Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Главное для стартапов – полезные контакты

22 августа 2014

За пять лет проведения открытого конкурса инновационных проектов в сфере интернет-технологий Web Ready 40 проектов из числа финалистов привлекли свыше 1 млрд рублей инвестиций. О том, чего ждать от этого широко известного в российской стартап-индустрии мероприятия в 2014 году, мы беседуем с его со-основателем Павлом Беловым.

Павел Белов- Чем для организаторов и для участников отличается Web Ready этого года от своего предшественника?

-  В 2014 г. мы получили право стать оператором ИТ-трека федерального конкурса-акселератора технологических стартапов  – GenerationS, который организуют Российская венчурная компания и Центр инновационного развития г. Москвы. (Помимо ИТ-трека, в нем еще CleanTech, BioTechMed и Industrial – прим. авт.) и тем самым оказались «втянуты» в его орбиту. Но надо сказать, что из 1700 заявок, поданных на GenerationS, около половины -  725 поступило от стартапов в области  ИТ.

Поскольку основная задача РВК, ЦИРа и других институтов развития-партнеров конкурса – ФРИИ, фонда «Сколково»,  выявлять перспективные проекты в России и помогать их развитию, в этом году мы фокусировались именно на них, хотя, старались и привлекать к участию и зарубежные команды, чтобы российским стартапам было с кем себя сравнить. В прошлые годы, когда мы принимали заявки и на русском, и на английском языках, в финал Web Ready выходили проекты из Великобритании, Финляндии, Литвы, Латвии, Черногории. А в этом, по условиям GenerationS,  мы ограничились русским языком, сузив  круг зарубежных участников до русскоязычных проектов, которые, впрочем, в  финал конкурса не попали.

- Украинских стартапов, подавших на заявку на участие в конкурсе,  в 2014 г. стало меньше?

- Мы с сожалением отмечаем заметное сокращение таких участников. В прошлом году в Web Ready было представлено около 40 команд из Украины, а два из них: киевский проект YouScan и Jelastic, чей основатель живет в Житомире, даже стали победителями  в его «старшей» номинации для проектов, уже добившихся успеха  – Growth. А в ней, по условиям конкурса на победу могут претендовать команды с годовой выручкой более 50 млн рублей в год или ежедневной аудиторией более 30 тыс. человек.

В этом году политическая ситуация повлияла на потенциальных конкурсантов очень сильно:  заявки на Web Ready GenerationS подали только 15 украинских проектов, что наше стартап-сообщество очень расстраивает. Но мы поддерживаем с украинскими командами хорошие отношения, стараемся вовлекать их как экспертов в работу с проектами, в этом году участвующими в конкурсе.

- Привела ли интеграция с конкурсом GenerationS к изменению целей мероприятия? 

- Нет, по сути, наши цели остались неизменными. О первой я уже говорил, – выявлять перспективные стартапы в области Интернет- и мобильных технологий, а вторая – содействовать заключению сделок между проектами и инвесторами. При этом наиболее понятным параметром приближения к ним, мы считаем сделки, которые совершаются по итогам конкурса, и стараемся их отслеживать.

- Как установление партнерских отношений с РВК и ЦИРом при организации Web Ready GenerationS сказалось на финансовой стороне организации мероприятия?

- В последние годы конкурс Web Ready финансировался за счет поддержки спонсоров. Партнерам-крупным компаниям одноименного некоммерческого фонда предлагалось  учредить на конкурсе свои номинации. В прошлом году таких партнеров по номинациям было шесть (Google, EMC, Intel, «МегаФон», «Лайф Среда», кластер игровых компаний Финляндии Playa. Компания EMC максимально использует такую возможность: ее представители по своим критериям отбирают заявки, которые впоследствии будут рассматриваться в учрежденной ею номинации. Во время финала для участвующих в ней проектов проходит специальная очная сессия с представителями компании ЕМС. И даже после окончания конкурса компания  продолжает оказывать победителям менторскую поддержку, организационную и технологическую.

В этом году в рамках GenerationS запланирован бюджет на проведение каждого трека, так что, с одной стороны, нам в этом году проще. С другой, мы договорились с РВК о том, что сами собираем призовой фонд за счет привлечения коммерческих партнеров.

