Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

CNN уходит… и возвращается?

13 ноября 2014

Телеканал CNN International заявил о приостановлении вещания на территории России с 31 декабря 2014 года, в будущем надеясь вернуться на российский рынок.

Решение CNN International отказаться от вещания в России было вызвано последними изменениями в российском законодательстве, касающихся регулирования деятельности СМИ. Под изменениями подразумеваются поправки в законе «О рекламе», согласно которым с января 2015 года запрещена реклама на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с использованием технических декорирующих устройств.

Компания Turner Broadcasting System (TBS), являющаяся владельцем CNN, отметила, что решение затрагивает исключительно вещание телеканала CNN и не повлияет на работу других каналов TBS, представленных на российском рынке. В России  TBS распространяет детские каналы Cartoon Network и Boomerang.

Рекламу в эфире детских каналов TBS в России размещает местный офис. С 2015 года эти каналы откажутся от рекламы, формируя свой доход только на сборах с кабельных и спутниковых операторов. В отличие от Cartoon Network и Boomerang, канал CNN International транслируется в России в своем оригинальном виде, на английском языке. На канале отсутствуют локальные рекламные блоки, вся реклама предназначена для глобальной аудитории. Для того чтобы соответствовать российскому законодательству и продолжить вещание, CNN International пришлось бы исключить из эфира рекламные ролики и заменить их, к примеру, анонсами своих программ. Вместо этого TBS отказывается от распространения CNN на территории России, что, однако, не повлияет на деятельность московского бюро CNN.

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, комментируя сообщение о прекращении вещания CNN в РФ, разъяснило: действующее российское законодательство не препятствует телеканалу распространять свою информацию в кабельных и спутниковых сетях РФ. Законодательство позволяет зарубежным новостным каналам осуществлять вещание на территории России, для чего предусмотрены легальные формы и способы. За консультациями для получения необходимых лицензий представители телеканала могут обратиться в Минкомсвязь России. В министерстве выступают за возможность доступа граждан РФ к самым разнообразным источникам информации, в том числе иностранным.

Несмотря на многие предположения, в компании TBS заверили, что решение покинуть российский рынок никак не связано с поправками в законе «О СМИ», согласно которым с 1 января  2016 года доля иностранного капитала любого российского СМИ  не должна превышать 20%. Ранее  закон о СМИ предполагал иностранное участие в пределах 50% на телевидении и радио. Кроме того, ограничение не касалось печатных и интернет-изданий. 

В министерстве 10 октября 2014 года состоялась рабочая встреча с представителями медиаотрасли с участием иностранного капитала. Руководство Минкомсвязи России заявило, что российская сторона заинтересована в продолжении работы на территории России предприятий СМИ, в которых есть доля иностранного капитала, и что при министерстве будет создана рабочая группа, которая займется созданием комфортных условий для работы и развития бизнеса таких предприятий в рамках актуальных реформ российского законодательства. После этой встречи в министерстве проходят постоянные двусторонние консультации с крупными иностранными игроками рынка СМИ.

В России CNN International уступает по популярности другим иностранным и российским информационным каналам, распространяющимся через кабельные сети и спутник. Проигрывает в России по размеру аудитории CNN и детскому Cartoon Network. По данным TNS Россия, за прошедший сентябрь CNN посмотрели 924 тыс. россиян минимум по минуте за месяц. Для сравнения: Lifenews – 8,3 млн, Общественное телевидение России – 22,4 млн, Cartoon Network – 6 млн.

Самые популярные информационные кабельные и спутниковые каналы в сентябре 2014 года:

Телеканал

Среднесуточный охват аудитории, тыс. человек

Среднесуточная продолжительность просмотра зрителем, мин.

1.

РБК ТВ

3111

21,3

2.

ОТР

3008

12,7

3.

Life News

1730

28,8

4.

Комсомольская правда

615

8,7

5.

Дождь

291

24,4

6.

Russia Today

108

2,8

7.

BBC World

59

2,4

8.

France 24

39

2,8

9.

CNN International

35

2,6

  TNS Россия

Кроме того, по данным Washington Post, у CNN возникли серьезные проблемы. У компании снизились рейтинги (падение составило 37% за последние шесть лет), что привело к снижению прибыли от рекламодателей. В 2013 году, по данным аудиторской компании SNL Kagan, снижение составило 10%.  от конкурентов из Fox News и MSNBC и уходу лишь на четвертое место в рейтинге. Вдобавок руководство допустило ряд ходов, которые были признаны ошибочными. Среди них – закрытие популярного ток-шоу Ларри Кинга, неудачные эксперименты с новыми проектами в прайм-тайм.

Некоторые специалисты связывают низкие рейтинги CNN в России с отсутствием у канала необходимой лицензии. По данным Роскомнадзора, лицензию для CNN International сейчас  имеет только ОАО «НТВ Плюс». Вещание CNN в кабельных сетях «Акадо» и «ВымпелКом» происходит на основании заверительного письма, где телекомпания указывает, что находится в процессе получения лицензии. Осенью 2010 года владелец CNN International подал документы на получение лицензии, однако Роскомнадзор потребовал дополнительные документы, которые так и не были предоставлены. Каналы Cartoon Network и Boomerang такие лицензии имеют.

Медиакомпании признают наличие проблемы из-за последних законодательных ограничений, есть предположения, что CNN оказался первым, но не последним вещателем, отказавшимся от работы по этой причине. Ограничение на иностранное участие в российских СМИ и запрет рекламы на платных каналах возможно негативно отразится на рынке России.

Глава фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко уверен, что последние российские законы в сфере СМИ приняты для зачистки информационного поля в стране. По его мнению, коммерческие СМИ не могут работать в стране, где им «принципиально не дают зарабатывать». Яковенко не уверен, что Россия как рынок и как аудитория столь уж важна сейчас для таких крупных игроков как CNN.

«CNN – это один из лидеров мировой информационной индустрии. То, что теперь его не будет в России, это плохо, прежде всего, для России. Россия еще больше выпадет из мирового информационного потока, и картина мира в головах россиян станет еще более причудливой и еще больше будет отличаться от картины мира в головах людей из других стран». По его оценке, упомянутые выше российские законы фактически могут ликвидировать рынок печати в стране.

Не исключено, что CNN International вернется в Россию. Представитель TBS заявил, что сейчас компания изучает варианты распространения телеканала CNN в России в условиях измененного российского законодательства о СМИ.

Канал CNN вещал в России с конца 1980-х годов. После 1991 года канал круглосуточно транслировался в Москве. Бесплатное круглосуточное вещание в Москве прекратилось 1 января 1998 года.

По материалам открытых источников

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.