Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Госуслуги: Санкт-Петербургские родители едва не стали хакерами

04 февраля 2015

В минувшее воскресенье в Петербурге была практически сорвана электронная запись в первые классы общеобразовательных школ: сайт госуслуг Санкт-Петербурга завис на несколько часов.

В этом году «виртуальная» подача заявлений позиционировалась как ноу-хау, чем особенно гордились чиновники. В итоге сайт госуслуг Петербурга завис более чем на 6 часов, и две трети из 40 с лишним тысяч заявителей ногами пошли подавать заявление, в МФЦ, – пишет "TelecomDaily"

Разработка сайта в 2014 году стоила 142 млн рублей из городского бюджета. В Комитете по информатизации и связи СПБ считают, что причина такого провала в том, что родители будущих первоклассников написали и внедрили свой софт, который вызвал ступор в работе портала.

Запись в школы должна была начаться в 9 часов утра 1 февраля. В течение нескольких месяцев до этого представители Комитета по образованию, представители МФЦ и «Информационно-аналитического центра» СПб (ИАЦ), разрабатывавшего портал госуслуг, уверяли родителей, что проще и надежнее будет подать свое заявление, не выходя из дома, просто нажав на кнопку «отправить» на портале gu.spb.ru. Был и второй вариант – подавать заявление в моногофункциональных центрах (МФЦ). Но там, как говорили в комитете по образованию, формирование заявок будет происходить дольше по времени, да и каналы подачи в МФЦ полностью синхронизированы с порталом госуслуг. Проще говоря – «зависнет» портал, «зависнут» и МФЦ. Впрочем, как авторитетно заявлял начальник управления государственных электронных услуг Информационно-аналитического центра Андрей Овчаренко, этого просто не может быть. И действительно, незадолго до старта проекта в Комитете по информатизации и связи рассказывали TelecomDaily, что «модернизирована архитектура и каналы расширены» (см. www.tdaily.ru/news/top-novosti/35385).

После глобального провала работы ресурса, когда за первые 5 часов через сайт подать заявку на поступление в школу чудом смогло всего несколько тысяч человек, разработчики системы предложили попеременно сразу несколько версий произошедшего. Речь шла не о федеральной системе ЕСИА, сбоев которой, по свидетельствам «Ростелекома» и Минкомсвязи, не было. «Завис» региональный портал госуслуг, на разработку которого в 2014 году было потрачено 142 млн рублей. Как уже упоминалось, модернизировал систему ИАЦ – он был единственным участником соответствующего конкурса.

И представители же ИАЦ в течение вчерашнего дня сказали о различных вариантах «регионального падения». Первая – на сайт была совершена DDos-атака, и скорее всего, из-за рубежа. Системой было получено 10 млн запросов при максимальной входящей пропускной способности 350 тыс запросов в минуту.

Как рассказал радиостанции «Эхо Петербурга» зампред комитета по информатизации Андрей Никольский, когда «основной» портал завис, ИАЦ подключил «вторичный», который тоже благополучно «завис», показав пользователям ошибку превышения максимального числа соединений к базе. Интересно еще и то, что в МФЦ вся система работала стабильно, хотя в ИАЦ неоднократно говорили об идентичности используемых систем. На эти вопросы представители ИАЦ вчера не ответили. Однако, как рассказали TelecomDaily на условиях анонимности представители РОНО, в 11 утра 1 февраля им сообщили, что канал подачи заявлений через МФЦ внезапно поменялся.

«Это была не DDOS-атака, а недостаточная компетентность разработчиков, - считает специалист в области ИТ Антон Лухт. - Хотелось бы каких-то логов от "ддоса", пока это выглядит следующим образом: разработчик, который никогда не делал высоконагруженных сайтов, попытался "взлететь" на стандартном решении. Не получилось. Такое бывает, но обидно, что нам не рассказывают правду, а врут про иностранный DDOS. Кстати, "Яндекс-Метрика" на тот момент показывает "DDOS" в 300 запросов в минуту - это не ddos, а смех».

О патовой ситуации в работе портала госуслуг СПб некоторые ИТ-эксперты говорили до «часа х». На форумах пишут: родственник, отец будущего первоклассника, программист, пытался заполнить какие-то предварительные формы. После чего понял, что 1 числа все их серверы рухнут. Написал об этом руководству сайта и получил ответ: " Мы знаем, но не понимаем, как исправить. А вы нам не поможете?».

К слову о помощи. 1 февраля, когда сайт уже вовсю «висел», на одном из ИТ-форумов появилось сообщение, якобы от разработчиков портала госуслуг со следующим содержанием: «Друзья, у кого есть опыт работы с огромными общероссийскими справочниками адресов в высоконагруженных проектах? Как работают справочники в соцсетях, гугл или яндекс картах? Классификатора типа КЛАДР или ФИАС очень большие и простое хранение в базе данных и запрос с JavaScript аяком виснет на долго, а при нагрузках вообще отваливается. Не помогает даже Oracle Rac.... Буду признателен любой помощи и любым советам, или может подскажете, к кому обратиться?».

Последнюю на данный момент официальную версию произошедшего озвучил председатель комитета по информатизации и связи Иван Громов. В эфире телеканала «Санкт-Петербург», финансируемого Смольным, он сказал: "Особо продвинутые родители написали некий софт, который позволял бы им стать первыми в очереди. Мы сейчас вычисляем, кто такой системой пользовался. Такие пользователи с программными продуктами сгенерировали миллионы обращений". И, по версии Громова, обвалили сайт. В итоге через портал госуслуг на 1 февраля было подано чуть менее 15 тыс. заявлений, а в МФЦ – около 26 тыс.

Комитет по информатизации и связи запланировал провести проверку своего же подведомственного ГУП ИАЦ и окончательно выяснить причины неудовлетворительной работы портала госуслуг.

Редакция портала IKSMEDIA.RU обратилась за комментарием к разработчикам популярной отечественной платформы «1С-Битрикс: Управление сайтом».  "Интернет-проекты становятся настолько важной частью инфраструктуры компаний и государственных структур, что отказ в работе даже на несколько часов может вызвать серию обвинительных публикаций. Важно понимать, что делать быстрые выводы о том, что послужило причиной сбоя в работе такой сложной технологической системы, как сайт - неправильно, - считает директор по маркетингу компании "1С-Битрикс" Светлана Берегулина. - Быстрые и не всегда компетентные выводы о причинах ошибок в сложных технологических решениях создают давление на участников этой ситуации, которые не помогают им разобраться в проблеме и решить ее на должном уровне. Поэтому очень важно подходить к подготовке выводов и заключений ответственно и профессионально, без нагнетания эмоций и обвинений.  Судить о проблеме с порталом госуслуг Санкт-Петербурга мы не можем, так как не располагаем никакой ровным счетом информацией. К нам не обращались ни при проектировании проекта, ни перед запуском его в работу.  Мы также против голословных обвинений в адрес разработчиков проекта и самого ведомства. ИТ-проекты требуют компетентности на всех этапах".

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.