Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 04 июля 2014

Отечественный софт на пороге реванша

В ответ на возможное введение санкций со стороны американских ИТ-компаний по отношению к России Госдума инициировала разработку программы импортозамещения в информационных технологиях.

Как отметил на заседании Комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при Комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков, первый заместитель председателя комитета, в условиях реальной угрозы введения масштабных санкций против российских организаций, в том числе имеющих стратегический статус, все большую актуальность приобретает обеспечение внутренней безопасности, защиты суверенитета и независимости страны в первую очередь за счет развития ИТ, которые сегодня пронизывают все элементы оборонного комплекса, а также используются в качестве основных элементов инфраструктуры всех стратегически важных с точки зрения жизнеобеспечения страны предприятий. Задача осложняется тем, что в отечественной отрасли ИТ доминируют западные компании: доля используемого в России зарубежного программного обеспечения составляет 67%, аппаратной части – 90%. При этом зависимость от иностранных ИКТ в области ритейла, транспорта и связи превышает 80%; в здравоохранении, финансовой отрасли, строительстве, добыче полезных ископаемых превышает 70%. По данным НАИРИТ, ежегодная консолидированная выручка крупнейших иностранных компаний (Microsoft, SAP, Oracle, HP, IBM, Cisco) составляет порядка 285 млрд руб.  или более 40% общего объема российского ИТ-рынка (по данным Минэкономразвития, в 2013 г. его объем составил 762,3 млрд рублей). При этом, как отметила Ольга Ускова, президент НАИРИТ, из-за коррумпированности отвечающих за формирование государственного и корпоративного заказов чиновников и топ-менеджеров эффективность внедрений очень низка (например, для SAR/R3 этот показатель составляет лишь 12%), что приводит к финансовым потерям рынка в 30-40% от суммы сделки.

 В сложившихся условиях ключевым фактором повышения устойчивости страны к внешнему воздействию и защиты ее безопасности призвана стать программа импортозамещения в ИТ (к слову, Президент России уже поставил задачу к 1 октября 2014 г. разработать стратегию в области импортозамещения, в частности, в сфере высоких технологий), обеспечивающая преференции отечественным разработчикам. Российскими компаниями накоплен обширный опыт разработки и внедрения ИТ-решений, в том числе в инфраструктурных областях и стратегических направлениях (системы управления ресурсами предприятий, электронного документооборота, электронной торговли и др.); высококонкурентными на мировом рынке ИТ признаны отечественные технологии искусственного интеллекта и когнитивные технологии; особое место занимают российские разработки в области информационной безопасности. Кроме того, подходы по созданию так называемой доверенной среды позволяют даже при частичном открытии своих кодов западными компаниями гарантировать невозможность любого внешнего вмешательства. Самые большие проблемы с точки зрения импортозамещения в ИТ связаны с операционными системами и элементной базой. Преодолеть их возможно путем использования программных средств с открытым кодом на базе Linux, применения наработок для военной сферы, а также путем развития отношений с альтернативными центрами в Азии, считают эксперты.  

Однако программа импортозамещения в ИТ потребует внесения в российское законодательство многочисленных поправок и уточнений начиная с определения отечественного разработчика ИТ и отечественного ИТ-продукта (напомним, определение статуса «отечественного» в телекоммуникациях заняло не один год). Участники заседания комиссии рекомендовали Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации в лице Комитета по науке и наукоемким технологиям создать в рамках комиссии рабочую группу по подготовке проектов федеральных законов, направленных на:

– закрепление в законодательстве следующих критериев определения отечественного ИТ-разработчика: доля иностранного капитала в компании не превышает 25%-1 акция, более 75% ее продаж осуществляется в России, компания является налоговым и юридическим резидентом РФ, доля иностранных граждан в составе ее персонала не превышает 25%;

– закрепление в законодательстве следующего критерия определения российского ИТ-продукта: он не содержит компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ;

– внесение поправок в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ, а также в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ и иные законодательные акты, закрепляющих поддержку отечественных производителей ИТ на новых тендерах (без пересмотра уже состоявшихся): об обязательном ведении каталога товаров и услуг в стандарте НСИ ISO 22745 и/или соответствующем ГОСТ в части №223-ФЗ; о бальных преференциях в квалификации на тендере для компаний с российскими бенефициарами и российским капиталом по определенным классам закупок (ИТ) – в части №223-ФЗ и №44-ФЗ; об однозначном и/или ценовом предпочтении продукции ИТ, не использующей лицензируемых импортных компонентов, а также введении внешнего аудита Федеральной службой безопасности РФ таких решений в случае возникновения подозрения на нарушение контура информационной безопасности – в части №223-ФЗ, №44-ФЗ и других законодательных актов.

Правительству Российской Федерации участники заседания рекомендовали:

– разработать дорожную карту реализации программы импортозамещения в России;

– изучить и учесть при подготовке дорожной карты положительный международный опыт при реализации программы импортозамещения;

– разработать механизм контроля за эффективностью реализации программы импортозамещения в ИТ;

– рассмотреть возможность внесения изменений в «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. №1085 в части бальных преференций в квалификации на тендере для компаний с российскими бенефициарами и российским капиталом по определенным классам закупок, а также об однозначном и/или ценовом предпочтении продукции ИТ, не использующей лицензируемых импортных компонентов.

Открытому Правительству Российской Федерации рекомендовано провести экспертное обсуждение по вопросам реализации программы импортозамещения в ИТ и дать оценку законодательным предложениям комиссии.

В течение четырех месяцев к заседанию комиссии НАИРИТ готовила экспертные материалы, привлекая российские ИТ-компании из всех регионов, научно-исследовательские институты, госучреждения. «К сегодняшнему мероприятию мы шли 20 лет, – прокомментировала Ольга Ускова. – Когда в начале 90-х мы начинали как производители отечественного софта, сказать, что нам было тяжело – значит, не сказать ничего. Понадобилось 20 лет, чтобы заявить сегодня: мы не просто выжили, а мы конкурентоспособны, мы даем возможность нашей стране развиваться на отечественной базе и мы думаем, что правительство нас слышит».

До 10 июля участники заседания комиссии (Минкомсвязь, ФСБ, профильные ассоциации, академические институты, представители российского ИТ-бизнеса) смогут направить свои предложения в Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям для включения в рекомендации и участия в деятельности рабочей группы.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.