Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
«ЭРА-ГЛОНАСС» не готова к работе из-за неспешности операторов "большой тройки"
27 мая 2014 |
За полгода до запуска в промышленную эксплуатацию система оповещения об автомобильных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» не готова к полноценной работе более чем в половине регионов России, т.к. сотовые операторы не модернизировали должным образом свое оборудование для приема сигнала от терминалов системы.
Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна фиксировать факт аварии и передавать информацию об этом в диспетчерский центр. Получая звонок, оператор системы сразу видит информацию о координатах автомобиля, его VIN-номер, время события, количество пристегнутых пассажиров и другие данные. При этом между оператором и водителем устанавливается голосовое соединение.
Убедившись, что действительно произошла авария, оператор «ЭРА-ГЛОНАСС» может принять решение о переводе звонка в систему экстренного реагирования «112». Промежуточное звено в виде диспетчера «ЭРА-ГЛОНАСС» необходимо для защиты диспетчеров «112» от ложного срабатывания.
Оператором «ЭРА-ГЛОНАСС» сначала была компания «НИС ГЛОНАСС» - совместное предприятие АФК «Система» и «Российских космических систем». В 2012 г. эти функции были переданы некоммерческому партнерству (НП) «ГЛОНАСС», членами которого являются сотовые операторы большой тройки и «Ростелеком», а также «Яндекс» и еще несколько компаний.
Для передачи сигнала от терминала, установленного в автомобиле, в диспетчерский центр используется сотовый канал связи. При возникновении аварии осуществляется автоматический звонок на номер «112». При этом терминал передает специальный eCall-флаг. Распознав его, коммутатор оператора определяет, что вызов необходимо маршрутизировать не напрямую в «Систему-112», а именно в «ЭРА-ГЛОНАСС». Затем в терминале включается специальный внутриполосный модем, который в сообщении длиной 140 байт передает диспетчеру информацию об автомобиле и его координатах. Предусмотрен и резервный канал передачи информации – через SMS (он задействуется в случае пяти неудачных попыток соединения через модем).
В автомобильном терминале «ЭРА-ГЛОНАСС» установлена SIM-карта НП «ГЛОНАСС». Само НП «ГЛОНАСС» должно работать в качестве виртуального оператора на сетях трех крупнейших провайдеров: МТС, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и «Мегафон». Интеграция сразу с тремя сетями необходима для максимального покрытия вдоль автодорог: независимо от того, в зоне обслуживания какого из операторов находится автомобилист, вызов должен дойти до диспетчера.
Что уже сделано
К настоящему моменту НП «ГЛОНАСС» установил собственные узлы связи виртуального оператора (коммутаторы) во всех российских регионах (в некоторых случаях один коммутатор устанавливался на два региона). В Москве работает call-центр системы. Пока в нем в один момент времени находится только один диспетчер, так как реальных пользователей у системы практически нет. Но в дальнейшем будут запущены также call-центры в Санкт-Петербурге и Новосибирске, в каждом из которых в любой момент времени будет работать по пять диспетчеров.
Налажена работа и собственного SMS-центра системы в Москве, планируется запуск SMS-центра и в Санкт-Петербурге. А вот от необходимости сдачи своей сети Роскомнадзору НП «ГЛОНАСС» был освобожден: как говорится в соответствующем письме замглавы ведомства Олега Иванова (его копия имеется в распоряжении CNews), в этом нет необходимости, так как НП «ГЛОНАСС» не предоставляет платных услуг. Впрочем, в будущем дополнительные платные сервисы все-таки планируются.
Одной из коллизий в работе «ЭРА-ГЛОНАСС» являются медленные темпы внедрения системы «112». В настоящий момент она работает только в шести регионах: Татарстан, Тульская, Курская, Калужская, Астраханская и Новосибирская области. Без переключения в «112» смысл работы «ЭРА ГЛОНАСС» не очевиден: данные от диспетчера системы, в таком случае, передаются только в Минтранс для сбора статистики.В НП «ГЛОНАСС» сообщили, что могут передавать данные о происшествиях в любую из экстренных служб, в автоматизированную информационно-управляющую систему ДПС ГИБДД, в ситуационные центры губернаторов и другие службы. Однако пока соответствующих регламентов нет.
Неспешность «большой тройки»
Самым сложным этапом в реализации проекта оказалась интеграция с существующими сотовыми сетями. Собственно, этот момент и был выявлен в ходе проведенного CNews тестирования. Для тестирования использовалась SIM-карта и автомобильный терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», предоставленные НП «ГЛОНАСС».
Тестирование стартовало в Москве. Для начала корреспондент CNews вставил SIM-карту НП «ГЛОНАСС» в обычный сотовый телефон. Аппарат автоматически подключился к сети МТС. Попытки вручную подключиться к сетям «Билайна» и «Мегафона» закончились неудачно. Из этого можно сделать вывод, что в столице «ЭРА-ГЛОНАСС» подключена только к сети МТС.
