Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости компаний
Лилия ПАВЛОВА 02 июня 2014

Аутсорсинг по-взрослому

Комплексный ИТ-аутсорсинг позволил «Лето Банку» и компании «Инфосистемы Джет» быстро запустить банковские услуги «с нуля» и за два года открыть более 440 клиентских центров и 1,5 тыс. точек продаж в более чем 430 городах и поселках 59 регионов России. Услугами уже воспользовались более 720 тыс. клиентов.

Похоже, ИТ-аутсорсинг в России наконец выходит из «детского» возраста, обращаясь к крупным инфраструктурным проектам. Впервые в банковском секторе России реализована в полном объеме модель «ИТ-сервисы и компетенции по требованию». Компания «Инфосистемы Джет» выступает генеральным ИТ-провайдером банка в части инфраструктуры и единым центром ответственности, заменяя своей службой эксплуатации и развития большую часть собственной ИТ-службы банка, от операторов Service Desk и системных администраторов до менеджеров по логистике и обработке счетов операторов связи. Для этого между заказчиком и исполнителем заключены три рамочных контракта.

Для ИТ-инфраструктуры банка выбрана модель динамической архитектуры, которая позволила эффективно использовать ресурсы и быстро разворачивать сервисы. Основная часть ресурсов виртуализована, часть сервисов предоставляется из публичных облаков, часть – из виртуального ЦОДа аутсорсера. Около 300 виртуальных машин обеспечивают работу бизнес-приложений банка: АБС, системы принятия решений о выдаче кредитов, электронного документооборота, банковской отчетности, CRM-системы и т.д. Ресурсы для сред разработки и тестирования предоставляются «по требованию» из виртуального ЦОДа компании «Инфосистемы Джет». Объем данных в ИТ-системах – около 150 ТБ. Все компоненты ИТ-комплекса, телекоммуникационной сети и АРМ подключены к централизованной системе мониторинга Сервисного центра, функционирующей в режиме 24х7х365.


В зоне ответственности компании «Инфосистемы Джет» также находятся построение и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры разветвленной региональной сети банка – клиентских центров, административных офисов, точек и стоек продаж. Типовая телекоммуникационная и ИТ-инфраструктура подразделений банка позволяет расширять региональную сеть в максимально сжатые сроки. Предусмотренный договором срок открытия точки продаж составляет два дня, административного офиса – одну неделю, клиентского центра – один месяц. На данный момент аутсорсер обеспечивает скорость открытия около 40 региональных отделений и 200 точек продаж в месяц. Служба Service Desk, организованная на стороне системного интегратора, обеспечивает обслуживание АРМ сотрудников банка как в головном офисе, так и в регионах в соответствии с согласованными SLA. Сейчас на обслуживании аутсорсера находятся около 700 АРМ в Москве и более 3500 АРМ в регионах. За прошлый год служба Service Desk обработала более 70 тыс. заявок от пользователей, произвела около 800 изменений на работающей инфраструктуре без остановки работы банка.

В рамках аутсорсинга компания «Инфосистемы Джет» обеспечивает также безопасность ИТ-инфраструктуры и прикладных систем согласно бизнес-требованиям банка. Сервисы  ИБ предоставляются из первого российского коммерческого центра мониторинга ИБ – JSOC (Jet Security Operation Center), использование которого позволяет выявлять, реагировать и предотвращать угрозы и инциденты ИБ в круглосуточном режиме с самыми высокими SLA. JSOC, как и вся информационная безопасность банка, находится в процессе непрерывного развития и совершенствования. Но уже сейчас применяются современные технологии, которые обеспечивают выявление и блокирование DDoS-атак, атак типа «zero day» и таргетированных атак

Как отметил Владимир Елисеев, генеральный директор «Инфосистемы Джет», из тысяч реализованных компанией за более чем 20 лет проектов лишь единицы можно назвать веховыми не только для компании, но и для рынка в целом. «Проект в «Лето Банке» именно такой – понимание возможностей аутсорсинга он вывел на совершенно новый уровень, – уверен В. Елисеев. –  В начале пути, даже по нашим меркам, проект воспринимался как очень сложный. Аналога на рынке не было – и нашей задачей было собрать все системы, настроить, уметь при необходимости «перепроектировать самолет в полете», при этом ежедневно открывая клиентские точки и меняя географию проекта. По исходному бизнес-плану мы должны были «дойти» до Урала, но сегодня более 90% охваченных городов и поселков расположены восточнее, вплоть до Иркутска. Практически весь первый год каждую неделю мы собирали всю команду, подводили результаты, разбирали проблемы. Были моменты, когда становилось просто страшно. Риск был просчитанный, но очень высокий. Сейчас мы многому научились и большинство операций выполняем в рабочем порядке. Для меня принципиально важный результат проекта состоит в совершенно новом понимании возможностей аутсорсинга». При этом, по словам В. Елисеева, успех проекта стал возможен только в ситуации абсолютно командной работы банка и аутсорсера.

