Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
CNN уходит… и возвращается?
13 ноября 2014 |
Телеканал CNN International заявил о приостановлении вещания на территории России с 31 декабря 2014 года, в будущем надеясь вернуться на российский рынок.
Решение CNN International отказаться от вещания в России было вызвано последними изменениями в российском законодательстве, касающихся регулирования деятельности СМИ. Под изменениями подразумеваются поправки в законе «О рекламе», согласно которым с января 2015 года запрещена реклама на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с использованием технических декорирующих устройств.Компания Turner Broadcasting System (TBS), являющаяся владельцем CNN, отметила, что решение затрагивает исключительно вещание телеканала CNN и не повлияет на работу других каналов TBS, представленных на российском рынке. В России TBS распространяет детские каналы Cartoon Network и Boomerang.
Рекламу в эфире детских каналов TBS в России размещает местный офис. С 2015 года эти каналы откажутся от рекламы, формируя свой доход только на сборах с кабельных и спутниковых операторов. В отличие от Cartoon Network и Boomerang, канал CNN International транслируется в России в своем оригинальном виде, на английском языке. На канале отсутствуют локальные рекламные блоки, вся реклама предназначена для глобальной аудитории. Для того чтобы соответствовать российскому законодательству и продолжить вещание, CNN International пришлось бы исключить из эфира рекламные ролики и заменить их, к примеру, анонсами своих программ. Вместо этого TBS отказывается от распространения CNN на территории России, что, однако, не повлияет на деятельность московского бюро CNN.
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, комментируя сообщение о прекращении вещания CNN в РФ, разъяснило: действующее российское законодательство не препятствует телеканалу распространять свою информацию в кабельных и спутниковых сетях РФ. Законодательство позволяет зарубежным новостным каналам осуществлять вещание на территории России, для чего предусмотрены легальные формы и способы. За консультациями для получения необходимых лицензий представители телеканала могут обратиться в Минкомсвязь России. В министерстве выступают за возможность доступа граждан РФ к самым разнообразным источникам информации, в том числе иностранным.
Несмотря на многие предположения, в компании TBS заверили, что решение покинуть российский рынок никак не связано с поправками в законе «О СМИ», согласно которым с 1 января 2016 года доля иностранного капитала любого российского СМИ не должна превышать 20%. Ранее закон о СМИ предполагал иностранное участие в пределах 50% на телевидении и радио. Кроме того, ограничение не касалось печатных и интернет-изданий.
В министерстве 10 октября 2014 года состоялась рабочая встреча с представителями медиаотрасли с участием иностранного капитала. Руководство Минкомсвязи России заявило, что российская сторона заинтересована в продолжении работы на территории России предприятий СМИ, в которых есть доля иностранного капитала, и что при министерстве будет создана рабочая группа, которая займется созданием комфортных условий для работы и развития бизнеса таких предприятий в рамках актуальных реформ российского законодательства. После этой встречи в министерстве проходят постоянные двусторонние консультации с крупными иностранными игроками рынка СМИ.
В России CNN International уступает по популярности другим иностранным и российским информационным каналам, распространяющимся через кабельные сети и спутник. Проигрывает в России по размеру аудитории CNN и детскому Cartoon Network. По данным TNS Россия, за прошедший сентябрь CNN посмотрели 924 тыс. россиян минимум по минуте за месяц. Для сравнения: Lifenews – 8,3 млн, Общественное телевидение России – 22,4 млн, Cartoon Network – 6 млн.
Самые популярные информационные кабельные и спутниковые каналы в сентябре 2014 года:
№ |
Телеканал |
Среднесуточный охват аудитории, тыс. человек |
Среднесуточная продолжительность просмотра зрителем, мин. |
1. |
РБК ТВ |
3111 |
21,3 |
2. |
ОТР |
3008 |
12,7 |
3. |
Life News |
1730 |
28,8 |
4. |
Комсомольская правда |
615 |
8,7 |
5. |
Дождь |
291 |
24,4 |
6. |
Russia Today |
108 |
2,8 |
7. |
BBC World |
59 |
2,4 |
8. |
France 24 |
39 |
2,8 |
9. |
CNN International |
35 |
2,6 |
TNS Россия
Кроме того, по данным Washington Post, у CNN возникли серьезные проблемы. У компании снизились рейтинги (падение составило 37% за последние шесть лет), что привело к снижению прибыли от рекламодателей. В 2013 году, по данным аудиторской компании SNL Kagan, снижение составило 10%. от конкурентов из Fox News и MSNBC и уходу лишь на четвертое место в рейтинге. Вдобавок руководство допустило ряд ходов, которые были признаны ошибочными. Среди них – закрытие популярного ток-шоу Ларри Кинга, неудачные эксперименты с новыми проектами в прайм-тайм.
Некоторые специалисты связывают низкие рейтинги CNN в России с отсутствием у канала необходимой лицензии. По данным Роскомнадзора, лицензию для CNN International сейчас имеет только ОАО «НТВ Плюс». Вещание CNN в кабельных сетях «Акадо» и «ВымпелКом» происходит на основании заверительного письма, где телекомпания указывает, что находится в процессе получения лицензии. Осенью 2010 года владелец CNN International подал документы на получение лицензии, однако Роскомнадзор потребовал дополнительные документы, которые так и не были предоставлены. Каналы Cartoon Network и Boomerang такие лицензии имеют.
Медиакомпании признают наличие проблемы из-за последних законодательных ограничений, есть предположения, что CNN оказался первым, но не последним вещателем, отказавшимся от работы по этой причине. Ограничение на иностранное участие в российских СМИ и запрет рекламы на платных каналах возможно негативно отразится на рынке России.
Глава фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко уверен, что последние российские законы в сфере СМИ приняты для зачистки информационного поля в стране. По его мнению, коммерческие СМИ не могут работать в стране, где им «принципиально не дают зарабатывать». Яковенко не уверен, что Россия как рынок и как аудитория столь уж важна сейчас для таких крупных игроков как CNN.
«CNN – это один из лидеров мировой информационной индустрии. То, что теперь его не будет в России, это плохо, прежде всего, для России. Россия еще больше выпадет из мирового информационного потока, и картина мира в головах россиян станет еще более причудливой и еще больше будет отличаться от картины мира в головах людей из других стран». По его оценке, упомянутые выше российские законы фактически могут ликвидировать рынок печати в стране.
Не исключено, что CNN International вернется в Россию. Представитель TBS заявил, что сейчас компания изучает варианты распространения телеканала CNN в России в условиях измененного российского законодательства о СМИ.
Канал CNN вещал в России с конца 1980-х годов. После 1991 года канал круглосуточно транслировался в Москве. Бесплатное круглосуточное вещание в Москве прекратилось 1 января 1998 года.
По материалам открытых источников
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.