Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 06 июня 2014

Цифровизация победила

Индустрии СМИ и развлечений пора смещать акценты. Вопрос, нужны ли цифровые технологии, уже не стоит – они необходимы. Теперь нужно с их помощью научиться разговаривать с потребителем так, чтобы ему было интересно.

Цифровизация победилаСогласно результатам ежегодного исследования PwC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2014-2018 годы», объем мирового рынка индустрии развлечений и СМИ составил 1,7 трлн долл. США в 2013 году, а к 2018 году он достигнет объема 2,2 трлн долл. США (среднегодовой темп роста - 5%).

Девять самых быстрорастущих рынков – Китай, Бразилия, Россия, Индия, Мексика, Южная Африка, Турция, Аргентина и Индонезия – принесут этой отрасли 21,7% доходов в 2018 году. (Для сравнения: в 2009 году этот показатель составлял лишь 12,4%).

В тройке лидеров крупнейших рынков индустрии развлечений и СМИ в мире – США, Япония и Китай, причем в 2018 году в тройке произойдет рокировка - Китай обгонит Японию и станет вторым по величине крупнейшим рынком развлечений и СМИ в мире.

Реклама – двигатель «цифры»

Основными стимулами роста доходов во всем мире становятся цифровые носители. Общие расходы на цифровой контент в индустрии развлечений и СМИ (исключая расходы на интернет-доступ) в период с 2013 по 2018 год будут расти на 12,2% в год и составят 65% от глобального роста расходов на развлечения и СМИ — то есть почти два из каждых трех долларов.

Реклама является лидером на этом пути; как прогнозируется, в 2018 году на цифровой формат будет приходиться 33% всех расходов на рекламу, по сравнению с 17% потребительских расходов (за исключением интернет-доступа).

Цифровизация победилаСреднегодовой рост мировых расходов на рекламу в период с 2013 по 2018 год составит 4,4%, причем основными каналами будут видеоигры, Интернет и телевидение.

Потребительские расходы будут расти чуть медленнее – в среднем на 2,9% в год. В лидерах здесь видеоигры, киноиндустрия и деловая информация.

Степень проникновения мобильного интернета в 2018 году достигнет 55%. Это станет стимулом развития цифровой рекламы и приведет к увеличению ее доли с 14% от общего объема доходов от рекламы в 2009 году до 33% к 2018 году. Благодаря среднегодовому темпу росту сегмента интернет-рекламы 10,7% (по сравнению со среднегодовым темпом роста всего рынка рекламы 4,4%) отрасль приближается к важному моменту: в 2018 году интернет-реклама приблизится по доходам к телевизионной рекламе. В 2009 году телевизионная реклама в два раза обгоняла интернет-рекламу, но в 2018 году интернет-реклама будет отставать от телевизионной лишь на 20 млрд долл. США. В частности, значительные доходы прогнозируются в сегменте мобильной интернет-рекламы со среднегодовым темпом роста на уровне 21,5%.

А как у нас?

В 2013 году динамика развития рынка развлечений и СМИ в России практически не изменилась: рынок вырос на 10% по сравнению с 2012 годом до 26,7 млрд долл. США. Российский рынок остается одним из самых динамичных в регионе EMEA, занимая 5-е место. По прогнозу PwC, в ближайшие годы среднегодовой рост составит 9,5%, что на 4,5 п.п. выше общемировых темпов, и к 2018 году рынок вырастет до 42,1 млрд долл. США.

Наиболее динамично развивающимися сегментами рынка станут интернет-реклама (17,8%), доступ в интернет (14,4%), киноиндустрия (10,6%) и платное телевидение (10,3%). Газеты продемонстрируют низкий темп роста (2,1%). А вот динамика рынка книгоиздания будет отрицательной (-3,6%), не смотря на то, что в мире в целом эта отрасль немного подрастет. Как комментирует Евгений Клименко, партнер практики по оказанию услуг компаниям сектора коммуникаций, высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ, PwC в России, это происходит из-за серьезного снижения продаж обычных бумажных книг – это проседание не компенсируется ростом продаж книг электронных.

Интернет и интернет-реклама

В ближайшие 5 лет Россия продолжит оставаться лидером интернет-рынка Центральной и Восточной Европы. Рынок интернет-рекламы до 2018 года вырастет более чем в 2 раза  -  с 2,2 млрд долл. США в 2013 году до 4,9 млрд долл. США к 2018 году.

Преобладающим сегментом рынка будет поисковая реклама. В 2013 году сумма доходов от этого сектора достигла 1,43 млрд долл. США, это 66% общей суммы выручки от интернет-рекламы. В течение прогнозного периода среднегодовой темп роста в сегменте поисковой рекламы составит 17%, а сумма доходов от нее в 2018 году достигнет 3,14 млрд долл. США.

Активно развивающийся интернет-доступ в России в ближайшие 5 лет продолжит создавать больше потребительских расходов, чем остальные секторы. Несмотря на то, что он не учитывается при общем расчете потребительских расходов, он оказывает существенное влияние на формирование рынка и поэтому анализируется отдельно. При среднегодовом темпе роста 14,4% российский рынок интернет-доступа достигнет 13,3 млрд долл. к 2018 году. Ключевым драйвером роста является мобильный интернет, его среднегодовой темп роста составит 22%. В 2014 сумма доходов от предоставления услуг мобильного интернета впервые превысит показатель выручки от фиксированного ШПД.

