Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Евгения ВОЛЫНКИНА 17 ноября 2014

Телемедицина: определиться с определением

Для массового внедрения телемедицины у нас в стране много чего не хватает, но как минимум для этого нужно договориться об определении самого термина.

О впечатляющих возможностях телемедицины у нас говорят уже не первый год и даже не первое десятилетие. Однако ее развитие в стране, где она должна быть очень востребована в силу больших расстояний и неравномерного распределения населения, очень оставляет желать. И это несмотря на то, что о проблемах телемедицины уже не раз говорилось на всех уровнях в том числе и в Госдуме. Еще в 2001 г. был выпущен приказ Министерства здравоохранения и РАМН «О введении в действие концепции развития телемедицинских технологий в РФ», в 2008 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве государств-участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем, в октябре 2010 г. на Межпарламентской ассамблее СНГ был принят Модельный закон «О телемедицинских услугах», в 2013 г. для продвижения инициативы создания в России Национальной телемедицинской системы была создана рабочая группа, в которую вошли представители "Гипросвязи", НПО "Национальное телемедицинское агентство", Минэкономразвития, РСПП, Ассоциации производителей медицинской техники, Инфокоммуникационного союза и научных учреждений Минздрава, в том же 2013 г. Минздрав отчитался о создании в стране 4000 телемедицинских центров. Однако, как отмечают специалисты в области телемедицины, реально из эти тысяч телемедицинских центров работает лишь десятая часть. В большинстве же случаев, как отметил председатель совета директоров НПО "Национальное телемедицинское агентство" Михаил Натензон, телемедицинский центр представляет собой закрытую на ключ комнату со столом, компьютером и плохой веб-камерой, которую открывают только во время визитов губернатора и других гостей. 
В общем, воз и ныне там. Но недавно очередную попытку сдвинуть идею массового внедрения телемедицины с мертвой точки предприняла Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), организовавшая симпозиум "MedSoft - Expert - 2014: что же мы понимаем под телемедициной?". По мнению президента АРМИТ Михаила Эльянова, нынешняя ситуация с телемедициной объясняется отчасти тем, что этот термин имеет довольно много толкований, и это в очередной раз продемонстрировали выступления на экспертном совете Минздрава 19 сентября 2014 г., посвященного как раз проблемам телемедицины. Поэтому организаторы симпозиума решили прежде всего разобраться с определением "телемедицины", предложив предварительно специалистам по ИТ в медицине ответить на вопросы анкеты. 
На первый взгляд, на вопросы анкеты ответило не очень много респондентов - 38 специалистов из Москвы, Московской области, Белгорода, Барнаула, Иваново, Казани, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Рязани, С.-Петербурга, Самары, Саратова, Ульяновска, Хабаровска (большинство конечно же представляли Московский регион - 65%). Однако, как отметил М. Эльянов, более широкомасштабное анкетирование с использованием каналов Минздрава вряд ли даст заметно отличающиеся результаты, поскольку анкеты по инстанциям спустятся для ответа по сути к тем же специалистам. 
На вопрос о роли телемедицины в современном здравоохранении большинство специалистов (66%) ответили, что "это важное, но далеко не единственное направление и оно не должно развиваться в ущерб другим не менее важным задачам", "главным и ведущим направлением развития ИТ в здравоохранении" телемедицину считают 11% опрошенных, а "искусственно раздутым" -23%. 
В вопросе об определении самого термина "телемедицина" респондентам предлагалось выбрать наиболее на их взгляд точное определение "телемедицины" из четырех вариантов, данных разными организациями (но без указания источников). Версия Всемирной организации здравоохранения (Телемедицина - это комплексное понятие для систем, услуг и деятельности в области здравоохранения, которые могут дистанционно передаваться средствами информационных и телекоммуникационных технологий, в целях развития всемирного здравоохранения, контроля над распространением болезней, а также образования, управления и исследований в области медицины) получила только 23% голосов, а лидером (43%) стало определение из Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в областисоздания совместимых национальных телемедицинскихконсультационно-диагностических систем (Телемедицина - это комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих деятельность системы консультационно-диагностической медицинской помощи, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование пациента, получает дистанционную консультацию другого специалиста, используя высокотехнологичное медицинское оборудование и современные ИКТ). 