Надо сказать, «Лето Банк» вышел на рынок совсем недавно, в октябре 2012 г. Это дочерний банк «ВТБ 24», который специализируется на потребительском кредитовании в сети отделений и торговых точках партнеров. Для запуска услуг банку требовалось уложиться в минимальные сроки, а в случае создания собственной ИТ-команды и ИТ-инфраструктуры они не могли быть соблюдены. Поэтому был выбран вариант комплексного ИТ-аутсорсинга. «Для нас, стопроцентно ритейлового банка, информационные технологии – это все, – отметил Сергей Бочкарев, заместитель президента-председателя правления «Лето Банка», – Максимальное использование модели получения услуг как сервиса – такова наша ИТ-стратегия. Тяжелого наследия технологий мы лишены и стремимся минимизировать ИТ-ландшафт, при этом обеспечивая бесперебойную работу пользователей и бизнес-процессов банка. Модель аутсорсинга позволила нам снять с себя непрофильные функции, существенно сократить сроки внедрения решений. Мне не известна на сегодня другая модель, которая позволила бы нам обеспечить работу бизнеса уже через три месяца после принятия решения о старте. На момент запуска проекта я был единственным сотрудником ИТ-службы банка, сейчас в ИТ-подразделении банка 22 ИТ-архитектора развивают ландшафт приложений. Если бы вся необходимая для обеспечения нужд ИТ-команда работала в банке, потребовалось бы более 150 человек. Но дело не только в количестве специалистов. «Инфосистемы Джет» нас интересует как компания с огромным опытом, это сложившийся коллектив с многолетней историей, и мы как банк можем покупать у нее и активировать различные компетенции».

По словам Константина Казакова, директора Центра банковских технологий компании «Инфосистемы Джет», по темпам развития, разнообразию типов работ, географическому охвату и по модели взаимодействия «заказчик–исполнитель» этот  проект уникален, о чем свидетельствуют цифры: только в 2013 г. было построено 260 инфраструктур в новых отделениях, запущено 1200 точек продаж и 3200 рабочих мест в более чем 400 населенных пунктах. При этом в ИТ-подразделении банка созданием и эксплуатацией инфраструктуры занимаются всего 15 специалистов, и лишь один человек отвечает за раскрытие всей сети клиентских центров, отделений и точек продаж. Генподрядчик одновременно проектирует и строит ИТ-инфраструктуру, разворачивает сеть, эксплуатирует системы, обслуживает пользователей, предоставляет в аренду оборудование и ресурсы. «В этом проекте многое впервые – и темпы, и масштабы, и тот факт, что впервые реализована модель комплексного ИТ-аутсорсинга, – отметил К. Казаков. – Наконец, впервые компания «Инфосистемы Джет» умышленно не сообщала прессе о проекте в течении двух лет. Нам было важно убедиться в его успехе».

К слову, успех проекта обусловлен целым рядом факторов. Как заметил Дмитрий Назипов, руководитель департамента ИТ банка ВТБ, счастье складывается из трех составляющих: ум, богатство, здоровье. Это правило применимо как к человеку, так и к отдельно взятой компании. «Лета Банку» посчастливилось. «Наша «внучка» счастлива, потому что она умная – у нее прекрасная управленческая команда; она богата – «бабушка» ВТБ дала ей деньги и разрешила делать все, что она хочет (последнее очень важно, поскольку банк действовал как стартап, но денег имел как солидное коммерческое предприятие); она здорова, поскольку не переедает: истории, когда банк начинает раздувать штат ИТ, строить ЦОДы, покупать «железо» и проч., она избежала как раз благодаря уму и богатству», – резюмировал Д. Назипов. По его словам, по итогам этого проекта в группе ВТБ планируется расширять использование аутсорсинга, доказавшего свою эффективность и гибкость. В ИТ-стратегии, которая планируется ВТБ к принятию летом этого года, заложены принципы перевода большого количества сервисов на внешнее обслуживание. В то же время, компания «Инфосистемы Джет» намерена экстраполировать приобретенный в проекте с «Лето Банком» опыт на проекты с другими заказчиками.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.