили сформироваться здесь трем операторским группам, сравнимым с крупнейшими мировыми операторами, которые в итоге смогли распространить свое влияние на страны СНГ и, частично, на страны дальнего зарубежья.

И если говорить об их технологических стратегиях, то российские операторы, в основном, придерживаются мультитехнологического подхода, одновременно расширяя покрытие сетей 2G/GSM в местах с невысокой плотностью населения, продолжая активное строительство 3G за счет покрытия оставшихся средних и малых населенных пунктов, а также начиная строительство сетей LTE.

По уровню развития мобильной связи в Центральной и Восточной Европе, Россия занимает промежуточное положение – в частности, такие показатели как ARPU (общий и по услугам передачи данных) и проникновение смартфонов находятся на уровне средних по региону. Вместе с тем, согласно прогнозам Analysys Mason, Россия является единственной страной, где в 2018 г. ожидается увеличение ARPU.

Сравнение абонентского ARPU и проникновения смартфонов в 2012 и 2018 гг. для стран Центральной и Восточной Европы

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.