Довольно широко толкуется респондентами режим передачи информации в телемедицинской системе и вид этой информации. 100% опрошенных считают телемедицинской системой систему, в которой в онлайновом режиме реализованы аудиовизуальный контакт участников и передача данных, но при этом офлайновый режим тоже считается вполне допустимым - 97% ответивших полагают, что телемедицина допускает передачу данных для консультаций по электронной почте и последующее получение рекомендаций по этому же каналу. Более того, 40% опрошенных полагает, что в телемедицинской системе пациент может изложить по телефону свои симптомы и проблемы, система запишет все это на некий носитель, а потом врач пришлет рекомендации по электронной почте. Отдельная проблема с трактованием телемедицинской системы, используемой при дистанционном обучении врачей: видеолекция с онлайновой обратной связью набрала 63% голосов, а лекция без видео и без онлайновой обратной связи - 23%. Но с другой стороны 37% опрошенных считают, что телеобразование вообще нельзя относить к телемедицине, поскольку при этом не происходит оказания медицинских услуг. 
Правда, все это анкетирование было затеяно не для того, чтобы просто зафиксировать разброд и шатания в профессиональном сообществе, а для обсуждения, выработки консенсуса и - что самое главное (!) - донесения этого консенсуса до руководства Министерства здравоохранения и прежде всего его Департамента информационных технологий и связи. 
По словам Игоря Шилкина, начальник Центра управления в кризисных ситуациях Штаба Всероссийской службы медицины катастроф Минздрава России, технических проблем на нынешнем этапе развития телемедицины уже не осталось (в том числе решаемы и все проблемы защиты информации) и сейчас нужно сосредоточиться на принятии нормативной и правовой документации, причем прежде всего необходимы не законы (на их принятие и согласование уходят годы), и методические рекомендации по использованию телемедицинских систем и типовая нормативная документация. Причем проекты таких методических рекомендаций уже разработаны специалистами - конкретные предложения по законодательному регулированию развития телемедицины в РФ представил профессор кафедры организации здравоохранения, медицинской статистики и информатики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Столбов. 
Как отметила главный внештатный специалист Минздрава по внедрению современных ИС в здравоохранении Татьяна Зарубина, профессиональное сообщество наконец-то доросло до возможности совместного принятия решений или как минимум формулировки четких предложений для руководства профильного министерства, и есть вполне реальная надежда, что Департамент ИТ Минздрава готов к диалогу. Поэтому симпозиум не ограничился обсуждением проблем телемедицины, а сформулировал рекомендации, которые направлены в Минздрав. 
Итак, Минздраву рекомендовано, прежде всего, принять за основу определение телемедицины, данное в вышеупомянутом "Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем...". Кроме того, отмечена необходимость разработки документа, разъясняющего границы и трактовку термина "телемедицина" со списком условий, при выполнении которых та или иная информационно-коммуникационная технология может быть отнесена к классу телемедицинских, а так регламентация вопросов документируемости передаваемой информации, идентификации участников информационного обмена, режима такого обмена и вида передаваемой информации. Также рекомендовано разработать список нормативных документов и методических материалов, для создания, развития и использования телемедицинских систем. Кроме того, предлагается подготовить анкету для оценки (инвентаризации) имеющихся в стране телемедицинских центров. И последнее предложение - рассмотреть на Экспертном совете Минздрава России по использованию ИКТ в здравоохранении представленные материалы с целью выработки конкретной программы дальнейших действий. 
Теперь остается надеяться, что новая попытка "дожать" внедрение телемедицины будет успешнее предыдущих. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.