Rambler's Top100
Все новости Новости компаний

Телекоммуникации Казахстана растут за счет сотовой связи

21 января 2015

По оценке iKS-Consulting, объем рынка связи Казахстана в 2014 году составил 6,3 млрд тенге, продемонстрировав рост на уровне 6% по сравнению с  2013 годом. Как и ранее, наибольший удельный вес пришелся на доходы от услуг, предоставленных в сетях сотовой связи - 58%.



Источник: iKS-Consulting


Динамика доходов в ключевых сегментах наглядно демонстрирует точки роста и зоны стагнации казахстанского рынка:


Темпы роста выручки по сегментам, 2014/2013


Источник: iKS-Consulting

В отрицательной зоне по итогам 2014 года только фиксированная телефония. В целом снижение доходов от данного вида услуг - позитивный знак, означающий, что Казахстан «в мировом тренде», заключающемся в активном перетоке голосового трафика в сети сотовой связи. Это, в свою очередь, означает, что услуги сотовой связи доступны максимально широкой пользовательской аудитории. За последние два года «мобильная каннибализация» существенно преобразовалась - фиксированный «голос» мигрирует уже не просто в мобильную сеть, а целенаправленно в мобильный Интернет. Так, доходы от мобильной передачи данных в РК в 2014 году возросли почти на 50% по сравнению с предыдущим годом, обеспечив рост всему рынку сотовой связи. При этом доходы от голосовых услуг в мобильных сетях впервые за всю историю рынка показали отрицательную динамику - минус 2% по итогам года. Основным фактором роста доходов от мобильного Интернета стал рост числа абонентов, использующих для передачи данных смартфоны - по данным iKS-Consulting, в 2014 году их количество превысило 4,5 млн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2013 годом. Существенное влияние на рынок оказало развитие в Казахстане сети LTE (ALTEL), ориентированной на наиболее требовательных к скорости мобильной передачи данных пользователей.

В фиксированных сетях темп роста доходов от ШПД и передачи данных с каждым годом снижается. В 2014 году он составил 10%. Причины очевидны - рынок все больше насыщается, а перспективы роста доходности абонентов в условиях полных «безлимитов» крайне ограничены.  По итогам года проникновение ШПД в городах (в среднем по стране) превысило 50%, а на рынках двух столиц данный показатель перешагнул за 70%. Основную ставку операторы делают на рост числа абонентов в волоконно-оптических сетях - потенциально их ARPU наиболее высок за счет использования комплексных пакетных предложений, включающих услуги с наилучшим качеством, по премиальным тарифам

На фоне остальных сегментов рынка позитивно выглядит динамика доходов от платного ТВ - 15,4% по итогам 2014 года. Драйверами роста рынка являются два проекта - OTAU TB от АО «Казтелерадио» и ID-TV от АО «Казахтелеком», абонентские базы которых растут наиболее интенсивно. С приходом в 2014 году новой команды акционеров и топ-менеджеров в компанию «АЛМА-ТВ», с которой начиналась история платного ТВ в Казахстане, конкуренция в сегменте, безусловно, наберет новые обороты. В качестве одного из вероятных сценариев iKS-Consulting видит активную региональную экспансию оператора с возможным приобретением игроков на локальных рынках. По итогам года проникновение платного ТВ в крупных городах (в среднем по стране) превысило 60% в целом же по республике данный показатель находится на уровне 44%. Наибольший потенциал роста сохраняется в сегменте спутникового ТВ. В крупных  городах, где преобладают кабельные технологии,  речь будет идти скорее о перераспределении рынка и его концентрации вокруг крупных игроков национального масштаба, нежели об общем росте.

Наиболее высокий темп роста доходов в 2014 году был зафиксирован на операторском рынке  - 16%. Причем, если несколько лет назад рост сегменту обеспечивали доходы от аренды каналов по причине  активного строительства сетей операторами сотовой связи, то в истекшем году рост был обусловлен практически удвоившимся спросом на оптовые Интернет-каналы. Это закономерно - лавинообразный рост data-трафика в операторских сетях, генерируемый пользователями, требует постоянного расширения магистральных каналов с целью обеспечения надлежащего качества услуг.

Активное развитие рынка передачи данных привело к тому, что в 2014 году казахстанские операторы столкнулись с обратной стороной массовой «интернетизации», выразившейся в гигантской разнице между скоростью роста объема сетевого трафика и скоростью роста доходов. Так, по итогам трех кварталов Кселл зафиксировал рост трафика на 101,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, Tele2 и Beeline сообщали о схожей динамике. При этом доходы операторов от услуг мобильного Интернета в 2014 году выросли в среднем на треть по сравнению с предыдущим годом. Исключение составил ALTEL, доходы которого от передачи данных в сети LTE увеличились в несколько раз по сравнению с предыдущим годом (эффект старта). Очевидно, что наращивание сетевых возможностей и, как следствие, рост издержек операторов, увеличение производительности абонентских устройств, рост качественного медиаконтента будет все больше увеличивать разрыв между объемом трафика и доходностью услуг передачи данных.