Евгений Клименко отметил, что развитие услуг связи в формате LTE, развертывание сетей 3G ведущими российскими операторами, а также увеличение продаж смартфонов при среднегодовом темпе роста 20% в год – данные факторы будут способствовать тому, что в России цифровые источники обеспечат свыше половины доходов в 2018 году. Это даст толчок развитию контента и новых видов рекламы – поисковой, баннерной и видеорекламы на мобильных устройствах.

Телевидение и ТВ-реклама

Несмотря на рост цифровых СМИ, телевизионная реклама сохраняет свои позиции. В России ТВ-реклама продолжит стабильный рост на уровне 8,1% в год и составит 6,4 млрд долл. США в 2018 году. Рост сегмента ТВ-рекламы будет обеспечиваться за счет новых международных рекламодателей, в том числе, в рамках крупных спортивных мероприятий – чемпионата мира по футболу 2018 года и этапа «Формула-1», а также благодаря развитию цифрового телевидения, особенно по мере развития онлайн-сервисов крупнейших телеканалов.

Однако, отмечают аналитики, для дальнейшего развития рынка необходимо активное использование инновационных возможностей и поиск новых путей общения с потребителями. Основыми трендами в ближайшие годы станут мультиэкранное ТВ, развитие таргетированных и нишевых каналов, общий рост числа каналов. По словам Евгения Клименко, тут, не смотря на безусловные плюсы для потребителей, кроется и проблема. Дело в том, что такое размытие аудитории по множеству небольших каналов существенно затруднит измерение этой самой аудитории и оценка ее предпочтений. Так что задача телевизионных и аналитических компаний в ближайшие годы научиться считать пользователей ТВ-услуг.

Сегмент платного ТВ увеличится с 1,6 млрд долл. США в 2013 году до 2,6 млрд долл. США в 2018 году при среднегодовом темпе роста 10,3%. В ближайшее время количество абонентов спутникового ТВ превысит число абонентов кабельного ТВ – в 2013 году около 44% домашних хозяйств пользовались услугами платного телевидения, и этот показатель достигнет 59,1% к концу 2018 года. Наиболее быстро растущей платформой станет IPTV, количество абонентов которого увеличится более чем втрое, достигнув 5,8 млн домохозяйств к концу 2018 года. При формировании будущего рынка телевидения важную роль будет играть Федеральная целевая программа развития цифрового телевидения в России.

Игры

Рынок лицензированных видеоигр в России продолжает активно расти. В 2013 году его объём составил 1,31 млрд долл. США (что на 9,8% выше уровня 2012 года) и при среднегодовом темпе роста 8,5% он достигнет 1,97 млрд долларов США в 2018 году. Драйверами роста станут сегменты онлайн игр (среднегодовой темп роста 13,8%, с 340 млн. долл. США до 406 млн. долл. США) и мобильных игр (среднегодовой темп роста 16,3%, достигнет 456 млн. долл. США к 2018 году с 214 млн. долл. США в 2013 году). На российском рынке также будет наблюдаться рот сегмента видеоигр для игровых приставок. Среднегодовой темп роста этого сегмента составит 6,4%, с 394 млн. долл. США в 2013 году до 538 млн. долл. США в 2018 году. Причиной такого роста аналитики называют последовательное стимулирование рынка со стороны крупных компаний. А вот выручка в сегменте игр для ПК сократится в прогнозном периоде – его доля в общем объеме доходов от видеоигр сократится с 24% в 2013 году до 12% к 2018 году, а в денежном выражении он сократится до 80 млн. долл. США

Ситуацию на рынке комментирует Наталья Яковлева, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора высоких технологий, индустрии развлечений и СМИ, PwC в России: «Компаниям сегодня недостаточно иметь цифровую стратегию, как компонент их общей стратегии. Их глобальная бизнес-стратегия должна быть более гибкой и адаптированной к реалиям новой цифровой эпохи. Успех в новой реальности не связан только с технологиями – они остаются лишь одной из составляющих формирующейся новой отраслевой экосистемы. Потребители осознали, что они могут быть в центре собственного мира развлечений и СМИ, и бизнесу необходимо это учитывать в формировании более индивидуализированного, ориентированного на потребителя подхода. Чтобы оставаться конкурентными, компаниям этой отрасли следует фокусироваться на выстраивании доверительных отношений с потребителями, быстром реагировании на изменения предпочтений и технологий, стимулировании и внедрении новых, инновационных подходов».

Среди технологических трендов аналитики называют мобильность и интерактивность – они будут «править бал» на рынке. Но главное, что нужно иметь в виду компаниям, которые хотят добиться успеха – им необходимо научиться понимать потребителя. Предлагать ему то, что ему интересно, говорить с ним на одном языке. И обязательно вызывать доверие и обеспечивать безопасность на всех уровнях.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.