- Каков его размер?

- Призовой фонд Web Ready составляет – 1,5 млн рублей. Их мы поделим между проектами-победителями, которых 8 октября в финале ИТ-трека выберет авторитетное жюри по итогам презентаций стартапами своих проектов, их участия в выставке. Как и в прошлом году, он пройдет на площадке нашего генерального партнера фонда «Сколково» Победителей будет шесть – по три проекта в двух номинациях  - Seed (в ней соревнуются между собой команды, у которых еще нет выручки) и Startup. К последней относятся те проекты, у которых выручка уже есть. А затем, 15 октября, уже на форуме «Открытые инновации» их ждет встреча с такими же, как они, командами-призерами в своих треках в финале, куда РВК и ЦИР пригласят зарубежных инвесторов. Тут уже призовой фонд будет составлять 5 млн рублей. Но по большому счету выиграть приз для наших участников конкурса не главное.

- А что для них главное?

- Установить как можно больше полезных контактов – с экспертами, партнерами, потенциальными заказчиками, с венчурными инвесторами, с бизнес-ангелами. На разных этапах конкурса мы стараемся предоставить им для этого как можно больше возможностей. Начинаем с образовательной программы, организованной совместно с ФРИИ, - трехдневного обучения, которое прошли все прошедшие экспертный отбор участники конкурса в этом году. Затем продолжаем активный нетворкинг на мероприятиях цикла Weekend Activity, (в этом году они прошли в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге и в Москве). В программе открытого дня всех этих мероприятий предусматривалась менторская сессия, во время которой участники получили рекомендации предпринимателей, инвесторов, экспертов.

А в финальной части Web Ready GenerationS их ждет традиционная секция VC (Venture Capitalist) Corner. В ходе ее первой части команды должны поочередно представить свой проект 24 потенциальным инвесторам, потратив на беседу с ними не более  минуты, и найти 1-2 из них, кому проект показался действительно интересным, чтобы уже во второй части секции пообщаться с ними более предметно.

- Павел, а какой проект в этом году вам больше всего нравится?

- Я хотел бы сохранить беспристрастность. Поскольку моя специальность – маркетинг, я смотрю на проекты, участвующие в Web Ready, скорее, как пользователь, чем как эксперт. И хотя, конечно, есть проекты, которые мне нравятся, свое мнение я стараюсь не афишировать. Мы, кстати, всегда выводим организаторов из числа людей, которые участвуют в оценке проектов. Если в экспертный совет, который отбирает конкурсантов на первом этапе, мы еще делегируем своего представителя, то в жюри финала – никогда. И в совет, и жюри привлекаются эксперты такого уровня, что сомнения в компетентности их решений ни у кого не возникает. В жюри обязательно входят управляющие партнеры крупных российских венчурных фондов, учредители или руководители софтверных или интернет-компаний. Для нас же как для организаторов их мнение тоже очень важно: поскольку они помогают нам каждый год выстраивать программу конкурса, привносить в нее элемент новизны.

-  Каким вам, со-основателю Web Ready, сыгравшему важную роль в собирании инновационных команд видится будущее российской стартап-индустрии?

- Сегодня ясно, что, по сравнению с 2009 г., когда нами задумывался конкурс ИТ-проектов и когда мало кто слышал о стартапах и бизнес-ангелах, сделан большой шаг вперед. Сегодня эти слова у всех на слуху. И в этом заслуга всех институтов развития, начиная с РВК и заканчивая региональными инкубаторами, таких организаций, как ФРИИ, которые «накачивают» участников рынка в образовательном плане. По большому счету сейчас в России для ИТ-проектов  очень привлекательный климат. И это мне очень нравится, потому что вдохновляет на мысли о дальнейшем развитии конкурса. Например, в настоящее время мы ведем переговоры с правительством острова Гран-Канария о том, чтобы сделать выездной трек Web Ready на Канарских островах. Они даже готовы предоставить нам некое финансирование такого мероприятия, при условии, что мы найдем со-инвесторов с российской стороны. Удастся ли нам воплотить в жизнь эту идею? Время покажет. 

Беседовала Александра Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.