Перспективы телекома: новые бизнес-модели неизбежны

Будущее телекома  - это передача данных, едва ли кто-то сейчас в этом сомневается. В ближайшие годы операторы будут стремиться к максимальному охвату рынка услугами Интернет-доступа и привлечению абонентов из числа  потребительских сегментов, которые еще несколько лет назад оценивались как малопривлекательные. Однако это скорее не долгосрочная стратегия, а задача на 1-2 года. Вглядываясь же в перспективу, важно распознать сигналы, посылаемые рынком уже сейчас. Сражаясь друг с другом за инфраструктурное превосходство и технологическое лидерство, разворачивая сети «новых поколений», операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов - поставщиков ОТТ-сервисов. Чем качественнее становится услуги Интернет-доступа, тем больше фильмов в HD можно посмотреть на YouTube, тем больше передается медиафайлов в WhatsApp, тем ближе к привычному качество звонков через Viber или Skype. С позиции потребителей эта ситуация близка к идеальной. Для операторского бизнеса же это серьезная угроза и замкнутый круг:   операторы инвестируют в сети, чтобы не проиграть прямым конкурентам по качеству, а ОТТ-сервисы становятся все более востребованными, генерируя трафик, но не обеспечивая дохода операторам связи. Очевидно, что попытки запрета данных сервисов - занятие бесперспективное. Необходимо искать новые экономические модели,  которые учитывают снижение маржинальности операторских услуг под воздействием ОТТ-сервисов и  производимого ими трафика как данность, модели, оптимизирующие затраты операторов.

iKS-Consulting полагает, что в сложившихся условиях необходимо кардинально пересматривать подходы к  межоператорскому взаимодействию, переходя от конкурентных стратегий к партнерским. Объединение усилий позволит эффективней противостоять внешней конкуренции. Это касается как развития инфраструктуры, так и продуктов. Существенное снижение капитальных затрат может обеспечить совместное строительство и использование инфраструктуры. Это особенно актуально для операторов сотовой связи, каждый из которых заявил о своей готовности к развертыванию сетей 4G. Создание единой мощной сети (или хотя бы ее ключевых участков)  вместо нескольких дублирующих обеспечит каждому оператору гигантскую экономию CAPEX. Кроме того, нивелирование инфраструктурного превосходства будет стимулировать операторов к конкуренции на уровне продуктов, маркетинга и сервиса. Совместное использование инфраструктуры требует внесения изменений в законодательные нормы, регулирующие отрасль связи, однако не вызывает сомнения, что инициатива от самих игроков рынка в данном вопросе имеет первоочередное значение. Примером такого сотрудничества может служить подписанное в конце 2014 года соглашение между российскими операторами «ВымпелКом» и МТС о совместном строительстве LTE-сетей в 36 регионах РФ. Детали данного соглашения имеются в открытых источниках.

Реализация принципов партнерства в области предоставления услуг видится iKS-Consulting в развитии совместных проектов между операторами связи и разработчиками/поставщиками специализированных сервисов посредством размещения на сетях операторов открытых технологических платформ. Данная модель позволяет разработчикам иметь необходимые технические и программные ресурсы для создания новых продуктов, операторы же получают новые сервисы для своих клиентов, предоставляемые по принципу разделения доходов между операторами и разработчиками.  Преимущества очевидны для обеих сторон: операторы не вкладываются в разработку, не привлекают новых сотрудников и не создают новых департаментов. Разработчики (обычно - небольшие компании с ограниченными инвестиционными возможностями) получают технологическую поддержку и прямой доступ к потенциальным потребителям без колоссальных затрат на рекламу. В рамках данной модели успешно развивают М2М-услуги крупные операторы в США, Европе и Юго-Восточной Азии. Необходимо признать, что попытки казахстанских операторов развить М2М-рынок самостоятельно, вне данной модели, пока не привели к значимым результатам. Между тем, схожий подход хорошо знаком операторам сотовой связи и  успешно отработал в период популярности контент-услуг.

В целом iKS-Consulting считает, что идея необходимости трансформации рыночной парадигмы должна найти отражение в стратегиях крупных игроков рынка. В попытках расширить спектр деятельности операторам стоит отойти от стремления к самостоятельной и единоличной реализации проектов в смежных и не профильных для себя отраслях. Напротив, следует максимально использовать синергический эффект, обеспечиваемый партнерскими моделями.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.