Следующим этапом стала проверка работы уже самого устройства. Соединение с call-центром системы «ЭРА-ГЛОНАСС» происходило успешно (для этого на терминале необходимо было нажать специальную кнопку вызова), диспетчер также видел координаты, откуда совершался звонок. Затем корреспондент CNews вместо SIM-карты НП «ГЛОНАСС» начал поочередно вставлять в терминал SIM-карты от обычных сотовых операторов.
Попасть в диспетчерскую «ЭРА-ГЛОНАСС» удалось только с помощью SIM-карты МТС. При попытке соединения через SIM-карту «Билайна» звонок уходил в автоматический информатор, с которым абоненты соединяют при наборе номера «112». С SIM-картой «Мегафона» звонок вообще уходил в никуда (соединения не происходило). Из этого можно сделать вывод, что у «Билайна» и «Мегафона» в Москве нет не только подсоединения к «ЭРА-ГЛОНАССС», но нет и поддержки eCall-флага (не поддерживается оборудованием или отключен): то есть коммутатор не понимает, что это не простой вызов на «112».
Следующим шагом корреспондент CNews провел тестирование «ЭРА ГЛОНАСС» в двух регионах, где уже работает «112»: Тула и Татарстан. В Туле соединение прошло нормально, и диспетчер заверил, что может перевести звонок на «112». В столице Татарстана Казани звонок с устройства НП «ГЛОНАСС» сразу ушел в «112», минуя диспетчерский центр «ЭРА ГЛОНАСС». То есть произошло то же самое, что было бы при простом звонке в «112», соответственно, координаты также не были переданы.
Вице-президент НП ГЛОНАСС по стратегическому развитию Евгений Белянко дал CNews следующие пояснения. Подсоединение «ЭРА ГЛОНАСС» к сети МТС есть во всех 83 российских регионах, при этом только в 34 из них оборудование МТС поддерживает eCall-флаг. Вышеупомянутый казус в Татарстане объясняет как раз тем, что там у МТС нет eCall-флага. Внедрение данной технологии, в соответствие с планами МТС по модернизации оборудования, должно пройти в III квартале 2014 г. – II квартале 2015 г.
К «Билайну», по словам Белянко, подсоединение сейчас есть только в тестовой режиме. До конца мая 2014 г. должны быть подключены 12 регионов. Работу с eCall-флагом «Билайн» протестировал на коммутационном оборудовании всех своих поставщиков. Сейчас данная технология поддерживается в 40 регионах.
В остальных регионах, включая Москву, работа с eCall-флагом и подключение к сети «ЭРА ГЛОНАСС» будет реализовано, в соответствие с планами по обновлению ПО на коммутационном оборудовании «Билайна», в III квартале текущего года.
Подсоединение к «Мегафону» сейчас также выполнено в тестовой режиме, говорит Белянко. Поддержка данным оператором технологии eCall-флаг ожидается в III-IV квартале текущего года.
То, что МТС лучше всех готов к работе с «ЭРА-ГЛОНАСС», можно объяснить тем, что эта компания принадлежит АФК «Системе» - владельцу «НИС-ГЛОНАСС», прежнего разработчика системы. Именно на сети МТС и начиналось внедрение «ЭРА ГЛОНАСС». С «Билайном» и «Мегафоном» НП «ГЛОНАСС» подписало соглашения о подключении/роуминге лишь в конце 2013 г. При этом из данных НП «ГЛОНАСС» следует, что если «Билайн» хотя бы обеспечил eCall-флаг в половине регионов, то «Мегафон» находится лишь в начале пути.
Готовность сотовых операторов к работе с «ЭРА-ГЛОНАСС» на май 2014 г.
Оператор/показатель готовности | «Билайн» | МТС | «Мегафон» |
---|---|---|---|
Количество регионов, где сотовый оператор подключен к сети «ЭРА-ГЛОНАСС» | 12 (план до конца мая) | 83 | 0 |
Количество регионов, где оборудование сотового оператора поддерживает eCall-флаг | 40 | 34 | 0 |
Источник: НП «ГЛОНАСС»
Источник CNews, близкий к разработчикам системы, поясняет: собственного желания у операторов интегрироваться с «ЭРА-ГЛОНАСС» нет, и проект будет «буксовать» до тех пор, пока операторам не поступит сигнал сверху. Это при том, что сотовые операторы «большой тройки», как уже отмечалось, входят в число учредителей НП «ГЛОНАСС». В «Билайне» и «Мегафоне» сообщили, что, как и требуется законодательством, работы по интеграции с «ЭРА-ГЛОНАСС» будут полностью завершены к 2015 г.
При этом даже в случае с МТС в 50 регионах нет поддержки eCall-флага, значит, от использования оборудования «ЭРА ГЛОНАСС» не будет толку: звонок, как и при вызове с обычного телефона, уйдет на «112». Более того, пример с Татарстаном показал, что eCall-флага нет даже в некоторых из тех немногочисленных регионов, где работает «112». Соответственно, число регионов, где сейчас имеет смысл применять оборудование «ЭРА ГЛОНАСС», пока исчисляется считанными единицами.
Источник: CNews
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.